Публикации
: "Что должен знать воспитатель о ПДД"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: : "Что должен знать воспитатель о ПДД"
Автор: Родионова Людмила Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: : "Что должен знать воспитатель о ПДД"
Автор: Родионова Людмила Евгеньевна
Подготовила: воспитатель МДОУ " Д/с №8 "Сказка" Родионова Л.Е."Организация работы по изучению ПДД в Д/с"Актуальной задачей сегодняшнего дня, является - воспитание культуры поведения на улице. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребность.Наш детский сад стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. И в этом плане детский сад играет первостепенную роль.«Как научить детей Правилам дорожного движения? С чего начать?» – этот вопрос задает обычно каждый педагог, принимая руководство воспитательной работы с 3-х летними детьми. А ведь с такими детьми трудно работать: они еще слишком малы!Прежде всего воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой при изучении с детьми правил дорожного движения. Эмоциональный положительный настрой к изучению Правил уличного движения формируют игры: дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами такими, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.Вся проводимая работа по обучению детей правилам дорожного движения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Подготовка детей к самостоятельному в недалеком будущем общению с улицей начинается с младшей группы. Во время прогулок воспитатель обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, знакомит со словами «дорога», «тротуар», «шофер», «автомашина». В средней группе расширяется программа целевых наблюдений. Детей знакомят с простейшими правилами дорожного движения: ходить надо по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, разъясняются понятия «пешеход», «светофор», «проезжая часть» и т.д.В старшей и подготовительной группах дети получают более полные знания о правилах поведения пешеходов и пассажиров. Например, дорогу следует переходить только в указанных местах; переходя улицу, надо сначала посмотреть налево, а дойдя до ее середины, направо; ожидать транспорт следует на специальной остановке. Кроме того, детей знакомят с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения. Знания, полученные на занятиях и прогулках, закрепляются в играх.В каждой возрастной группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей, а так же представлены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности. В каждой группе находятся макеты улиц. Используя его, воспитатели знакомят детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор» и т.д.Так же в группах детского сада воспитатели расширяют материал по обучению ребят правилам дорожного движения: книги, картины, плакаты, консультации для родителей, планы занятий, атрибуты и др.На участке детского сада создана специальная авто площадка, игровое пространство, включающее перекресток, образуемые примыкающими друг к другу дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды, самокаты) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.Для закрепления программного материала детям можно дать задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живешь. Родители могут прокомментировать рисунок ребенка, уточнить, какие дома он нарисовал, где находится переход, какие знаки имеются на улице и т.д.Надо объяснить родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью старшим дошкольникам хорошо дать поручение в игровой форме, но с определенной, понятной ребенку целью. Например, «Давай, ты меня сегодня поведешь в магазин, и мы купим с тобой», – говорит мама ребенку, «но прежде ты расскажи, по какой стороне тротуара надо идти, где мы будем переходить дорогу», и т.д. Ребенок действует под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение таких заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.Работа по изучению правил дорожного движения проводится в тесном контакте с родителями..В пропаганде правил дорожного движения в нашем саду широко используется наглядная агитация. Для родителей изготовлен стенд "Уголок безопасного дорожного движения" который включает в себя такие разделы как: Правила поведения на дороге, Дорожные знаки, Правила поведения для пешеходов. На нем помещены выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, информация для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь также размещаются картинки, тексты стихотворений и загадок, фотоснимки улиц, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. В папках - передвижках помещаются соответствующие статьи и брошюры. Совместная работа педагогического коллектива детского сада, сотрудников ГИБДД и родителей, дает свои положительные результаты в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Статистика показывает, что очень частой причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Причины тут разные. И одна из них падает на взрослых.Разберем такую ситуацию: неожиданно на улице встречаются старые знакомые. Мама давно не видела свою приятельницу и теперь так увлечена разговором, что совершено забыла о ребенке. А он? Он ищет способ удовлетворить свое вынужденное бездействие, благо мама прихватила для развлечения мячик. Одно - два движения – и непоседливый мячик уже на проезжей части. А через некоторое время – скрежет тормозов, звон разбитого стекла… Мальчик спасен, но каких усилий это стоило водителю грузовика!Поэтому одной из важных форм по пропаганде соблюдения правил дорожного движения являются беседы с родителями. Воспитатели должны сделать родителей своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности детей. Время от времени воспитатели должны проводить беседы, собрания с родителями, чаще напоминать им, что в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут сотни детей. Несчастные случаи происходят потому, что взрослые не приучают детей к строгой дисциплине на улице и соблюдению правил движения. Часто родители безответственно оставляют на улице малышей без присмотра. Иногда сами взрослые отнюдь не служат примером для детей и подростков, нарушая правила движения. Очень часто, видя шалости и недисциплинированность детей на улице, они не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности они себя подвергают, не требуют, чтобы дети приучались к культуре поведения на улице и строгому соблюдению правил уличного движения.Задача воспитателя – убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил движения детьми – своими или чужими. Можно привести в беседе такой пример: У одного малыша, который живет в вашем дворе, есть велосипед, и вы увидели, что он катается по проезжей части. Если вы, родители, не остановите его, то может случиться беда.Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу к воспитателю и забирать домой. Нельзя допускать, чтобы дошкольники шли без родителей. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику младших классов. Он сам еще не твердо знает правила дорожного движения, может заиграться по дороге или растеряться в сложной ситуации.Воспитатели должны также рассказать родителям о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде. Скажем, в дождь родители должны быть особенно внимательны. Не торопится, не перебегать улицу, не закрываться зонтиком при переходе улицы. Необходимо познакомить родителей с месторасположением детского сада относительно городских магистралей, улиц и переулков, указать на наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка в детский сад, учили его азбуке улиц и дорог. Родители, повторяем должны стать первыми помощниками воспитателя в этом важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей. Следует подчеркивать, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения.На тему безопасности надо беседовать с родителями как в индивидуальном порядке, так и на собраниях. На такие собраниях следует познакомить родителей с причинами детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, области, крае. Закрепить у детей знание правил дорожного движения поможет совместная работа д/с и семьи.Примерные темы родительских собраний :1. Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют.2. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов.3. Статистика и типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения.После собрания родителям можно показать презентации на данную тему или раздать памяткиВопросы, поднятые на собраниях, могут быть предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют воспитателю установить тесный контакт с семьей, индивидуально подойти к каждому ребенку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние. Бывают случаи, когда дети боятся переходить дорогу, вырываются и убегают от родителей, особенно при виде приближающегося транспорта. Воспитатель подсказывает, как должен вести себя взрослый в этой ситуации, как успокоить ребенка, как объяснить необходимость соблюдения правил. Педагог регулярно беседует с родителями об успехах детей в освоении правил дорожного движения.Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя улицу с ребенком, взрослые должны обязательно держать его за руку. В противном случае ребенок может испугаться приближающейся машины и внезапно побежать через дорогу, подвергая себя опасности. Надо объяснять детям, что нельзя выходить одним, без взрослых на проезжую часть дороги, а переходя улицу с ребенком, учить его правильной реакции на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь.По просьбе воспитателей родители могут уточнить с детьми названия улиц, по которым они идут в д/с, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Родители могут рассказать детям о труде шофера, инспекторе ГИБДД (регулировщике), понаблюдать с ним за работой светофора.Таким образом, единые требования воспитателей и родителей обеспечат у детей образование прочных навыков поведения на улице, успешную подготовку к практическому применению и соблюдению правил дорожного движения.
