Публикации "Танец 4 К"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Танец 4 К"
Автор: Вайнбергер Олеся Витальевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Центр развития творчества»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯПО ТЕМЕ: «Танец 4К» Автор: Вайнбергер Олеся Витальевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Рубцовск2025Пояснительная запискаСовременное образование постепенно уходит от традиционной ориентации на передачу предметных знаний и умений, сосредотачиваясь на формировании ключевых компетенций, актуальных в сегодняшнем мире, таких как интеллект, креативность и социальные навыки. Знания и умения, которые формировались в образовательных учреждениях ранее, уже недостаточны для успеха в нынешних условиях. Сегодня важно, чтобы образовательный процесс помогал не только накапливать знания и информацию, но и применять их на практике, в реальных жизненных ситуациях. Наша задача — научить детей мыслить, опираясь на учебный материал, проявлять креативность и генерировать идеи в процессе освоения нового. Занятие становится пространством, где можно свободно думать, выдвигать идеи, решать творческие задачи и создавать. Это место, где ученики учатся самоуправлению и командной работе ради достижения образовательных целей.Тема: «Танец 4К». Форма занятия: творческая мастерская.Цель: развитие 4К компетенций через создание хореографического номера.Задачи:Образовательные:
  • Познакомить детей с системой создания хореографического номера.
  • Представить их вниманию работы великих хореографов и постановщиков.
  • Познакомить с программами, помогающими с обработкой музыкального материала и конструирования костюма.
  • Закрепить понятие 4К компетенций.
  • Развивающие:
  • Развать чувства времени, умение работать в команде.
  • Развивать умение аргументировать при выборе композиционных и цветовых решений.
  • Развить навыки критического мышления и креативности через хореографические задачи.
  • Способствовать развитию навыков коммуникации и коллаборации в группе.
  • Воспитательные:
  • Совершенствовать навыки межличностного общения.
  • Воспитать дисциплину и навыки организованности в процессе труда.
  • Привить навыки работы в коллективе.
  • Воспитать интерес к хореографическому искусству.
  • Методы:
  • творческая мастерская (это специально созданное место или выделенное пространство, где создаются художественные или творческие произведения, также это форма образовательной деятельности, которая позволяет каждому участнику получать новые знания и опыт путём самостоятельного или коллективного открытия);
  • словесный;
  • наглядный.
  • Возраст обучающихся: 8-12 лет.Описание условий для проведения занятия: дети должны владеть базовыми навыками хореографических движений, иметь представление об импровизации.План занятияПродолжительность занятия 60 мин.
  • Организационно-мотивационный этап (1 мин.)
  • Основная часть (50 мин.)
  • Презентация «Наследие великих» (4 мин.)
  • Игра «Почувствуй время» (3 мин.)
  • Игра «Встреча» (3 мин.)
  • Практическая работа «Творческие мастерские» (40 мин.)
  • Рефлексия: «Продолжи фразу» (9 мин.)
  • Сценарий занятияСегодня предлагаю вам окунуться в интересный процесс создания хореографического произведения, узнать из чего оно состоит, какими инструментами пользуются постановщики, создавая свои шедевры, и самим попробовать свои силы в таком увлекательном деле. Но перед этим давайте посмотри презентацию.Презентация «Наследие великих»Цель: развитие у детей художественного вкуса, творческого мышления и понимания взаимосвязи между музыкой, движением и эмоциями.Ход: обучающимся предлагается к просмотру презентация, в которой продемонстрировано, как великие хореографы превращают простые движения под музыку в полноценные, выразительные и эстетически красивые хореографические произведения.Материалы и оборудование:
  • Ноутбук с выходом в Интернет
  • Презентация (Приложение 1).
  • Игра «Почувствуй время»Цель: помочь участникам осознать, что восприятие времени может различаться у разных людей, и почувствовать субъективность временных ощущений.Ход: выяснить у обучающихся, что, по их мнению, необходимо для постановки нового хореографического номера. Отметить, что музыка играет ключевую роль. Но для того, чтобы номер выглядел эффектно на сцене, конечно, важен костюм, реквизит, освещение — всё это формирует полноценный образ. Таким образом, хореографу зачастую приходится не только придумывать саму хореографию, но и тесно сотрудничать с художником по костюмам, отрабатывать номер с исполнителями и взаимодействовать с множеством специалистов. Если эта работа организована правильно, хореограф успевает всё учесть и создать настоящий шедевр.Детям нужно закрыть глаза и мысленно отсчитать 10 секунд. Когда, по их ощущениям, время истекло, они открывают глаза.Обсуждение полученных результатов. Подведение итогов о том, что восприятие времени субъективно у каждого человека и зависит от разных обстоятельств.Игра «Встреча»Цель: Уметь четко распределять время и формировать умение составлять расписание деловых встреч.Ход: каждый участник получает пустой циферблат. Участники встают и перемещаются по аудитории. Задача каждого участника — назначить четыре встречи на 12, 3, 6 и 9 часовапротив делений часов необходимо записать имя человека, с которым будет происходить встреча). Важно помнить, что если встреча назначена на определённое время, то в этот час нельзя назначать другие встречи. Затем участники под музыку начинают двигаться по аудитории. Как только музыка останавливается, ведущий объявляет время, например: «Двенадцать часов». Дети объединяются в пары с теми, с кем они договорились встретиться в это время. Процесс повторяется четыре раза (для каждого указанного часа). Ребёнок, который забыл, с кем назначил встречу, выбывает из игры. После завершения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого подчёркивается важность чёткого планирования дня и следования установленному графику.Материалы и оборудование:
  • секундомер,
  • циферблат (по количеству участников) (Приложение 2);
  • ручка/простые карандаши (по количеству участников);
  • колонка, музыкальное сопровождение.
  • Практическая работа «Творческие мастерские»Цель: развитие универсальных навыков 4К компетенций на примере создания хореографического номераХод: обучающихся необходимо разделить на подгруппы с помощью жетонов: танцоры, художники, хореографы. Каждая творческая мастерская будет заниматься своей частью проекта, взаимодействуя и дополняя друг друга для достижения общего результата. После завершения работы групп организуется показ танцевального номера с обсуждением представленного образа.Материалы и оборудование:
  • жетоны по количеству участников (Приложение 3).
  • Творческая мастерская «Хореография»Цель: создать отрывок хореографического номера, который будет интересен зрителю и выразит идею коллектива.Ход: участники мастерской прослушивают несколько музыкальных композиций и выберают наиболее подходящую для своего номера. Далее они обсуждают концепцию танца – какие эмоции хотят выразить, какую историю рассказать через движения. Затем коллектив поделится на небольшие группы, каждая из которых предложит свою версию фрагмента будущего номера. В процессе работы над каждым элементом важно учитывать связь между движениями и музыкой. Все фрагменты объединяются в единое целое, чтобы получился гармоничный и связный танец. Итоговый результат будет представлен на финальном показе.Оборудование:
  • музыкальные записи («Adrian Berenguer «Little Things», Laurent Dury «The Grand Duchess», Rihanna «Umbrella»).
  • оборудование для воспроизведения аудиозаписей.
  • Творческая мастерская «Художники»Цель: разработать костюмы для выступления, которые подчеркнут индивидуальность каждого персонажа и дополнят общую атмосферу хореографического номера.Ход: художники слушают музыку, которую выбрали хореографы, и обсуждают, какие образы и характеры она навевает. Каждый участник создаёт эскизы костюмов, используя бумагу, карандаши и другие материалы. Во время работы художники обосновывают выбор цвета, фасона и дизайна, связывая это с концепцией номера. Эскизы обсуждаются всей группой, выбираются лучшие варианты, которые будут доработаны до финала. Оборудование:
  • листы белой бумаги;
  • цветные карандаши, простые карандаши, ластики и фломастеры;
  • мольберты или столы для рисования.
  • Творческая мастерская «Танцоры»Цель: выразительно исполнить хореографический номер, передавая через движение и пластику эмоции и замысел автора.Ход: танцоры начинают работу с разогрева тела – выполняют упражнения для растяжки мышц и суставов.Под руководством хореографов участники разучивают основные элементы танца, отрабатывают синхронность движений и взаимодействие друг с другом.Важная часть процесса – работа над актёрским мастерством: передача эмоций, характера персонажей и общей атмосферы номера. Постепенно идёт сборка всего номера – от отдельных элементов до полного исполнения композиции.Финальный этап — репетиция и отработка сценического образа, включая манеру держаться на сцене, контакт с публикой и взаимную поддержку внутри команды.Оборудование:
  • хореографический зал;
  • пространство для разогрева и растяжки;
  • зеркала для самоконтроля.
  • Рефлексия «Продолжи фразу»Цель: определить эмоциональный настрой каждого участника творческой мастерской и обсудить впечатления от проведённого занятия.Ход: педагог раздаёт каждому участнику карточку с числами от 1 до 9. Педагог предлагает продолжить фразу, расположенную под соответствующей выбранному номеру позицией. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями, обсуждая, что понравилось больше всего, а что вызвало трудности.Оборудование:
  • карточки с числами от 1 до 9 (Приложение 4);
  • карточка «Продолжи фразу» (Приложение 5).
  • После завершения рефлексии педагог благодарит всех за активную работу и вручает сертификаты участников творческой мастерской (Приложение 6).Список литературы
  • Галимова А.Е. Понятие импровизации и ее роль в хореографии / А.Е. Галимова // Форум молодых ученых. – 2020. 5. – С. 85-87.
  • Закирова С. М. Творческий процесс постановщика танца // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 428-430. [Электронный ресурс]: (дата обращения: 08.02.2025).
  • Карпенко В.Н. Импровизация и хореография: индивидуальность и взаимосвязь / В.Н. Карпенко, Е.О. Ладыгина // Культура и время перемен. – 2018. – № 4. – С. 12-17.
  • Приложение 1Ссылка на презентацию Приложение 2Игра «Встреча»Приложение 3Практическая работа «Творческие мастерские»Жетоны.Приложение 4Рефлексия «Закончи фразу»КарточкиПриложение 5Рефлексия «Закончи фразу»Карточка для рефлексии Приложение 6Сертификаты
    -