Публикации Наставничество как инструмент организации проектной деятельности старшеклассников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество как инструмент организации проектной деятельности старшеклассников
Автор: Генов-Стешенко Алексей Викторович

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВГенов-Стешенко А.В.учитель информатики ГБУ ОО ЗО "БГЛ" г. БердянскВ современном образовательном процессе проектная деятельность является важным инструментом формирования у учащихся функциональной грамотности, способствует развитию критического мышления, креативности, навыков работы в команде и самостоятельности.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предусматривает метод проектов, а именно, выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)» [4, с. 35]. В соответствии с требованием ФГОС СОО проектная и исследовательская деятельность является обязательной для всех школьников 10-11 классов.ФГОС СОО предписывает учителю научить любого школьника выполнять учебные проекты и проводить исследования, но при этом не содержит требований к тому, как организовать проектную и исследовательскую деятельности, как планировать содержание проекта, а также не включает критерии его оценки.В Бердянском государственном лицее результатом проектной деятельности старшеклассников в рамках дисциплины «Индивидуальный проект» (изучается в 10 классе) является создание творческих проектных работ, которые они публично презентуют в конце учебного года. Однако для успешного выполнения учебного проекта учащимися (от идеи до реализации) необходимо специальным образом организовать их проектную деятельность.Учитывая цели, поставленные национальным проектом «Образование», нам видится обоснованной необходимость развития системы наставничества, которая является максимально эффективным способом формирования метакомпетенций учащихся без отрыва от образовательного процесса.Учитель из транслятора знаний должен стать организатором совместной работы с учащимися, генератором развития у учащихся познавательных интересов и творческого потенциала.В этом контексте наставничество выступает как очень эффективный инструмент: наставник, обладая большим опытом и багажом знаний, может не только поддержать учащихся в реализации их идей, но эффективно формировать их ключевые компетентности. Работа в формате проектной деятельности (в частности работа над индивидуальным проектом) является эффективным способом реализации наставничества, поскольку дает возможность передавать знания, способствовать формированию навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.Рассмотрим основные аспекты наставничества как инструмента организации проектной деятельности старшеклассников, а также его влияние на образовательный процесс.Наставничествоэто такая форма взаимодействия, при которой более опытный человек (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному (ученику). В образовательной среде наставничество может принимать различные формы: от индивидуального сопровождения до групповых проектов. Важно отметить, что наставничество не ограничивается лишь передачей знаний; оно также включает в себя поддержку, мотивацию и развитие личностных качеств ученика.Согласно отечественным исследованиям, наставничество способствует формированию у старшеклассников таких качеств, как ответственность, самостоятельность и инициативность. Эти качества особенно важны в контексте проектной деятельности, где учащиеся должны принимать решения, работать в команде и управлять своим временем.Проектная деятельность представляет собой метод обучения, при котором учащиеся работают над решением реальной проблемы и создают конечный продукт. Этот подход позволяет интегрировать знания из различных предметов и развивать практические навыки. В рамках проектной деятельности старшеклассники могут заниматься научными исследованиями, разработкой социальных инициатив, созданием медиа-продуктов и многим другим, так как видов учебных проектов очень много.Проектная деятельность способствует развитию критического мышления и креативности у старшеклассников, что является важным аспектом их подготовки к взрослой жизни. Однако, для успешной реализации проектов необходима поддержка и руководство, что делает наставничество особенно актуальным.Наставник в школе выполняет несколько ключевых ролей в процессе организации проектной деятельности [3]:1. Мотиватор. Наставник вдохновляет учащихся, помогает им увидеть ценность их работы и поддерживает в трудные моменты.2. Консультант. Наставник предоставляет необходимые ресурсы, помогает сформулировать методологический аппарат исследования.3. Модератор. Наставник управляет процессом работы над проектом, помогает организовать взаимодействие между участниками в случае группового проекта.4. Оценщик. Наставник оценивает результаты проектной деятельности, предоставляет обратную связь и помогает учащимся правильно расставить акценты.Указанные роли позволяют наставнику не только направлять проектную деятельность, но и способствовать развитию у старшеклассников навыков, необходимых для успешной реализации проектов.Примеров успешного наставничества в проектной деятельности можно привести множество. Так, в рамках программы "Наставничество в образовании" в ряде школ России были организованы проекты, в которых старшеклассники работали под руководством учителей и профессионалов в различных областях: экологии, социальной ответственности, технологий и др.Однако, несмотря на очевидные преимущества, наставничество в проектной деятельности сталкивается и с рядом проблем. Не все учителя готовы взять на себя роль наставника, так как это требует дополнительных усилий и времени. Недостаток подготовки и опыта у наставников может привести к неэффективному руководству проектами. Кроме того, важно учитывать и индивидуальные особенности учащихся, их сильные и слабые стороны, поэтому подход к наставничеству должен быть индивидуальным, гибким и адаптированным к этим особенностям [1].Чаще всего проектной и исследовательской деятельностью занимаются только высокомотивированные обучающиеся, которые презентуют результаты своих работ на конференциях и конкурсах. Сегодня индивидуальный проект – это основной объект оценки метапредметных результатов учеников. В связи с этим перед учителем стоит сложная задача – научить абсолютно любого школьника создавать проект и проводить исследование.Чтобы научить школьников создавать проекты должны быть разработаны методические рекомендации, подготовлен педагогический состав. Учителям приходится осваивать новый метод обучения, а также не только учить ребят проектной деятельности, но и выступать в роли руководителей, тьюторов, консультантов учебных исследований, зачастую не только в урочное время. Большой проблемой также является представление результатов проектной и исследовательской деятельности школьников, а также последующая не востребованность результатов индивидуального проекта.Таким образом, наставничество является важным инструментом организации проектной деятельности старшеклассников, способствующим развитию их личностных и профессиональных компетенций. Роль наставника в этом процессе неоценима: он не только передает знания, но и вдохновляет, поддерживает и направляет учащихся. Однако для успешной реализации наставничества необходимо преодолеть существующие проблемы и вызовы, связанные с подготовкой наставников и адаптацией подходов к индивидуальным особенностям учеников.Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов. Важно, чтобы наставник владел профессиональными компетенциями, педагогическими и владел знаниями и навыками в области проектной деятельности и командной работы. Наиболее важные функции наставника: обучение в написании и реализации проектов, помощь в оформлении работы для участия в конкурсах, мотивация участия, помощь в поиске дополнительных ресурсов, вовлечение в проектную деятельность.Список литературы1. Глазунова О. В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь / Researcher. 2020. № 1 (29). С. 104–134.2. Никольский В. С., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь / Researcher. 2020. № 1 (29). С. 135–143.3. Сташкевич И. Р., Афанасьева С. А. Современные формы наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 1 (29). С. 147–171.4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 29.06.2017г.) – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. 5. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: Флинта, 2014. С. 14.