Публикации сценарий НОД "Мой город"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: сценарий НОД "Мой город"
Автор: Алексеева Светлана Михайловна

Сценарий непосредственной образовательной деятельности «Мой город»Воспитатель: Алексеева Светлана МихайловнаЦель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства, любовь к родному городу.Задачи:- «Познавательное развитие» - уточнение знаний детей о родном городе и достопримечательных местах; систематизация знаний детей о символике государства; развитие познавательного интереса, поисково-исследовательской активности; формирование элементарных математических представлений: умения решать примеры, отгадывать ребусы. - «Речевое развитие» - расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; закрепление умения выразительно читать стихотворения о Родине. - «Социально-коммуникативное развитие» - формирование умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту (проведение опытов с нефтью). - «Художественно-эстетическое развитие» - реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством развития навыков творческой продуктивной деятельности детей.Предварительная работа: проведение непосредственной образовательной деятельности «Наша Родина – Россия», «Символика России: гимн, герб, флаг», «Наш город – часть большой страны»; рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; беседы о городе «Главные достопримечательности родного города», «Природа родного края», экскурсии в библиотеку, музей, посещение Дома культуры «Нефтяник»; оформление фотоальбомов «Мой любимый город»; выставки детских рисунков;составление «паутинки» по теме привлечение родителей к образовательной деятельности.Материал и оборудование:Утренний прием: проектор, экран, презентация на тему «Достопримечательности города Урай», «солнце».Центр литературыи грамотности: настольная игра «Мой город Урай». Центр строительства: фотографии спортивных комплексов, конструктор Лего.Центр искусства: модели герба, флага, гуашь, тарелочки, клей, листы бумаги, трафареты, ножницы, краски, цветные карандаши, клеёнки, косточки; интерактивная система для голосования ACTIVOTE,проектор, экран.Центр науки и экспериментирования: колба с нефтью, карточки с темами и схемами для исследований, стаканчики с водой и нефтью, салфетки, пипетки, перья птиц, палочки, влажные салфетки, фартуки, шапочки, подносы, альбом.Центр математики: палочки Кюизенера, карточки с решением примеров, карточки с ребусами, фотография «Парк аттракционов».Утренний сбор.Звучит музыкальное произведение «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского).На слайде появляется Югорка и приглашает (звуковой слайд)детей к общению. Дети собираются в круг и садятся на ковер.Приветствие.Воспитатель: Утром раннимто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руки протянуло. Тонкий лучик золотой. Поздоровалось со мной. Игра «Комплимент».Воспитатель:Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом. (Дети, по очереди обращаясь друг к другу, говорят комплименты.)Ритуал «Новости выходного дня».Воспитатель: Дети у меня сегодня такое хорошее, радостное настроение! Вчера был солнечный теплый денек. Я решила прогуляться по любимым местам нашего города. Для меня – это аллея Мира. А какие у вас любимые места, где вы любите играть, гулять? Расскажите, о своих любимых местах. А помогут нам вот такие солнечные лучики – лучик я себе возьму, новость всем я расскажу.Кто желает?(Обмен информацией – дети рассказывают о любимом месте в городе и берут себе лучик).Воспитатель: Ребята! Как много вы назвали красивых мест и достопримечательностей нашего города. Давайте вспомним, как называется наш красивый небольшой городок? (Урай). Значит мы с вами кто? (Урайцы).Воспитатель: Наш город – это маленькая частичка России. Каждый человек в нашем городе занимается своим трудом и от этого город становится все лучше и краше. Сюрпризный момент-игра «Лучики красивых слов»Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, как мы гуляем по нашему красивому городу, по своим любимым местам. (В это время на ковре появляется солнце без лучей, дети отрывают глаза.)Воспитатель: Ребята посмотрите! У нас появилось солнышко…. Но что-то с ним не так…. (Ответы детей – солнышко без лучиков). Правильно и оно немного грустит. Как же нам помочь солнышку? Как поднять ему настроение, чтобы оно светило нам ярче? (Выслушиваются все предложениядетей –подарим ему наши лучики, расскажем о городе, в котором мы живем и т.д.Каждый ребенок говорит красивые слова о городе и кладет свой лучик к солнышку – солнечный, ночной, спортивный, культурный, молодой, красивый, загадочный, нефтяной и т.д.)Воспитатель: Вот сколько красивых слов мы назвали о нашем городе.Проблемная ситуация.Воспитатель: Ребята, скоро мы, урайцы, будем праздновать 60-летний Юбилей нашего города. Посмотрите, каким наш город был 60 лет назад (на слайде фото города). Он похож на наш современный город? (Ответы детей). Чем отличается старый город от современного? (Рассуждения детей). На день рождения детям и взрослым дарят подарки, а что можно подарить городу? (Рассуждения детей. Дети в диалоге подводятся к мысли, что можно подарить городу наши знания). Отлично! Пойдемте к «Доске выбора».Работа с доской выбораВоспитатель: Сейчас я расскажу, что вас ждет в каждом из центров, а вы послушайте и сделайте свой выбор.Предоставление информации о материалах в центрах активности.Воспитатель: На станции «Первооткрывателей» (Центр литературы) вас ждет интересная познавательная настольная игра «Мой город Урай». На юбилей города к нам приедет много гостей, которые впервые будут у нас в Урае. Поэтому, предлагаю вам с помощью этой игры, побывать в роли экскурсоводов. Рассказать гостям о достопримечательностях и социальных объектах нашего города. И сегодняЕвгения Сергеевна (учитель-логопед) будет играть вместе с вами в этом центре.А чтобы узнать, чем нам предстоит заниматься на станции «Размышляйка» ентр математики),нужно прочитать письмо, его передал мне наш друг Югорка конверте письмо и фотография). «Дорогие дети! Пишет вам Мудрец. Приглашаю на математическую прогулку, где вас ожидают испытания. Если пройдете все испытания, вы узнаете, что изображено на фотографии. Решайте! Желаю удачи! Мудрец». Я вместе с вами попробую пройти приготовленные испытания.Что же интересное ждет вас на станции «Исследователи»?(Центр науки и экспериментирования).Отгадаете загадкуи все станет понятно!Это топливо, сырьеИз земли качают.«Черным золотом» его Люди величают.... (Ответы детей - нефть)Правильно, вы будете исследовать нефть. На станции «Знаки – символы» (Центр искусств) вы будете работать с символами. Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы, я предлагаю вам отгадать. Послушайте внимательно:Белый цвет – березыСиний неба цветКрасная полоска солнечный рассвет.(Ответы детей – флаг).А какие символы вы еще знаете? ерб, гимн). Правильно, у каждого города, страны есть герб, флаг, гимн. Какой герб, флаг нашего города? Почему изображена птица и капелька нефти на гербе нашего города, вам предстоит узнать на станции «Знаки – символы». Ребята, на станции «Строительная»(Центр конструирования)вы станете настоящими архитекторами и строителями. Там вас ждут чертежи, схемы, планы зданий спортивных комплексов нашего города. Назовите их, пожалуйста (дети перечисляют «Старт», «Звезды Югры», «Олимп»). Дети выбирают центры, расходятся по станциям.Работа на станциях (Центры активности детей).Станция «Первооткрывателей» (Центр литературы и грамотности). Настольная игра «Мой город Урай», разработанная коллективом детского сада. Индивидуально-подгрупповая работа. Игра «Мой город Урай» знакомит с архитектурными памятниками города Урай и различными городскими социальными объектами. Игра проходит на карте города. Существует 4 маршрута – красный, синий, желтый и зеленый. Маршруты разработаны по городским социальным объектам города и архитектурным памятникам.Каждый игрок выбирает себе маршрутную книгу определенного цвета, рассматривает её, внимательно изучает картинки (и описание объекта, если умеет читать). Далее игроки берут набор карточек того цвета, которым обозначен их маршрут, и раскладывают их перед собой картинками вверх. Затем игроки меняются маршрутными книжками.После этого игроки ставят свои фишки (цвет фишки должен соответствовать цвету маршрута) рядом с игровым полем и, поочередно бросая кубик, определяют, кто из них будет ходить первым, кто вторым и т.д.Станция «Исследователи»ентр науки и экспериментирования).Опыты с нефтью. Работа в паре. Дети вспоминают правила поведения в лаборатории (не шуметь, аккуратно обращаться с пробирками; внимательно слушать взрослоголедить за результатом;закончив наблюдение, сделать вывод и зарисовать в дневник наблюдения).Сотрудники лаборатории надевают фартуки, шапочки и приступают к опытам.Опыт 1. Цвет нефти.На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.Опыт 2. Прозрачность.Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.Опыт 3. Запах.Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.Опыт 4. Текучесть.Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.Опыт 5. Маслянистость.Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.Опыт 7. Птицы и нефть.Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.После выполнения опытов, дети рассказывают о проделанной работе и делают вывод.Станция «Знаки – символы» (Центр искусства).Изготовление символов города разными техниками. Индивидуальная работа. Работу на станции проводит педагог-психолог Наталья Анатольевна Моторина (приложение 1). На слайде изображены символы – герб России, герб ХМАО-Югры, герб Тюменской области, герб города Урай. Педагог спрашивает детей, что изображено на слайде и предлагает выбрать герб города Урай . Цвета герба: серебро символизирует чистоту, благородство и надежду. Голубой цвет соответствует небу, воздуху. Это символ красоты, величия, чести и добродетели. Зеленый цвет соответствует траве, растительности и олицетворяет надежду, изобилие и свободу. Черный цвет – это земля, символ благоразумия и мудрости. В данном случае символизирует основное богатство недр Урайской земли – нефть, с добычей которой связан почетный труд нефтяников, ставших основателями города.Далее внимание детей обращается на слайд, где изображен флаг России, флаг ХМАО-Югры, флаг Тюменской области, флаг города Урай. Дети выбирают с помощью системы голосования флаг города Урай .После обсуждения правильного ответа ребятам предлагается создать на выбор флаг или герб города Урай своими руками разными техниками(аппликация или рисование).В центре искусства на столах для этого приготовлены все заготовки и материалы. Дети, желающие изготовить герб путем аппликациитолкнулись с затруднением - как и в какой в определенной последовательности нужно выполнить задание. Обсудив совместно с педагогом план действий, дети приступили к выполнению задания. При созданиигерба работа проходила в паре (взрослый-ребенок). В результате проделанной работы дети справились с поставленной задачей . Станции «Размышляйка»ентр математики). Работа с ПалочкамиКюизенера – многофункциональным математическим пособием. Данное пособие позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», основы счета, умение измерять предметы.Детям предлагается порассуждатьо необходимости строительства железной дороги в городе. Далее педагог предлагает построить свою железную дорогу, чтобы гости смогли приехать в Урай на празднование 50-летнего юбилея. Детям предлагаются следующие задания:1. Наш поезд состоит из трех вагонов: голубого, желтого, розового, при этом желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В первом вагоне едет три пассажира, во втором вагоне – пятьпассажиров, в третьем - 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета (рельсы), дети приходят к выводу, что в поезде едет десять пассажиров.2. Наш поезд состоит из трех вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этомфиолетовый – в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой. В первом вагоне поезда едет пятьпассажиров, во втором – шесть, в третьем – три пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета (рельсы), дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит в поезде едет десять и четыре пассажира, то есть четырнадцать.3.Более сложная задача. Наш поезд состоит из трех вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? В первом вагоне поезда едет пять пассажиров, во втором – шесть, в третьем – три пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет десять и четыре пассажира, то есть четырнадцать.Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета.Воспитатель подводит итоги: «Вот теперь у нас есть своя детская железная дорога, и мы можем отравиться покататься по нашим красивым местам. А по каким, нам предстоит узнать, если мы отгадаем математические ребусы. У каждого своя карточка с буквами и цифрами. Задание состоит в том, чтобы составить цифры по порядку от 1 до 9, и тогда мы узнаем слово, которое здесь зашифровано. Каждой цифре соответствует буква. Расшифровав ребусы, получаем слова: Конда, Лукоморье, Нефтяник, Паровозик. Скажите, а что обозначает слово Конда? (река), Лукоморье (название нашего детского сада), Нефтяник (Дом культуры), Паровозик (детское кафе)» Педагог предлагает посмотреть, что за фотографию нам отправил Мудрец (в конверте разрезанная фотография). Обращение Мудреца:«Ребята чтобы собрать фотографию вам нужно решить примеры. На каждом кусочке фотографий ответы. Ответы соответствуют цифре. Когда получите ответы, разложите все по порядку». После того, как дети, решая примеры на карточках, раскладывают части фотографии по порядку, у них получается фотография Парка аттракционов. Станция «Строительная» (Центр конструирования). Конструирование из Лего-конструктора одного из спортивных комплексов города Урай по выбору детей. Подгрупповая работа. Вместе с педагогом дети рассматривают фотографии спортивных комплексов города Урай, изображенных в разных проекциях – вид спереди, вид сбоку, вид сверху. Педагог сообщает, что на юбилей города проводятся различные мероприятия, в том числе и спортивные соревнования. Дети рассуждают, договариваются, какой комплекс будут сооружать из конструктора Лего. Итоговый сбор.Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.Звучит песня «Вместе весело шагать». Дети собираются в круг на ковре Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где проходило наше путешествие? (Ответы детей, каждая команда рассказывает о проделанной работе, что дети узнали нового, что изготовили, что построили). Воспитатель:Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания! Ребята, все Центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд! Наш Югорка приготовил вам сюрпризы (детям раздаются раскраски с достопримечательностями города Урай и медали).
-