Публикации
Формирование экологической картины мира в профессиональной подготовке специалистов юридической системы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование экологической картины мира в профессиональной подготовке специалистов юридической системы
Автор: Черепова Анна Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование экологической картины мира в профессиональной подготовке специалистов юридической системы
Автор: Черепова Анна Олеговна
Черепова А. О.Формирование экологической картины мира в профессиональной подготовке специалистов юридической системыАннотация. В статье обоснована необходимость формирования экологического мышления в системе комплексного восприятия научной картины мира будущего юриста. Предложены к рассмотрению некоторые возможные методологические подходы формирования экологического мышления при междисциплинарном построении занятий естественнонаучного цикла. Ключевые слова: экологическое мышление; экологическая культура и ответственность; междисциплинарные связи; системное восприятие; целостный анализ. В современном мире роль экологического просвещения в обеспечении сохранности окружающей среды становится всё более значимой. Недостаточная компетентность в вопросах экологического просвещения является одной из самых актуальных проблем современности в связи с тем, что экологическая обстановка в мире за последние годы резко обострилась. В настоящее время общество сталкивается с выбором: сохранить существующий, ставший уже общепринятым, способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к нарушению функционирования природных систем и, как следствие, их разрушению, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменять тип взаимоотношений с природой. Неизбежные последствия (явные и прогнозируемые) показали высочайшую значимость юридической защиты природы.Внедрение экологического подхода в юридическое образование становится очевидным. Его возможно вносить во все возможные компоненты юридического образования. Будущие юристы должны быть подготовлены и знать понятие экологии и основы экологического законодательства, теорию основ правового регулирования экологических отношений, правильно ориентироваться в вопросах применения экологического законодательства. Моделью реализации всего вышеупомянутого является не фрагментарный набор знаний о природе и ее структурных частях, а именно система интегративных знаний, которая должна гармонично вплетаться в профессиональные компетенции. Т.е. становится очевидным факт того, что экологическая проблема предстает как двуединая проблема: охрана природной среды и ее объектов и формирование современного юриста с экологическим типом мышления, частью которого является внутренняя культура. становится очевидным факт того, что экологическая проблема предстает как двуединая проблема: охрана природной среды и ее объектов и формирование современного юриста с интегративным типом мышления, частью которого является и внутренняя экологическая культура. Студенты факультета непрерывного образования, в подавляющем числе случаев, при подготовке к семинарам и контрольным заданиям используют материалы лекций и рекомендованные параграфы учебников. Алгоритм контрольных заданий (устных, либо письменных) заранее установлен, и студенты зачастую механически заучивают материал, не устанавливая логической цепочки изучаемого материала, теряя взаимосвязи и взаимодействия, существующие в единой картине мира. К тому же обучение студентов зачастую строится изолированно от других дисциплин профессиональной направленности. Общеобразовательные дисциплины, как правило, не рассматриваются в качестве базы для формирования умений и навыков в решении профессиональных задач. И этот факт является незаслуженно обойденным и в системе юридического образования. Установление такой, безусловно полезной, взаимосвязи: общеобразовательные – общепрофессиональные дисциплины дает прекрасную возможность формирования не частных, а общенаучных профессиональных навыков. Формирование таких компетенций мы видим, через организацию и проведение интегрированных занятий.Конструкция интегрированного урока состоит в том, что выбираемая задача или проблема дискуссии, или ситуационная задача и т.п. должна быть пограничной относительно нескольких дисциплин.Пример 1. Аральское море в СССР представляло собой до 60-х годов двадцатого столетия красивейший водоем, вмещающим тысячи кубометров чистейшей воды. Две питающие море-озеро артерии - река Амударья и река Сырдарья были перерезаны каналами отведения вод на орошаемые поля. В результате, спустя десяток лет, Аральское море начало стремительно высыхать, появилось масса экологических проблем, явившихся результатом бездумной деятельности человека. Рекомендуемые вопросы:Какие звенья цепи экосистемы были нарушены? Какие возникли последствия? Какие мероприятия по восстановлению разрушенной экосистемы возможно применить в данной стуации? Какие существуют источники охраны природных вод? В качестве домашнего задания можно рекомендовать изучить данную проблему с биолоической, экологической и юридической точки зрения, использую доступные литературные ресурсы. Полученные результаты обсудить на семинаре, исползуя методику «круглый стол». Таким образом студент учится анализировать конкретную ситуацию, включая интегративное мышление, охватывает несколько аспектов естественных наук, устанавливает взаимосвязи между изучаемыми дисциплинами приобретает полезные инструментарии для будущей профессиональной юридической деятельности. Использование метода сравнения может быть представлено следующим примером:Пример 2. Сравниваем традиционные и альтернативные источники энергии. Жизнь в потребительском обществе влечет к постоянному потреблению энергетических ресурсов одного или более регионов или же всей планеты. Как известно, потребление природных ресурсов и полезных ископаемых является крайне губительным для окружающей среды и непостоянным источником энергии. Большинством своим, это связано с исчерпыванием и не возобновлением таких ресурсов как нефть, каменный уголь и природный газ. Комплексная проблема будущей нехватки нефти как уникального природного сырья не относится к вопросам первостепенной важности в общественном сознании. В процессе эволюции, человечество также преуспело в процессе получения больших объемов энергии в результате расщепления атомов Урана до мельчайших частиц, но этот процесс является крайне опасным и ведет к необратимым последствиям.Студентам предлагается продумать ответы на вопросы:Что такое альтернативная энергия?Какая доля альтернативных источников энергии в общем объеме вырабатываемой электроэнергии в мире?Почему альтернативную энергетику не использовали раньше?Почему растет интерес к альтернативным источника энергии?Какие существуют законы и нормативные документы об охране природных источников энергии (общемировые, в России, в Томской области)?Пример 3. Государственный природный заказник Ларинский находится в 100 км от города N, N-ской области. В результате несанкционированной деятельности туристической группы, которая оставила после своего пребывания непотушенный костер, произошло локальное возгорание. Пламя костра перекинулось на лесные массивы. Пожарным службам заказника удалось пресечь распространение пламени, но, в результате возгорания заказник потерял 1 га леса. Студентам рекомендуется проанализировать ситуацию с нескольких позиции и разрешить поставленный вопрос: Какие последствия возникли в результате приведенного частного случая? Определить какие процессы иллюстрируют данный пример с точки зрения химии, физики, биологии, экологии, правоведения (с использованием соответствующих источников права).Решение подобного вопроса возможно «обыграть» в форме деловой игры, которая являет собой метод активного обучения, столь востребованный в современном обучении в рамках ФГОС. Деловая игра может проходить как дискуссия, мозговой штурм, ролевой анализ ситуации.На семинарах-диспутах по естественнонаучным дисциплинам возникает возможность всестороннего анализа и глобальных проблем человечества. Так, например, возможность обсудить глобальные экологические проблемы Арктики: изменение климата (причины) и таяние льдов (следствие), загрязнение вод Мирового океана стоками нефти и соединений органической химии, а так же морским транспортом, изменения сред обитания животных (вследствие косвенных антропогенных факторов) и цепь последствий и др.В результате продумывания вопросов, учащийся видит проблему масштабно, может проследить цепочку событий и обосновать последствия вмешательства человека в природную среду. Может обосновать значимость применяемых мер, проанализировать схему мероприятий, направленных на восстановление разрушенной экосистемы, доказать необходимость применения юридических санкций, знакомится с юридической документацией. Помимо указанных действий, студент определяет значимость своей будущей профессии, которая играет огромную роль в решении серьезных экологических проблем человечества. На занятиях по изучению дисциплин общеобразовательного цикла (естествознание, экология, география) могут быть предложены такие методы, как: деловая игра, аналитические задачи, нравственные дилеммы, научный диспут, критические оценки ситуаций и т.д., которые дают возможность рассматривать событие с точки зрения различных естественных наук, связывая их с будущей профессиональной деятельностью, пробовать стратегии решения поставленных проблем, приобрести опыт научного анализа ситуаций.Современная жизнь предъявляет высокие требования к уровню профессиональной компетентности юриста. Планирование результата, поиск путей достижения этого результата, поиск идей, средств, приёмов исследования проблемы и её претворения в жизнь – те самые наиглавнейшие компетенции, которыми должен обладать современный юрист. Следовательно, будущий профессиональный юрист должен свободно распоряжаться научными знаниями, делать логические умозаключения, обосновывать свои взгляды и выводы.
