Публикации Игра, как средство оздоровительно-образовательной направленности спортсменов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра, как средство оздоровительно-образовательной направленности спортсменов
Автор: Еланцев Дмитрий Анатольевич

Игра, как средство оздоровительно-образовательной направленности спортсменовЕланцев Дмитрий АнатольевичТренер- преподавательМБУДО «Спортивная школа Засвияжского района»Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.Спортивные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в учебных заведениях. На уроках физической культуры они используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.Спортивные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки.Подбираются игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение спортивных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. В сравнении с бесчисленным множеством игр, созданных на протяжении всей истории человечества, они составляют довольно ограниченную группу отличающуюся сложностью правил и содержания. Содержание деятельности в спортивных играх определяется едиными правилами. Правила представляют собой общепринятые ограничения, регламентирующие поведение соревнующихся. Они же служат эталоном при определении игрового превосходства. В отличие от других видов спорта в играх победители спортивных соревнований определяются по количеству набранных очков. Их присуждают за достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или в площадку, защищаемую соперником; большее количество выбитых фигур или перебежек; опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т. д.). В большинстве игр с мячом ход игры имеет выраженный фазовый характер. Обычно различают три фазы:
  • фаза нападения, когда одна из сторон владеет мячом;
  • фаза защиты, когда другая сторона действует без мяча;
  • промежуточная фаза, когда ни одна из команд мячом не владеет.
  •  Фазы игры, в свою очередь, делятся на отрезки, в которых решаются частные задачи. Содержанием их являются определенные игровые ситуации. Некоторые из этих ситуаций постоянно и точно повторяются в соответствии с регламентом игры. Такие ситуации называют стандартными положениями. Другие ситуации также довольно часто повторяются в ходе игры, но при этом точность их воспроизведения не регламентируется правилами. Их называют типовыми игровыми ситуациями. В той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. В зависимости от обстоятельств участники применяют индивидуальные или коллективные действия. Индивидуальные игровые действия — это комплекс двигательных действий, используемых в игре для решения данной ситуации. В соответствии с фазовым характером игры различают индивидуальные игровые действия в нападении и в защите.Каждый участник обязан владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии решать любые задачи, с которыми он сталкивается в ходе игры. В типовых ситуациях используют игровые навыки. Коллективные игровые действия представляют сознательное взаимодействие двух и более игроков, основанное на адекватном понимании задач в данной игровой ситуации. Наличие в игре типовых ситуаций предопределяет возможность предварительной подготовки и специального изучения способов их эффективного решения. Продуманные и заранее разученные взаимодействия называют комбинациями. К ним относят действия, в которых происходит кратковременное взаимодействие игроков. Достижение превосходства в игре в первую очередь зависит от планомерного и организованного использования индивидуальных и коллективных действий играющих. С этой целью наряду с комбинациями применяют определенные формы организации взаимодействия игроков команды в защите и нападении — системы игры. Система игры — это основной способ ведения противоборства, при котором функции и взаимодействия распределяются между участниками на протяжении всей игры или в отдельные ее моменты. Двигательные акты играющих представляют собой комплексные перцептивно-моторные операции, в которых восприятие информации и двигательный ответ на нее соединяются в едином автоматизированном акте. Сама же операция возникает в результате взаимодействия трех функциональных блоков:
  • формирование программ моторных инструкций (латентная стадия начала движения);
  • реализация программ (стадия собственного движения);
  • контроль и коррекция.
  • Спортивные игры в системе физического воспитанияСпортивные игры занимают одно из ведущих мест среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира. Спортивные игры — особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта. Сегодня известно около 100 игр, по которым регулярно проводятся спортивные состязания. Самые популярные из них включены в программу олимпийских игр. Сейчас соревнования проводятся по девяти видам игр — футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, водное поло, хоккей на траве, теннис, настольный теннис — и предполагается дальнейшее расширение этой части олимпийской программы. Правомерность такого решения очевидна, поскольку спортивным играм принадлежит первое место по числу занимающихся. Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места для занятий, а главное — нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях. Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника. Популярность игр объясняется еще и тем, что они представляют исключительное по глубине и разносторонности влияния средство общей физической подготовки, с помощью которого прекрасно совершенствуются быстрота, ловкость, сила, выносливость, осваиваются такие жизненно важные навыки, как бег, прыжки, метания.Большинство современных спортивных игр представляет собой лишь новую разновидность игр, известных еще народам с древних времен. Есть все основания утверждать, что современные спортивные игры — это высшая форма развития народных подвижных игр.В то же время от подвижных игр их отличает:
  • более сложная техника и тактика;
  • напряженность соревновательной деятельности;
  • унифицированный (международный) характер правил;
  • необходимость специальной подготовки для участия в соревнованиях.
  • Многие подвижные игры, изменяя свое содержание и приобретая эти черты, могут превратиться в спортивные игры. Так в свое время случилось с такими играми, как лапта, городки и др.Все игры делятся на следующие группы:
  • Спортивные игры:
  • бадминтон; баскетбол; бейсбол; волейбол; водное поло; гандбол; гольф; городки; корфбол; мини водное поло; мини-футбол; настольный теннис; настольный футбол; регби; снолф; спидминтон; теннис; футбол; хоккей; хоккей на траве; хоккей с мячом.
  • Интеллектуальные спортивные игры:
  • шахматы; шашки.
  • Военно-спортивные игры
  • орлёнок (военно-спортивная игра старшеклассников); зарница. Таким образом, в современной системе физического воспитания спортивным играм принадлежит ведущая роль. Главное достоинство их заключено в особой притягательной силе и широте применения. Это одновременно и спорт высших достижений, и спортивное развлечение, отличное средство активного отдыха и восстановления.
    -