Публикации СООБЩЕНИЕ на заседании методического объединения учителей начальных классов. Здоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СООБЩЕНИЕ на заседании методического объединения учителей начальных классов. Здоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Автор: Коринченкова Виктория Александровна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение«Углегорская специальная школа-интернат №6»СООБЩЕНИЕна заседании методического объединенияучителей начальных классовЗдоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Подготовила: учитель Коринченкова В.А. Март 2025 г.С учётом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий. Такие технологии направлены на создание условий для полноценного обучения и развития детей с особыми потребностями, обеспечивая их физическое, социальное и психическое здоровье.ФГОС для детей с ОВЗ — это нормативные документы, регулирующие образовательные процессы для детей с особыми потребностями, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.Как известно, здоровьесберегающие технологии — это системы и методы работы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся, а также создать безопасные и комфортные условия для обучения, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цели использования здоровьесберегающих технологий.1. Создание безопасной образовательной среды.2. Стимулирование активности и инициативы детей.3. Повышение мотивации к обучению.4. Формирование навыков здорового образа жизни.5. Поддержка психологического комфорта и эмоционального благополучия детей.При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать ряд принципов: «Не навреди»Принцип непрерывности,систематичности», «Индивидуальности».В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии, формы и методы. Сохранение и стимулирование здоровья (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, физкультурные и динамические паузы). Технология обучения ЗОЖ (спортивная минутка, самомассаж, коммуникативная игра, беседы о здоровье и правильном питании). Коррекционное сопровождение (музыкальное паузы, имитация движенийживотных) В своем выступлении я остановлюсь подробнее на использовании некоторых формах и методах здоровьесберегающих технологий более подробно.Благодаря технологии сохранения и стимулирования здоровья у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. Для реализации данной технологии использую, к примеру: Дыхательная гимнастика – система упражнений направленная на развитие речевого дыхания, насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме, улучшение психоэмоционального состояния. Использую в работе вертушки, мыльные пузыри, воздушные шарики. Пальчиковая гимнастика – направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Развитие мелкой моторики провожу ежедневно в любое удобное время. Под музыку. Физкультминутки - проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Проводятся во время уроков, длительностью 3-5 минут, разнообразные комплексы физических упражнений. Детям очень нравиться выполнять их под музыку. Динамическая пауза – способствует снижению утомляемости. В результате активизируется мышление, повышается умственная работоспособность. Сочетаю с элементами дыхательной гимнастики. Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз включаю общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают снять утомление, напряжение детей. Например, игра "Поймай мяч", игра «Нос - ухо - нос».  Гимнастика для глаз – обязательный ежедневный компонент деятельности, целью которого служит укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата. Самомассаж  это  массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Я уверена, что учитель является ключевой фигурой в реализации здоровьесберегающих технологий. Его задача — создать условия для активного участия детей в учебном процессе, анализировать их состояние и поддерживать их заинтересованность. Для этого учителю необходимо:- Осваивать новые методики и технологии.- Внедрять игровой подход в обучение.- Постоянно анализировать и корректировать учебный процесс с учетом здоровья и настроения детей.В условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ здоровьесберегающие технологии играют важную роль в обеспечении успешного и комфортного обучения. Они способствуют созданию среды, в которой каждый ребенок может развиваться, обучаться и раскрывать свои способности в соответствии со своими возможностями и потребностями. Важно, чтобы каждая школа активно внедряла такие технологии, и учителя осознавали их значимость для здоровья и развития детей с особенными потребностями.В заключение, хочу сказать словами Жан Жака Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
-