Публикации
СООБЩЕНИЕ на заседании методического объединения учителей начальных классов. Здоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СООБЩЕНИЕ на заседании методического объединения учителей начальных классов. Здоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Автор: Коринченкова Виктория Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СООБЩЕНИЕ на заседании методического объединения учителей начальных классов. Здоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Автор: Коринченкова Виктория Александровна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение«Углегорская специальная школа-интернат №6»СООБЩЕНИЕна заседании методического объединенияучителей начальных классовЗдоровьсберегающие технологии в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Подготовила: учитель Коринченкова В.А. Март 2025 г.С учётом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий. Такие технологии направлены на создание условий для полноценного обучения и развития детей с особыми потребностями, обеспечивая их физическое, социальное и психическое здоровье.ФГОС для детей с ОВЗ — это нормативные документы, регулирующие образовательные процессы для детей с особыми потребностями, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.Как известно, здоровьесберегающие технологии — это системы и методы работы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся, а также создать безопасные и комфортные условия для обучения, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цели использования здоровьесберегающих технологий.1. Создание безопасной образовательной среды.2. Стимулирование активности и инициативы детей.3. Повышение мотивации к обучению.4. Формирование навыков здорового образа жизни.5. Поддержка психологического комфорта и эмоционального благополучия детей.При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать ряд принципов: «Не навреди»,«Принцип непрерывности,систематичности», «Индивидуальности».В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии, формы и методы. Сохранение и стимулирование здоровья (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, физкультурные и динамические паузы). Технология обучения ЗОЖ (спортивная минутка, самомассаж, коммуникативная игра, беседы о здоровье и правильном питании). Коррекционное сопровождение (музыкальное паузы, имитация движенийживотных) В своем выступлении я остановлюсь подробнее на использовании некоторых формах и методах здоровьесберегающих технологий более подробно.Благодаря технологии сохранения и стимулирования здоровья у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. Для реализации данной технологии использую, к примеру: Дыхательная гимнастика – система упражнений направленная на развитие речевого дыхания, насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме, улучшение психоэмоционального состояния. Использую в работе вертушки, мыльные пузыри, воздушные шарики. Пальчиковая гимнастика – направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Развитие мелкой моторики провожу ежедневно в любое удобное время. Под музыку. Физкультминутки - проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Проводятся во время уроков, длительностью 3-5 минут, разнообразные комплексы физических упражнений. Детям очень нравиться выполнять их под музыку. Динамическая пауза – способствует снижению утомляемости. В результате активизируется мышление, повышается умственная работоспособность. Сочетаю с элементами дыхательной гимнастики. Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз включаю общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают снять утомление, напряжение детей. Например, игра "Поймай мяч", игра «Нос - ухо - нос». Гимнастика для глаз – обязательный ежедневный компонент деятельности, целью которого служит укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Я уверена, что учитель является ключевой фигурой в реализации здоровьесберегающих технологий. Его задача — создать условия для активного участия детей в учебном процессе, анализировать их состояние и поддерживать их заинтересованность. Для этого учителю необходимо:- Осваивать новые методики и технологии.- Внедрять игровой подход в обучение.- Постоянно анализировать и корректировать учебный процесс с учетом здоровья и настроения детей.В условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ здоровьесберегающие технологии играют важную роль в обеспечении успешного и комфортного обучения. Они способствуют созданию среды, в которой каждый ребенок может развиваться, обучаться и раскрывать свои способности в соответствии со своими возможностями и потребностями. Важно, чтобы каждая школа активно внедряла такие технологии, и учителя осознавали их значимость для здоровья и развития детей с особенными потребностями.В заключение, хочу сказать словами Жан Жака Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
