Публикации
Здоровый образ жизни и нет вредным привычкам
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровый образ жизни и нет вредным привычкам
Автор: Захаркина Марина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровый образ жизни и нет вредным привычкам
Автор: Захаркина Марина Викторовна
Как разговаривать с детьми о вредных привычках.Вот что ошибочно относили к детским вредным привычкам в прошлые десятилетия, когда наука еще не продвинулась так далеко, как сейчас:• вранье, воровство (сейчас считается, что это либо психологический симптом личностных нарушений у ребенка, либо показатель внутрисемейных проблем, либо норма в отдельных случаях, если ребенок так делает не всегда);• драки (сейчас считается, что это следствие проблем в семье, в группе сверстников или же последствия социального научения в случае, если ребенок проводит много времени в агрессивной среде);• ябедничество (сейчас считается, что это особый вид поведения в группе и либо он нормален для этой конкретной группы и ее законов, либо его практикуют дети, желающие быть на особом положении);• ругательства (сейчас считается, что это следствие социального научения либо способ проверять границы — в случае, если происходит не постоянно);• грызение ногтей, ручек и карандашей, сосание пальцев, засовывание в рот посторонних предметов (сейчас считается, что это вид невроза, развивающийся из-за стресса, неблагоприятной семейной обстановки или из-за того, что ребенок не вполне благополучно преодолел так называемую оральную фазу развития);• выдергивание волос, выдавливание прыщей, расцарапывание себя, самопорезы и другие виды самоповреждений (сейчас считается, что это симптом аутоагрессии и возникает у детей с проблемами во внутрисемейных отношениях, а также у тех, кто пережил психотравмирующие ситуации);• мастурбация, онанизм (сейчас считается, что это либо норма — если происходит не слишком часто и ребенок способен усвоить социальные правила на эту тему, либо тревожный сигнал о возможном сексуальном использовании ребенка. Если количество мастурбации резко увеличилось, это может говорить о переживании ребенком сильного стресса, о преждевременном половом созревании и т.д.);• ерзание на стуле, невозможность усидеть спокойно и сосредоточиться, отвлекаемость (сейчас считается, что это симптом особого состояния мозга, которое называется «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — СДВГ);• раскачивание из стороны в сторону, дрыганье ногой, стереотипные движения, постоянное кручение в руках разных предметов (сейчас считается, что это способ стабилизации, характерный для детей и некоторых взрослых с тем же СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, задержкой психологического развития и т.д.);• недержание мочи, энурез (сейчас считается, что это вид невроза, который может развиваться из-за психологических проблем у ребенка, негативных внутрисемейных взаимоотношений, последствий травмы и пр.).Если у вашего ребенка есть много привычек из этого списка, вероятно, что-то в его жизни идет не так уж хорошо. Возможно, стоит обратиться к детскому или семейному психологу.Но раз все это НЕ вредные привычки детей, то что же такое настоящие вредные привычки? Ничего ведь и не осталось! Не совсем так.Вот некоторые из настоящих вредных привычек, которые являются именно привычками, а не неврозами и не сигналом о том, что в семье есть проблемы:• включать телевизор (компьютер, телефон, планшет);• щелкать суставами пальцев;• перебивать;• сутулиться или лежать/сидеть в определенной позе;• разбрасывать вещи (строго говоря, это скорее отсутствие• привычки убирать);• ковырять в носу.Привычек огромное количество, просто большая часть из них совершенно незаметна на первый взгляд: почти половина того, что мы делаем, управляется именно привычками, а не чем-то другим. Именно поэтому важно разговаривать с детьми, помогать им понять, как это все работает, — и учить их управлять своей жизнью, чтобы привычки не делали это за них.Когда говорить?Согласно исследованиям, первые привычки могут формироваться у детей уже в возрасте 1-2 года, но в этом возрасте ребенок еще не поймет объяснений про их механизм, поэтому лучше начинать с 3-4 лет. Слишком затягивать тоже не стоит. Общее правило такое: поговорить желательно до того, как это начало становиться проблемой.У детей разного возраста есть определенные особенности, которые неплохо будет учесть при начале беседы.Дошкольники. Нуждаются в очень конкретных и простых объяснениях, без особенного углубления в науку. Хорошо понимают идею вознаграждения, которое обязательно следует за любой привычкой.Школьники. Могут понять, что привычка «работает» через определенный механизм в нашем мозге. Испытывают сложности с пониманием длинной временной перспективы, поэтому в качестве примеров лучше использовать привычки с краткосрочным эффектом.Подростки. Способны заметить, как много в их жизни разных привычек и как сильно они влияют буквально на все. Понимают, что привычки бывают не только физическими. Уже могут выстраивать причинно-следственные связи и видеть возможные долгосрочные эффекты и последствия привычек.Лучше всего привязать начало разговора про привычки к какой-то ситуации. Если вы заметили, что ваш ребенок делает что-то автоматически, используйте это. Спросите его/ее, почему он/а делает именно так и что получает в результате. То же относится и к героям сказок и фильмов. Можно использовать какую-нибудь свою привычку (лучше, если она будет достаточно простой и безобидной).О чём говорить?1. Как устроены привычкиУ любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и пр., на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок. Способ реагирования на триггер — это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда — то, ради чего мы это действие вообще повторяем (или когда-то повторяли, если привычка устарела и сейчас это уже не актуально).Например, мытье рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования — само мытье, а награда — облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.Как правило, привычка формируется после многократного повторения в течение определенного времени (об этом см. дальше).2. Избавление от вредных привычекОдна из главных идей, которую вам нужно передать детям: если привычка уже сформировалась, от нее очень трудно избавиться. В некоторых случаях — почти невозможно. Поэтому при обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить ее, а не на том, чтобы ее убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Для изменения привычки нужно ее хорошо изучить (см. пункт 1 «Как устроены привычки» — найти крючок-триггер и вознаграждение) и заменить промежуточное поведение таким, которое тоже достаточно вознаграждается. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе триггера, потому что полезная привычка просто не сможет сформироваться, если она не привязана ни к чему хорошему. Так уж устроен наш мозг — и у взрослых, и у детей.3. Привычки, не похожие на привычки.Есть определенная группа привычек, которые таковыми не выглядят. Например, страх перед зубными врачами у детей может быть связан с реальным плохим опытом лечения зубов. Но если такого опыта уже давно не было или он был всего пару раз, то этот страх может быть просто привычкой.К сожалению, подобные привычки могут здорово портить нам жизнь, ведь они мешают нашему спокойствию, заставляют плохо реагировать даже тогда, когда никакой причины для этого нет, и в итоге нам становится хуже на ровном месте.Сложность еще и в том, что почти невозможно узнать, какое именно вознаграждение ребенок может получать от этой привычки. Кажется, что никакого. Но это не так: например, тот же страх перед стоматологами может приводить ребенка в такое состояние, что ему уже не до фактической боли, то есть отвлекать от неприятных ощущений через более сильные ощущения. И если помочь ребенку понять эту цепочку, можно будет пробовать другие виды поведения, которые не так сильно усугубляют ситуацию. Как помочь ребенку адаптироваться к школеНекоторые дети испытывают трудности при адаптации к школьным реалиям.Признаки неблагополучия у школьника• конфликты со сверстниками/ педагогами;• частые опоздания и пропуски занятий;• заметное снижение внимания и способности фиксироваться на определенном задании, ухудшение успеваемости;• нерешительность, страхи, чувство беспокойства;• заниженная самооценка;• замкнутость;• уход от домашних дел и обязанностей.Нужно полагаться не только на оценку одного поступка или высказывания, а анализировать ситуацию в целом, учитывая личные особенности, особенности поведения в семье и в школе. Полноценную и достоверную оценку сможет дать специалист — психолог, поэтому очень важно вовремя обращаться за помощью.Что могут сделать родители?• Дать понять ребенку, что вы готовы его выслушать и помочь, что вы на его стороне и готовы вместе искать решение или выход из сложной ситуации.• Стремиться проявлять свою любовь в телесных контактах, высказываниях, интонациях.• Сохранять контакт со своим ребенком: больше разговаривать (и не только о проблемах), хвалить, интересоваться его увлечениями, проявлять интерес и уважение, даже если у вас разные взгляды на обсуждаемые темы.• Поощрять проявления интересов и активностей. По возможности находить совместные приятные и увлекательные занятия.• В беседах с детьми и подростками формировать навык позитивного отношения к себе и окружающим, навык самоподдержки.• Обезопасить ребенка от возможных негативных последствий неконтролируемого использования интернет-ресурсов, игр и приложений. Можно установить программы «родительского контроля».
