Публикации ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ
Автор: Батьковская Елена Васильевна

Батьковская Елена ВасильевнаУчитель начальных классов, ГБОУ «Школа № 77 г. о. Донецк»ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ Цифровые образовательные платформы внедряются как альтернатива традиционному формату образовательного процесса. При этом осуществляется сбор, накопление и обработка данных об учащихся и учителях. Некоторые сведения являются конфиденциальными и охраняются законом. В этом случае все образовательные платформы должны обеспечивать защиту цифровых персональных данных. Однако на практике не всегда гарантирована защищенность персональных данных. В период дистанционного обучения регулярно применяются новые информационных технологии. Возникает необходимость защиты персональных данных учащихся. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Модернизация школьного образования – это обновление его содержания. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и удаленного образования. Цифровая грамотность - это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета Цифровая среда стала частью образовательного процесса. В период пандемии, дистанционного обучения учителями был накоплен огромный опыт использования ИКТ. Для организации учебного процесса и для взаимосвязи с учащимися и их родителями активно используется платформа СФЕРУМ. Она наиболее адаптирована и безопасна для использования в школе. Это российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений. Однако ряд проблем, связанных с использованием других цифровых устройств и сервисов в образовании, остаются актуальными и сегодня. Цифровая образовательная платформа (ЦОП)  это информационное пространство, которое объединяет участников процесса обучения и дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся, специально ориентированы на использование в образовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетом требований ФГОС. Образовательные онлайн-платформы предоставляют уникальные возможности для обучения детей и подростков. Они помогают освоить школьные предметы, раскрыть таланты ребёнка и подготовиться к вызовам будущего. На таких платформах можно изучать как основные дисциплины, так и дополнительные программы. Лучшими образовательными онлайн-платформами для школьников являются: Фоксфорд, Geek School, Тетрика, Пиксель, Skysmart, Алгоритмика, ИнтернетУрок, Учи.ру, CODDY, Rebotica, Онлайн-школа №1, Skillbox Kids, Школа будущего, Kodland, PROschool. Основным контингентом ЦОП являются дети. Безопасность детей в информационном пространстве в России регулируют ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Исследования доказали, что цифровой контент оказывает воздействие на различные аспекты развития детей, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Дети наиболее уязвимые пользователи интернета. Глобальная Сеть способна к передаче информации, которая используется как для развития и созидания, так и для разрушения и деградации. В интернете легко наткнуться на контент террористической, экстремистской, порнографической, суицидальной тематики, пропаганду рискованного поведения, ложных ценностей и потребления наркотических веществ, стать жертвой кибербуллинга, а несоблюдение мер безопасности может привести к утечке личной информации. Аспекты безопасности:
  • Защита от киберугроз. К ним относятся вирусы, вредоносные программы, фишинг и кибербуллинг.
  • Обеспечение целостности данных. Необходимо, чтобы данные не подвергались изменению при выполнении какой-либо операции над ними.
  • Обеспечение доступности. Даже кратковременная блокировка образовательного контента нарушает основной принцип образования — принцип доступности обучения. 
  • Обеспечение неотказуемости. Этот сервис безопасности предполагает невозможность отказаться от факта создания, передачи или получения информации. 
  • Обеспечение аутентичности. Под этим термином понимается возможность однозначно идентифицировать автора или источник информации. 
  • Для обеспечения безопасности цифровых образовательных платформ необходимо:
  • Разработать чёткую политику конфиденциальности. Она должна регламентировать сбор, обработку и хранение личных данных. 
  • Внедрить системы мониторинга и контроля. Они позволяют отслеживать действия пользователей и выявлять подозрительное поведение, что способствует предотвращению инцидентов. 
  • Регулярно обновлять политику кибербезопасности и адаптировать её к новым требованиям. 
  • Иметь чёткий план действий в случае кибератаки, который включает уведомление всех заинтересованных сторон и меры по устранению последствий. 
  • Учителя очень сильно продвинулись в цифровой грамотности. Так, 95% опрошенных педагогов ежедневно используют в учебном процессе компьютеры; почти треть ― интерактивные доски. Системы видеоконференцсвязи, популярные во время дистанционной учебы. Большинство педагогов ― почти 62% ― ежедневно используют цифровые устройства и сервисы для поиска заданий для уроков; 35% учителей регулярно готовят презентации для уроков с использованием ИКТ. Однако 29% опрошенных педагогов практически не пользуются онлайн-платформами для создания домашних заданий ― при том, что такие сервисы позволяют существенно экономить время как на подборе материала, так и на проверке решений учащихся. Не доверяют учителя цифровым платформам и при проведении контрольных и проверочных работ. Риски использования цифровой среды в школе●     человек часто отвлекается во время работы за компьютером (проявляется у 11% опрошенных учителей);●     во время работы за компьютером быстро возникает ощущение усталости (24%);●     нежелание использовать цифровые устройства в личное свободное время (41%);●     неприятные ощущения, болезненность во время продолжительной работы за компьютером (49%).   Конечно, самый эффективный способ борьбы с таким стрессом ― психологическая поддержка и разгрузка учителей. Таким образом, оперативная коммуникация наряду с эффективным распределением рабочего времени позволяет наладить баланс между работой и личной жизнью, что помогает существенно снизить риски выгорания. Выводы: Интернет-безопасность играет важную роль в обеспечении безопасного обучения при дистанционном образовании. Цифровое пространство может быть уязвимым для различных видов мошенничества, кибератак и нарушений личной информации. Правильное использование интернет-ресурсов и соответствующие меры безопасности помогут минимизировать риски и создать комфортные условия для эффективного обучения. В условиях дистанционного образования, когда все учебные процессы переносятся в онлайн-среду, защита личной информации и конфиденциальности становится особенно актуальной. Для этого необходимо соблюдать меры предосторожности: надежные пароли для доступа к онлайн-платформам обучения, политика конфиденциальности платформы, надежное программное обеспечение для защиты от вредоносных программ и хакерских атак. Для эффективной защиты от онлайн-угроз необходимо провести обучение как педагогического персонала, так и учащихся. Таким образом, обеспечение безопасности в Интернете является неотъемлемой частью дистанционного обучения и должно быть рассмотрено как важный компонент учебной программы. Учащиеся должны быть осведомлены о возможных угрозах и обучены правилам безопасности, а родители и преподаватели должны активно сотрудничать для обеспечения безопасной обучающей среды.
    -