Публикации
"Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: ТРИЗ в образовательной практике"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: ТРИЗ в образовательной практике"
Автор: Луконина Алина Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: ТРИЗ в образовательной практике"
Автор: Луконина Алина Андреевна
"Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: ТРИЗ в образовательной практике" Формирование речевых навыков – ключевой фактор полноценного становления личности. Это одно из приоритетных направлений в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, обеспечивающее своевременное развитие психики и личности ребенка.Речевое развитие подразумевает освоение лексического запаса, грамматически правильной монологической и диалогической речи, а также развитие творческого речевого потенциала. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем проще ему выражать свои мысли, шире его возможности в познании мира, тем содержательнее и полнее его общение с окружающими.У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются проблемы со всеми компонентами речевой системы: ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя, трудности в логическом выстраивании связных высказываний. При этом дети чаще используют простые предложения, состоящие из небольшого количества слов (3-4 слова).Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой, артикуляционной. Наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве, сужение полей зрения.Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных методов, приёмов и средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).Сегодня, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи речевого развития проблемным методом, при котором ребенок активно участвует в поиске решений, совершает собственные "открытия". Важно не давать готовые ответы, а задавать наводящие вопросы, чтобы ребенок сам пришел к правильному решению.К методам и приёмам ТРИЗ относятся: мозговой штурм, метод каталога; метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод синектики (аналогий), метод маленьких человечков, системный оператор, типовые приёмы фантазирования, приемы сочинения сказок, игры на развитие системного мышления, составление загадок.Деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста включает несколько этапов:1 этап (накопление опыта). Такой методы ТРИЗ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся пусковым механизмом в становлении речевого творчества детей.Для этого организуются игры, которые нацелены на развитие творческого воображения. Дети учатся системно мыслить, находить общие черты предметов и явлений, выделять отличия, части предметов, с помощью игр: «Кто в чём?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?» и др.Также на этом этапе применяется игра по принципу объединения: «Что общего?», выведение итогов по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов, развивающие фантазию «С чем это схоже?», не менее ценны и типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, оживление-окаменение.Технология системного анализа «Системный оператор» дает заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Также выполняется работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.2 этап (процесс детского творчества). Метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью случайно выбранных персонажей. Благодаря этой технологии дети учатся обдуманно составлять связный текст по определённому алгоритму, где добро в итоге побеждает зло.3 этап - появление новой продукции. Полагаясь на полученные знания, дети учатся находить выход из любой ситуации. В этом случае педагог лишь наблюдает и задаёт направление деятельности. Например, создаются ситуации, которые провоцируют детей на самостоятельную познавательно-исследовательскую, художественно-речевую, художественно-продуктивную, игровую деятельность. Дети сами выбирают свой уровень в данной деятельности, а также средства и материалы, которыми будут пользоваться. Задача состоит в содействии творческому процессу, в позволении обсуждать ситуацию и находить нестандартные решения.Применение ТРИЗ способствует, с одной стороны, активизации познавательной деятельности, формированию мотивации к проявлению творческого мышления и гибкости аналитико-синтетических операций. С другой стороны, создаются условия для развития образной речи, обогащения словарного запаса оценочной лексикой, метафорами, синонимами, антонимами, а также для развития связной речи и осмысленного построения грамматических конструкций.Речь – это инструмент вербальной коммуникации, средство выражения мыслей. Занятия с использованием методов ТРИЗ демонстрируют высокий уровень развития воображения и речевых навыков. Дети проявляют живой интерес к творческим задачам, быстро включаются в процесс, чувствуют себя непринужденно и уверенно. Следовательно, применение этих методов и техник является эффективным.Результативность применения ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у дошкольников созвучна идеям Л.С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас находятся в зоне ближайшего развития».ТРИЗ отличается высокой результативностью благодаря четкому алгоритму действий, приводящему к ожидаемым результатам, и способствует формированию у детей изобретательского мышления, позволяющего предлагать новаторские решения и идеи в будущем. Кроме того, эти методы универсальны и могут быть применены в различных областях педагогики.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВыготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, УИПКПРО, 2003. – 239 с. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. – 52с. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2007. – 77 с. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т.А. Сидочук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2006. – 178с. Сидорчук, Т.А. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2001. – 80 с. Технология ТРИЗ-РТВ. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов фантастического содержания / Синдяева О.Н., Сидорчук Т.А. – М.: Академия, 2004. – 189с.
