Публикации
«Целенаправленность и самосовершенствовании на уроках биологии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Целенаправленность и самосовершенствовании на уроках биологии»
Автор: Жеребцова Наталья Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Целенаправленность и самосовершенствовании на уроках биологии»
Автор: Жеребцова Наталья Анатольевна
Тема: «Целенаправленность и самосовершенствовании на урокахВыполнила работу: Жеребцова НАУчитель биологии2025 г Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учениканет желания учиться. В.А. Сухомлинский.Каждый человек большую часть своего долгого детства проживает в школе. Он приходит в нее еще слабым ребенком, не способным к регуляции своей психической деятельности, а выходит из школы сформировавшимся человеком, обладающим всеми гражданскими правами, физически готовым к самостоятельному труду или получению профессионального образования. Л.М. Фридман утверждает, что до недавнего времени в школе наблюдалось духовное рабство, люмпенство и иждивенчество, разрушение проявлений индивидуальности и творческой инициативы путем нивелировки по принятому среднему уровню. Главной же целью школы является целенаправленное воспитание личности каждого ученика. Обучение знаниям, умениям и навыкам должно стать составной органической частью воспитания и средством воспитания. Воспитание должно быть направлено на формирование таких качеств, как высокая нравственность поведения, общая культура, творческая инициатива и предприимчивость, социальная зрелость. Но личность каждого школьника неповторима, индивидуальна и необходимо создать все условия для развития способностей каждого до максимально возможного для него уровня, для полного удовлетворения его интересов.«По своей природе понятие «творчество, творческие способности» очень ёмкие и многогранные, но основными критериями их является деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно, находя средства для его воплощения. Творчество представляет самое прекрасное личностное качество. Н.В. Гоголь говорил, что едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить. Учитель должен настраивать ученика на самостоятельный творческий рост, чтобы, достигнув определенного уровня в своём развитии, личность не оставалась бы застывшей конструкцией, а постоянно самосовершенствовалась. Этому способствует целенаправленное обучение приемами работы над собой в школе. Тема актуальна сегодня. Поэтому я выбрала ее для своего выступления.Каждая личность есть уникум, но которой в то же время присущи общие свойства. К таким особенностям мы относим умственную одарённость ученика Главным в организации работы по саморазвитию умственных способностей таких детей является то, что уже сама природа создала благоприятные предпосылки в виде задатков. Но я понимаю, что для успешного решения поставленной задачи учителю необходимо владеть следующими знаниями и умениями:- знать концептуальные модели умственной одарённости;- знать теоретические основы творчества;- иметь распознать умственно одарённых учеников;- уметь их выявить;- уметь планировать работу по развитию творческих способностей;- уметь стимулировать и консультировать работу ученика по саморазвитию творческих способностей;- владеть приёмами, способствующими переходу развития в саморазвитие. При этом деятельность учителя будет наиболее успешной, если она построена на следующих принципах:- сотворчество (учитель и ученик живут одной духовной жизнью, одними интересами и целями);- свобода (предполагает осознанную необходимость обеими сторонами на право выбора);- индивидуализация (в педагогическом процессе учитываются как психологические особенности ученика, так и возможности учителя). Выбор подходящего учебника дело чрезвычайной важности в наше время. Необходимо выявить:1) Соответствуют ли цели и программа, предложенные в УМК целям обучения в учебном заведении и потребностям учащихся?2) Насколько чётко вводится новый материал? Как происходит его закрепление?3)Является ли темп изучения материала подходящим для Ваших целей обучения?4) Насколько тщательно и регулярно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения?5) Хорошо ли составлен учебник? Подходят ли учащемуся иллюстрации? Сколько их в УМК? Насколько чётко объясняется, как с ними работать?6) Насколько интересны и разнообразны темы и задания?7) Достаточно ли успешно выполнена рекомендация УМК.Заинтересованный в результатах своей работы учитель должен уже в начале года выяснить, кто из учеников проявляет высокий и очень высокий интерес к его предмету независимо от предыдущих оценок, и с каждым учеником выйти:- на индивидуальный образовательный маршрут,-индивидуальную программу деятельности,- программу самодеятельности- и программу взаимодеятельности.Каждому ребенку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.Мотивация успеха — это опора на положительное стимулирование ученика в учебе, отсутствие принуждения. Между учителем и учеником должно быть отношение сотрудничества, учитель обязан способствовать самосовершенствованию ребенка. Только тогда основным мотивом учения станут самоопределение и самоутверждение. Подростки, и не только они, остро реагируют на оценку, пытаются исправить плохую отметку, ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. Одной из главных причин понижения успехов в учебе являются недостаточные теоретические знания стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, а ведь именно они формируют мотивацию успеха.
