Публикации Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «легкая атлетика»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «легкая атлетика»
Автор: Задорожный Михаил Анатольевич

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Водник» Находкинского городского округаДополнительная общеразвивающая программав области физической культуры и спортапо виду спорта «легкая атлетика»1. Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «легкая атлетика» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта:Легкая атлетика - одна из основных и наиболее массовых видов спорта. Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Бег в легкой атлетике занимает большое место как самостоятельный вид и как составная часть многих других видов легкой атлетики. Бег используется, всеми легкоатлетами и представителями других видов спорта, как тренировочное средство для развития ряда физических качеств. Различные виды бега, входят составной частью в каждое занятие не только по лёгкой атлетике, но и тренировочную и досуговую деятельность. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса обучающегося.Данный вид спорта формирует слагаемые физической культуры: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, двигательные способности, знания и навыки в области физической культуры.В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозировки, а также ее прикладному значению. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека. Благодаря занятиям легкой атлетикой обучающийся приобретает не только правильные двигательные навыки, но и развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость и т.д. Занятия легкой атлетикой являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно - двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно - сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.Образовательная программа базового уровня выполнена в соответствии с учебным планом и раскрывает методику преподавания основ вида спорта «легкая атлетика». На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной и гармонически развитой личности.Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «легкая атлетика» (далее - Программа) позволяет обучающимся детально и более глубоко (в отличие от школьного курса) изучить избранный вид спорта. Программа включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые создают максимально возможные для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающихся (условия обучения при отсутствии стресса, адекватности требований, методик обучения и воспитания; рациональная организация образовательного процесса, двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и гигиеническими требованиями; создание благоприятного эмоционально - психологического климата).2. Направленность программыРеализация дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта «легкая атлетика» предусматривает только спортивно-оздоровительный этап.Направленность дополнительной общеразвивающей программы - физкультурно-спортивная.Подготовка обучающихся в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка спортсменов высокой квалификации.Программа ориентирована на укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма обучающихся, формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, интереса к занятиям физической культуры и спорта.Программа направлена на:удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в эстетическом развитии и физическом совершенствовании;формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;адаптацию обучающихся к жизни в обществе;профессиональную ориентацию обучающихся;обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности.3. Срок реализации программы( срок обучения) и возраст обучающихсяДанная образовательная общеразвивающая программа предполагает весь период обучения. Уровень освоения: базовый.Недельная нагрузка - 6 часов. 3 раза в неделю по 2 часа (1 час - 45 минут). Учебно-тренировочный год - 52 недели, с 1 января по 31 декабря.Общий годовой объем учебно-тренировочной нагрузки 312 час.Набор в группы происходит без вступительных экзаменов на основе медицинского заключения.Группы формируются разновозрастные. В зависимости от возраста упражнения чередуются по структуре, направленности, уровню сложности.Особенности формирования групп4. Форма обученияВиды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки:учебно-тренировочное занятие; спортивные соревнования;самостоятельная подготовка.При реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» на учебно-тренировочных занятиях применяются следующие формы обучения: групповые занятия, индивидуальные учебно-тренировочные занятия, смешанные индивидуально-групповые занятия.Ведущей формой обучения является групповая и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций и практическую части – освоение приемов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу. Методы и приемы обучения: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.5. Планируемые результатыПланируемые результаты освоения по программе сформулированы исходя из содержания программы , требований к знаниям, умениям, навыкам, которые обучающиеся должны приобрести в процессе обучения по программе, с учетом целей и поставленных задач.Личностные результаты:проявление интереса к занятиям спортом;сохранение здоровья, укрепление и поддержание физической формы;проявление волевых качеств, трудолюбия;принятие социально-значимых норм и правил поведения в социуме, проявление их в общении со взрослыми и сверстниками;самостоятельность, активность, ответственность обучающихся.Метапредметные результаты:умение самостоятельно планировать пути достижения целей ( например, развивать опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, двигательную и другие системы);владеть знаниями приёмов релаксации и самодиагностики;умение оценивать правильность выполнения задания, собственные возможности;наблюдательность, ассоциативное мышление.Предметные результаты:навыки и умения в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;навыки и умения самостоятельно осуществлять закаливание организма;двигательные действия, нацеленные на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;культура поведения болельщика во время просмотра соревнований по легкой атлетике различного ранга и уровня, а также сформирует межчеловеческие отношения и нормы поведения, ему присуще;сформированы представления о здоровом образе жизни.По окончании освоения программы обучающиеся будут знать:
  • правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой, поведения на стадионе в качестве зрителя, болельщика;
  • режим дня легкоатлета (бегуна), личная гигиена юного бегуна, уход за спортивной одеждой и обувью;
  • методику организации самостоятельных занятий по развитию физических качеств;
  • причины травматизма во время занятий легкой атлетикой и правила его предупреждения;
  • правила соревнований по легкой атлетике;
  • индивидуальные особенности бегуна, недостатки и пути их устранения;
  • особенности психологической подготовки к соревнованиям;
  • технику бега по прямой;
  • технику бега с ускорением;
  • технику бега по виражу;
  • технику финиширования;
  • подвижные игры и элементы спортивных игр специальной направленности для развития физических качеств и формирования технических навыков бегуна.
  • эффективные средства легкой атлетики для укрепления здоровья и закаливание организма;
  • средства обеспечения всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием скорости бега, ловкости и координации движений, общей выносливости;
  • понятие о стратегии, системе, тактике и стиле бега;
  • взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки легкоатлетов;
  • методы и средства восстановления работоспособности организма после различных, по объему и интенсивности тренировочных нагрузок;
  • о вредном влиянии употребления алкоголя и табака на здоровье и работоспособность спортсмена.
  • Уметь:
  • владеть техническими и тактическими действиями в легкой атлетике по возрасту;
  • выбегать со стартовых колодок;
  • выбирать тактический вариант бега по дистанции и отрабатывать его во время занятий и на соревнованиях;
  • выполнять требования по общей и специальной физической подготовке в соответствии с возрастом;
  • выполнять требования по ОФП, СФП согласно возрастным категориям;
  • демонстрировать технику бега по виражу;
  • демонстрировать технику бега по пересеченной местности;
  • демонстрировать технику бега по прямой;
  • демонстрировать технику бега;
  • демонстрировать технику старта бега;
  • демонстрировать технику финиширования;
  • демонстрировать технику эстафетного бега;
  • демонстрировать устойчивую психику и положительные черты характера во время соревнований по отношению к сопернику, судьям и иным участникам соревнований;
  • играть в подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр, развивающих специальные легкоатлетические качества и навыки;
  • лидировать, преследовать на дистанции, выполнять финишный рывок за 60 м., до окончания дистанции;
  • организовать самостоятельные знания легкой атлетикой, а также с группой сверстников;
  • проявлять культуру поведения болельщика во время соревнований по легкой атлетике различного ранга;
  • соблюдать правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;
  • участвовать в соревнованиях по легкой атлетике различного уровня;
  • финишировать различными способами со средней и максимальной скоростью.
  • 6. Учебно- тренировочный план7. Содержание ПрограммыОбщая физическая подготовкаТеоретическая часть. Понятия «Упражнение и система упражнений». Классификация упражнений. Влияние физических упражнений на развитие двигательных способностей. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем и воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в тренировочных занятиях с юными легкоатлетами. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой, индивидуальные занятия.Практическая часть.Строевые упражнения. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение в шеренге, в колонне. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Повороты в движении.Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы. Упражнения для формирования правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения. В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения, приседания на обеих и на одной ноге, выпад, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением в парах: повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, упражнения с элементами сопротивления.Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед и назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприсяде. Упражнения с малыми мячами: броски и ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, на месте, в прыжке, после кувырка в движении.Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, с разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, броскам и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30,60, 100, 400, 500, 800 м. Кросс от 1000 до 3000м, 6- и 12-минутный бег. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Пятикратный прыжок с места. Метание малого мяча на дальность и в цель. Участие в эстафетах с элементами спортивных игр: ручного мяча, баскетбола.Специальная физическая подготовкаТеоретическая часть. Влияние СФП на развитие двигательных способностей. Основные средства специальной физической подготовки. Основные физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Значение специальных физических качеств в формировании двигательных навыков и умений.Практическая часть.Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. Рывки по сигналу на 5-10 м из различных исходных положений стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, из положения сидя, лёжа, из медленного бега, подпрыгивания, бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Рывок за линию» и т.п.Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3- 5°. Бег змейкой между расставленными в разных положениях стойками, неподвижно или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Пробегание препятствий на скорость. Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно). Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и т.п. Пробегание препятствий на скорость с набивным мячом. Переменный бег с набивным мячом на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 медленно).Упражнения для развития скорости переключения с одного действия на другое. Бег с быстрым изменением способа передвижения (с обычного - на бег спиной вперед, боком приставным шагом, прыжками и т.д.). Бег с изменением скорости (резкое замедление или остановка после быстрого бега, после чего новый рывок в заданном направлении и т.п.). «Челночный» бег: 2x10, 4x5, 4x10, 2x15 м. и т.п. «Челночный» бег с изменением способа передвижения. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, выполняющего бег с максимальной скоростью с изменением направления). Бег с изменением скорости (резкое замедление или остановка после быстрого бега, после чего новый рывок в заданном направлении и т.п.); «челночный» бег: 2x10,4x5, 2x15 м и т.п.; «челночный» бег с изменением способа передвижения; бег с «тенью» (повторение движений партнера, выполняющего бег с максимальной скоростью с изменением направления). Выполнение различных элементов техники бега.Упражнения для развития скоростно - силовых качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешки с песком, диск от штанги, штанга для подростков, или юношеская, весом от 40 до 70% от веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа с отягощением и без. Прыжки на одной и обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание с высоты 40 - 80 см с последующим прыжком вверх или рывком на 7 - 10 м. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперёд. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковые эстафеты» и т.п. Вбрасывание набивного мяча на дальность.Упражнение для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Переменный бег с несколькими повторениями в серии. Кросс с переменной скоростью. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Многократное повторение специальных технике - тактических упражнений (например, повторные рывки с последующим пробеганием нескольких стоек и разворотом, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками). Игровые упражнения с набивным мячом большой интенсивности, тренировки увеличенной продолжительности. Упражнения с набивным мячом.Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч руками. То же с поворотом в прыжке на 90-180°. Прыжки вверх, кувырки вперёд и назад, в сторону через правое и левое плечо. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры: «Живая мишень», «Салки мячом», «Ловля парами» и т.п. Прыжки с места и с разбега.Техническая подготовка.Теоретическая часть. Классификация и терминология технических действий в легкой атлетике: Процесс обучения, приобретения и совершенствования обучающихся основ техники бега, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки.Практическая часть. Спринтерский бег от 30 до 60 м; бег на длинные дистанции до 1 км; специальные упражнения метателя (с воланами, набивными мячами, теннисными мячами); силовая гимнастика (подтягивания, опуская, поднимание туловища из положения сидя и лежа, с гантелями, амортизаторами). Упражнения в сопротивлении с партнером; упражнения с предметами (гантелями, резиновыми амортизаторами, набивными мячами, гимнастическими скамейками).Поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке; опускание и поднимание туловища из различных исходных положений; наклоны вперед сидя на полу; наклоны в разные стороны; размахивание в висе на перекладине или гимнастической стенке; упражнения в полушпагате, приседания с отягощением и без; выпрыгивание из приседа и прыжки - многоскоки; прыжки в длину.Содержание программного материала следующих этапов обученияТеоретическая подготовкаТема: Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Физиологические закономерности и фазы формирования двигательных навыков. Восстановление работоспособности организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.Тема: Общая и специальная физическая подготовка. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным легкоатлетам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы. Место и роль тестирования по контрольным нормативам в решении задач по всесторонней физической подготовке юных спортсменов.Тема: Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки легкоатлетов. Классификация и терминология технических приемов. Качественные показатели индивидуальной техники бега - рациональность и быстрота выполнения технических приемов, эффективность применения в конкретных действиях. Основные недостатки в технике легкоатлетов и пути их устранения. Тема: Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, тактике в легкой атлетике.Общая физическая подготовка.Строевые упражнения. Команды для управления строем. Повороты на месте. Размыкание уступами. Перестроение в шеренги, в колонну. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Повороты в движении.Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы. Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильно осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения. Упражнения в равновесие: с перешагиванием скакалки, быстрая ходьба. Висы: согнувшись. Упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (мост, шпагат). Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейки.Общеразвивающие упражнения с предметами. Комплексы упражнений с волейбольными, футбольными , теннисными мячами, гимнастическими палками, скакалками, в ограниченном пространстве (коридор, бревно, канат, скамейка).Упражнения с набивным мячом: наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Броски мяча друг другу от груди, из-за головы, снизу. Броски друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Акробатические упражнения. Закрепление навыков выполнения кувырков вперед и назад, стойки на лопатках. Из стойки на лопатках, перекатом назад в стойку на коленях. Разнонаправленные движения руками и ногами. Перекаты в стороны назад через правое, левое плечо. Прыжки на батуте.Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов.Легкоатлетические упражнения. Низкий старт с последующим стартовым ускорением, равномерный бег до 6 минут, ускорение на дистанции 15, 20, 30 м, встречная эстафета. Бег на 30 и 60 м на результат, метанием малого мяча из-за головы, через плечо, с разбега, на дальность, в цель.Спортивные игры. Волейбол, баскетбол по упрощенным правилам.Специальная физическая подготовкаУпражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 60 метров, со старта и сходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития дистанционной скорости.Упражнения для развития специальной выносливости. Повторные выполнения беговых и прыжковых упражнений. Переменный бег с несколькими повторениями в серии. Кросс с переменной скоростью. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений с мячом. Многократные повторения специальных технико - тактических упражнений. Упражнения для развития ловкости. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или в другом направлении. Бег с изменением направления. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч. Жонглирование мяча.Упражнения на развитие силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание в висе, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.Упражнения для развития скоростно - силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов: скамеек, мячей, барьеров. Бег прыжками. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, песку. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метанием.Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 1000 м. Кросс. Дозированный бег. По пересеченной местности от 2 минут до 12 минут.Подвижные игры и эстафеты. «Борьба за мяч», «Перетягивание каната», «Вызов», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Круговая лапта», «Охотники и утки», «Перетягивание через черту». Комбинированные эстафеты.Упражнения, способствующие формированию правильных движений. Бег: бег по прямой и с изменением направления, бег спиной вперед, крестным шагом. Прыжки вверх - вправо, вверх - влево, толчком одной ноги с разбега. Повороты переступанием и прыжком. Остановка во время бега, выпадом и прыжком.Техническая подготовкаТеоретическая частьКлассификация и терминология технических действий в легкой атлетике: процесс обучения, приобретения и совершенствования учащимися основ техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки.Практическая частьСпринтерский бег от 30 до 60 м.; бег на длинные дистанции до 1 км.; специальные упражнения метателя (с воланами, набивными мячами, теннисными мячами); силовая гимнастика (подтягивание, опусканием, поднимание туловища из положения сидя и лежа, с гантелями (амортизаторами). Упражнения в сопротивлении с партнером; упражнения с предметами (гантелями, резиновыми амортизаторами, набивными мячами, гимнастическими скамейками). Поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке; опускание и поднимание туловища из различных исходных положений, наклоны вперед сидя на полу; наклоны в разные стороны; размахивание в висе на перекладине или гимнастической стенке; упражнения в полушпагате, приседания с отягощением и без; выпрыгивания из приседа и прыжки - многоскоки; прыжки в длину.Воспитательная работаВоспитательная работа - неотъемлемая часть образовательного процесса.Функции тренеров-преподавателей определяются необходимостью создания условий существования обучающегося в образовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Тренер -преподаватель, получая и обрабатывая информацию о своих обучающихся, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесса становления личности каждого обучающегося, его нравственных качеств. Анализирует характер оказываемых на него воздействий, отслеживает учебную деятельность каждого и всей учебной группы, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие, формирование учебной группы, развитие творческих способностей, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.Воспитание, прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.Все более приоритетной становится индивидуальная работа с обучающимися, затрагивающая основы физического и психического развития каждого занимающегося.Тренер-преподаватель:формирует мотивацию к обучению каждого отдельного занимающегося, изучает его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;-создает условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения обучающегося в социум, формирования демократической культуры в учебно-тренировочной группе.Работа тренера-преподавателя - целенаправленная, систематическая, планируемая деятельность, строящаяся на основе позитивных тенденций общественной жизни. Необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать по ступенчатое восхождение обучающегося к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Тренер-преподаватель должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.Тренер-преподаватель гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания обучающихся в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психологопедагогические условия для развития личности спортсмена, способствует формированию навыков самовоспитания.Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.Работа тренера-преподавателя с родителями должна быть направлена на сотрудничество с семьей в интересах занимающегося, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающихся. Тренер-преподаватель должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в учреждении и за его пределами. Тренер- преподаватель может организовать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность в любой сфере.Тренер-преподаватель обязан знакомить обучающихся с обязанностями и правами учащихся, техникой безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.Требования по техники безопасности во время занятий легкой атлетикой.На занятиях легкой атлетикой обучающиеся должны:Соблюдать дисциплину в ходе занятий.Заниматься в спортивной обуви и форме, соответствующей погодным условиям.Заниматься легкой атлетикой только в местах, названных тренером- преподавателем, в поле его зрения.Приступить к выполнению легкоатлетических упражнений только после разминки, в соответствии с рекомендацией и заданием тренера - преподавателя.Не переходить места, на которых проводятся занятия по метанию, бегом или прыжками.Помнить о возможности получения травмы на стадионе/ манеже, поэтому нельзя:бежать на встречу общему движению обучающихся на беговой дорожке (бег по кругу стадиона/ манежа осуществлять только в направлении против часовой стрелки);бежать по дорожке, где скользко, грязно и можно упасть;выполнять упражнения там, где есть возможность получить травму мячом (когда на поле играют в футбол или метают малый мяч). на соседнюю беговую дорожку; толкать впереди бегущего;во время бега на короткие дистанции переходить на соседнюю беговую дорожку;резко не останавливаться после завершения бега;садиться или ложиться сразу после завершения бега; сидеть или лежать на земле, траве;выполнять прыжки на неровном, рыхлом покрытии. Не приземляться на руки.Соблюдать очередность выполнения попыток.Не оставлять грабли и лопату на местах занятий (грабли кладите зубьями вниз, туфли зубами вниз).Метание на встречу друг другу запрещается.Не ходить за снарядами без разрешения.Не стоять при групповых занятиях справа от метающего.В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:бег на стадионе/манеже проводить только в направлении против часовой стрелки;в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;не производить метание без разрешения тренера - преподавателя;не оставлять без присмотра снаряды для метания;не стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева);не находиться в зоне броска;не подбирать снаряды для метания без разрешения тренера - преподавателя;не подавать друг другу снаряд для метания броском;запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).Участие в спортивных соревнованияхСпортивное соревнование - состязание (матч) среди обучающихся или команд обучающихся по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «легкая атлетика»;наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.инструктаж по технике безопасности во время проведения и участия в соревнованиях по легкой атлетике. Учреждение направляет обучающегося на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.8. Оценочные материалыВ целях контроля и оценки результативности занятий в течение учебного года в рамках текущего контроля успеваемости проводятся тесты по ОФП, СФП, ТТП. Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:
  • Бег на 30м.(60м). Выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забеге участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только одна попытка.
  • Прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Испытуемый встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно и толчком двумя ногами со взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.
  • Бег на 1000 м.(500 м.). проводится на дорожке стадиона или в естественных условиях. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 сек.
  • Челночный бег 3х10 метров выполняется в спортивном зале на половине волейбольной площадки. Количество участников в одном забеге – не более 2 человек. Каждому учащемуся предоставляется 2 попытки подряд. По команде ”Приготовиться!” учащиеся подходят к линии старта (как правило, это середина волейбольной площадки) и принимают положение высокого старта по направлению к лицевой линии, где напротив каждого учащегося лежат два бруска 50х50х100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга. По команде ”Марш!“ учащиеся бегут к лицевой линии, берут каждый по одному бруску (не затронув второй), поворачиваются и бегут обратно. Подбежав к линии ”старт- финиш“, кладут на нее (или за нее) брусок (бросать нельзя!), разворачиваются и бегут за оставшимся бруском. Подбежав к линии, берут свой второй брусок, разворачиваются, бегут к линии ”старт-финиш“ и, не снижая скорости, пересекают ее с бруском в руках. Время выполнения челночного бега каждым учащимся фиксируется с точностью до 0,1 сек. Засчитывается лучший результат из двух попыток.
  • Подтягивание в висе на высокой перекладине (низкой в висе лежа) выполняется на гимнастической перекладине из исходного положения ”вис хватом сверху“. Каждому учащемуся предоставляется одна попытка. Во время выполнения упражнения не допускаются сгибания туловища и ног в коленных суставах, разведение, скрещивание и другие движения ногами, рывки, махи и раскачивания, перехваты рук. Подтягивание засчитывается, если подбородок учащегося находится выше уровня перекладины, а при опускании руки полностью выпрямляются в локтевых суставах.
  • Наклон туловища вперед из положения стоя. Гибкость определяется при наклоне туловища вперед со скамейки (ноги прямые) путем замера линейкой с точностью до 1 см. положения относительно опоры кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Выполняются 3 наклона вперед с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвертом регистрируется результат в течение 5 секунд.
  • Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»9. Методические материалыВесь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений, и навыков обучающихся.Тренер-преподаватель может самостоятельно подбирать упражнения по видам подготовки, но при обязательном соблюдении принципов - от простого к сложному, от известного к неизвестному - на которых должен строиться учебно-тренировочный процесс, дающий возможность последовательно обучать новым, более сложным двигательным действиям.Основная форма - учебно-тренировочное занятие. Оно строится в соответствии с дидактическими принципами и методическими закономерностями учебного процесса.К занятию предъявляются следующие основные требования:Воздействие учебно-тренировочного занятия должно быть всесторонним - воспитательным, оздоровительным и специальным.Содержание учебно-тренировочного занятия должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и навыков.В процессе учебно-тренировочного занятия нужно применять разнообразные средства и методы обучения, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов и адаптационными процессами.Каждое отдельное учебно-тренировочное занятие должно иметь неразрывную связь с предшествующими и последующим и должно быть комплексным.Структура учебно-тренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительная (или разминка), основная и заключительная (заминка). Особенности же формальной структуры занятия и отдельных ее компонентов определяются, исходя из сложности комплекса решаемых задач.Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающегося к выполнению специальных приемов и упражнений физической подготовки.Основная часть строится в порядке последовательного выполнения заданий (упражнений), обеспечивающих решение как главной, так и дополнительных задач занятия. Такое ранжирование физических нагрузок по направленности на решение какой-либо задачи осуществляется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.Заключительная часть тренировочного занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключения функциональных систем организма на восстановительный режим, т. е. на ускорение восстановительных процессов.Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть у юного обучающегося при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.Дозировка физической нагрузки учебно-тренировочного занятия определяется следующими показателями: общая продолжительность тренировки; объем нагрузки; интенсивность тренировки; пульсовая стоимость нагрузки.Общая продолжительность тренировки определяется временем, затраченным на тренировочную работу.Объем тренировочных нагрузок может быть определен в различных циклах тренировки и, как правило, выражается следующими параметрами: количеством учебно-тренировочных дней; количеством учебно-тренировочных занятий. Количественные показатели: суммарное время учебно-тренировочной работы и количество учебно-тренировочных занятий - позволяют планировать и оценивать объем нагрузок, как для группы, так и индивидуально, распределять его в учебно-тренировочном процессе любого периода работы и сравнивать объемы нагрузки аналогичных периодов.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним10. Список использованной литературы
  • Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М., 2008.
  • Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М., 2009.
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно- оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
  • Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М., 2008. Попов В.Б. «Прыжки в длину». М., 2011.
  • Школа легкой атлетики, под ред. А.В. Коробова, 2 изд. М., 1998.
  • Легкая атлетика для юношей, под ред. П.Л. Лимаря. М., 1999.
  • Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Г. Озолина и Д.П. Маркова. 2 изд. М., 2002.
  • Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С. Хоменкова, 2002. 183
  • Энциклопедия для детей. Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. М.: Аванта+, 2001.
  • Легкая атлетика. Учебник; Физическая культура. Москва, 2014.
  • Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры; Физкультура и спорт. Москва,2009.
  • -