Публикации Загадки и его виды

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Загадки и его виды
Автор: Никифорова Ольга Валерьевна

Публикация в СМИ на тему «Загадки как вид фольклора»Автор: Учитель Никифорова Ольга ВалерьевнаЗагадки относятся к малым жанрам фольклора. Согласно толковому словарю Ожегова, слово загадка имеет 2 толкования:1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намёками, чего-то недоговаривая).2. перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает это з. Загадки природы (её необъяснённые явления). Этот человек для меня з.Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (более 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.Появление загадок относят к I тысячелетию до н. э. — для стран Средиземноморья, и к III тысячелетию до н. э. — для древнеегипетской культуры. Возникновение авторских загадок — примерно к VII в. до н. э.. 1В письменной традиции загадки появляются в IV тысячелетии до нашей эры на глиняных табличках в Ираке.Этнограф XIX века Дмитрий Садовников писал, что их история восходит к глубокой древности: «…к тому времени, когда человек глядел на природу как на что-то живое, когда явления ее были для него подавляющей, страшной тайной». Образы в них отражали и объясняли мир природы. Позднее загадки стали загадывать в особенные важные моменты: во время свадьбы, похорон или когда готовились к сбору урожая. По поверьям правильный ответ помогал исполнить заветное желание или защищал от опасности. Если же угадать не получалось, могло последовать наказание, и весьма жестокое — вплоть до казни. Это отражалось в фольклоре: в сказках сложными задачками испытывали героя.Со временем загадки теряли свое особое значение. Их стали загадывать для развлечения и развития смекалки. Считалось, что знаток обладал тайным знанием. Обычно на вечерних посиделках гости постарше постепенно учили молодых разгадывать. Часто это превращалось в соревнование или испытание: загадки загадывали кому-то одному, и другие вне очереди отвечать не могли. Если отгадать не удавалось, с человека брали шуточные штрафы: заставляли целовать кого-то из присутствующих или лаять, как собака. Могли обмазать дегтем и осыпать перьями, а затем под общий смех отправляли умываться.Появление загадки связано с ритуалами, которые в древние времена занимали важное место в жизни людей и сопровождали все время, значимое событие.1) Прямые. Описывают загаданный предмет или явление с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт. Могут быть представлены в виде устной речи или в стихотворной форме. Примеры прямых загадок:Разговорная форма: «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (ответ — замок). "Без рукез ног, На брюхе ползет"( ответ-червяк).Стихотворная форма: "Зимой греет, Весной тлеет, Летом умирает, Осенью оживает"(ответ- снег)."Громко стучит, Звонко кричит, А что говорит, никому не говорит, никому не понять, А мудрецам не узнать"(ответ-гром).2) Загадки-обманки. Предполагают одно решение, но за игрой слов или другими хитроумными приёмами скрывается совершенно иной ответ. Очень громко на заре распевает во дворе, весь народ перебудил голосистый… (ответ-петух, не крокодил). Людям верно я служу, все продукты охлажу, не испортились чтоб вдруг, нужен в доме всем… (ответ-холодильник, не утюг). 3) Загадки на образное мышление, чаще всего решаются, если подходить к ним не с буквальной, а с образной или широкой точки зрения. «Висит груша — нельзя скушать» (ответ-электрическая лампочка).«Сто одёжек — все без застёжек» (ответ-капуста).4) Математические загадки решаются посредством вычислений, но зачастую требуют применения как образного, так и логического мышления. На берёзе шесть синичек, на клёне восемь птичек, на рябину села сойка, а всех вместе будет сколько? (ответ-15).Любят зайчики морковку, грызть её умеют ловко. Трём зайчатам дам по три, сколько взял я, посмотри? (ответ-9).5) Сюжетные. Загадках сама история играет ключевую роль, выступая как фон и в то же время задавая условия для разгадки. Пять сестёр. Вечером в доме были пять сестёр: Таня рисовала, Оля вязала, Маша играла в шашки, Света пела. Чем занималась пятая сестра? Ответ: она играла в шашки вместе с Машей.6) Логические. Такие загадки решаются путём проверки истинности каждого утверждения по отдельности, а также различных их комбинаций. Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий, есть леса, но нет деревьев? Ответ: на карте.7) Юмористические. Обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. У какого слона нет хобота? (ответ: у шахматного)Что принадлежит тебе, но при этом другие используют это чаще? (ответ: имя).8) Шарады, анаграммы, ребусы. Используют филологические приёмы, суть которых в том, чтобы вычленить из слов слоги или буквы и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Начало — голос птицы. Конец — на дне пруда, а целое в музее найдёте без труда. (ответ: картина).Загадки являются одним из малых жанров детского фольклора. Они развивают сообразительность, обогащают словарный запас, развивают воображение, и мышление, обгащают представление об окружающем мире, стимулируют
-