Публикации
ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ
Автор: Батьковская Елена Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ
Автор: Батьковская Елена Васильевна
Батьковская Елена ВасильевнаУчитель начальных классов, ГБОУ «Школа № 77 г. о. Донецк»ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ Цифровые образовательные платформы внедряются как альтернатива традиционному формату образовательного процесса. При этом осуществляется сбор, накопление и обработка данных об учащихся и учителях. Некоторые сведения являются конфиденциальными и охраняются законом. В этом случае все образовательные платформы должны обеспечивать защиту цифровых персональных данных. Однако на практике не всегда гарантирована защищенность персональных данных. В период дистанционного обучения регулярно применяются новые информационных технологии. Возникает необходимость защиты персональных данных учащихся. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Модернизация школьного образования – это обновление его содержания. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и удаленного образования. Цифровая грамотность - это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета Цифровая среда стала частью образовательного процесса. В период пандемии, дистанционного обучения учителями был накоплен огромный опыт использования ИКТ. Для организации учебного процесса и для взаимосвязи с учащимися и их родителями активно используется платформа СФЕРУМ. Она наиболее адаптирована и безопасна для использования в школе. Это российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений. Однако ряд проблем, связанных с использованием других цифровых устройств и сервисов в образовании, остаются актуальными и сегодня. Цифровая образовательная платформа (ЦОП) – это информационное пространство, которое объединяет участников процесса обучения и дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся, специально ориентированы на использование в образовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетом требований ФГОС. Образовательные онлайн-платформы предоставляют уникальные возможности для обучения детей и подростков. Они помогают освоить школьные предметы, раскрыть таланты ребёнка и подготовиться к вызовам будущего. На таких платформах можно изучать как основные дисциплины, так и дополнительные программы. Лучшими образовательными онлайн-платформами для школьников являются: Фоксфорд, Geek School, Тетрика, Пиксель, Skysmart, Алгоритмика, ИнтернетУрок, Учи.ру, CODDY, Rebotica, Онлайн-школа №1, Skillbox Kids, Школа будущего, Kodland, PROschool. Основным контингентом ЦОП являются дети. Безопасность детей в информационном пространстве в России регулируют ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Исследования доказали, что цифровой контент оказывает воздействие на различные аспекты развития детей, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Дети наиболее уязвимые пользователи интернета. Глобальная Сеть способна к передаче информации, которая используется как для развития и созидания, так и для разрушения и деградации. В интернете легко наткнуться на контент террористической, экстремистской, порнографической, суицидальной тематики, пропаганду рискованного поведения, ложных ценностей и потребления наркотических веществ, стать жертвой кибербуллинга, а несоблюдение мер безопасности может привести к утечке личной информации. Аспекты безопасности:Защита от киберугроз. К ним относятся вирусы, вредоносные программы, фишинг и кибербуллинг. Обеспечение целостности данных. Необходимо, чтобы данные не подвергались изменению при выполнении какой-либо операции над ними. Обеспечение доступности. Даже кратковременная блокировка образовательного контента нарушает основной принцип образования — принцип доступности обучения. Обеспечение неотказуемости. Этот сервис безопасности предполагает невозможность отказаться от факта создания, передачи или получения информации. Обеспечение аутентичности. Под этим термином понимается возможность однозначно идентифицировать автора или источник информации. Для обеспечения безопасности цифровых образовательных платформ необходимо:Разработать чёткую политику конфиденциальности. Она должна регламентировать сбор, обработку и хранение личных данных. Внедрить системы мониторинга и контроля. Они позволяют отслеживать действия пользователей и выявлять подозрительное поведение, что способствует предотвращению инцидентов. Регулярно обновлять политику кибербезопасности и адаптировать её к новым требованиям. Иметь чёткий план действий в случае кибератаки, который включает уведомление всех заинтересованных сторон и меры по устранению последствий. Учителя очень сильно продвинулись в цифровой грамотности. Так, 95% опрошенных педагогов ежедневно используют в учебном процессе компьютеры; почти треть ― интерактивные доски. Системы видеоконференцсвязи, популярные во время дистанционной учебы. Большинство педагогов ― почти 62% ― ежедневно используют цифровые устройства и сервисы для поиска заданий для уроков; 35% учителей регулярно готовят презентации для уроков с использованием ИКТ. Однако 29% опрошенных педагогов практически не пользуются онлайн-платформами для создания домашних заданий ― при том, что такие сервисы позволяют существенно экономить время как на подборе материала, так и на проверке решений учащихся. Не доверяют учителя цифровым платформам и при проведении контрольных и проверочных работ. Риски использования цифровой среды в школе● человек часто отвлекается во время работы за компьютером (проявляется у 11% опрошенных учителей);● во время работы за компьютером быстро возникает ощущение усталости (24%);● нежелание использовать цифровые устройства в личное свободное время (41%);● неприятные ощущения, болезненность во время продолжительной работы за компьютером (49%). Конечно, самый эффективный способ борьбы с таким стрессом ― психологическая поддержка и разгрузка учителей. Таким образом, оперативная коммуникация наряду с эффективным распределением рабочего времени позволяет наладить баланс между работой и личной жизнью, что помогает существенно снизить риски выгорания. Выводы: Интернет-безопасность играет важную роль в обеспечении безопасного обучения при дистанционном образовании. Цифровое пространство может быть уязвимым для различных видов мошенничества, кибератак и нарушений личной информации. Правильное использование интернет-ресурсов и соответствующие меры безопасности помогут минимизировать риски и создать комфортные условия для эффективного обучения. В условиях дистанционного образования, когда все учебные процессы переносятся в онлайн-среду, защита личной информации и конфиденциальности становится особенно актуальной. Для этого необходимо соблюдать меры предосторожности: надежные пароли для доступа к онлайн-платформам обучения, политика конфиденциальности платформы, надежное программное обеспечение для защиты от вредоносных программ и хакерских атак. Для эффективной защиты от онлайн-угроз необходимо провести обучение как педагогического персонала, так и учащихся. Таким образом, обеспечение безопасности в Интернете является неотъемлемой частью дистанционного обучения и должно быть рассмотрено как важный компонент учебной программы. Учащиеся должны быть осведомлены о возможных угрозах и обучены правилам безопасности, а родители и преподаватели должны активно сотрудничать для обеспечения безопасной обучающей среды.
