Публикации
«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Чудова Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Чудова Екатерина Сергеевна
«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»Лев Семёнович ВыготскийЦель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов и использование их в работе с детьми, распространение инновационной педагогической технологии.Задачи:- Познакомить педагогов с технологией синквейн, с его практическим применением.- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.- Вызвать от совместного общения положительные эмоции.Актуальность данного методаСовременная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение. Что же означает это необычное для нашего слуха слово «Синквейн».В переводе с французского слово «Синквейн» означает «Cing» - пять.Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и написанная по определённому правилу (алгоритму). Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на изучение форм японского стихосложения хокку и танка.Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Характеристика чего – либо или кого-либо в краткой форме. Использование технологии позволяет решить сразу несколько важнейшихзадач:придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Является формой свободного творчества. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.В чем же его эффективность и значимость? Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.2. Синквейн является игровым приёмом.3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление). 5. Закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении; совершенствует навык использования в речи синонимов; 6. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.7. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу в рамках прохождения определённой лексической темы.8. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.Условные обозначения:слова-предметы (существительные); слова-признаки (два прилагательных, раскрывающих тему синквейна); слова-действия (три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна); фраза, предложение, в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:I этап – подготовительныйДля того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря по словам предметам, признакам и действиям:- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.- Игры малой подвижности ( «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие)II Этап – основной.Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.III этап практический.Самостоятельное составление синквейнов детьми.Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:Способы работы с дошкольниками по синквейнам.1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну .2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке.3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;5. Дидактический синквейн;6. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».Данный метод мы используем:• на занятиях по развитию связной речи, для закрепления изученной лексической темы;• на занятиях используя слова из синквейна, придумать рассказ.• после коррекционного часа индивидуально, по подгруппам или массово. Нами был проведен Мастер – класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи с детьми» С целью: познакомить родителей с приемами и способами составления синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях. Где были решены следующие задачи: 1. Объяснить значение использования синквейнов в работе над развитием речи детей. 2. Вызвать интерес к составлению синквейнов. 3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.Встреча прошла в дружелюбной обстановке, где дети могли поделиться с родителями умениями по составлению синквейнов на знакомые темы. А также совместно с родителями, познакомились с новым видом синквейна – дидактический синквейн и попробовали его составить.Результативность данной работы:Дети владеют практическими навыками составления синквейна. Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов; Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова; Выработалась способность к анализу Лучше развивается фразовая речь. Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми.Вывод.Из всего сказанного можно сделать вывод. Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении. Уважаемые педагоги, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Синквейн загадка». Для вас составлен синквейн из слов-предметов, слов-признаков и предложения. Внимательно послушайте и скажите после этого, о ком или о чём говорится и свои ассоциации к этому предмету. А потом мы узнаем, правильно ли вы ответили. Объяснение воспитателя о применении «Синквейна» на практике с детьми подготовительной группы.Благодарим вас за совместную работу, надеемся, что информация была интересна и полезна для вас, и возможно вы заинтересуетесь этим методом, чтобы добиться желаемых результатов в своей работе. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.
