Публикации
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВОВ НА СТРАНИЦАХ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВОВ НА СТРАНИЦАХ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ
Автор: Вильданова Анастасия Вячиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВОВ НА СТРАНИЦАХ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ
Автор: Вильданова Анастасия Вячиславовна
М.Д. Вильдановаобучающаяся 7 Н класса ГБОУ «РПМГ №2 «СМАРТ», г. УфаНаучный руководитель:А.В. Вильдановаучитель русского языка и литературы ГБОУ «РПМГ №2 «СМАРТ», г. Уфа.ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВОВ НА СТРАНИЦАХ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ.Ежегодно по приказу президента России устанавливается определенная тема, которой уделяется большое внимание в грядущем году. 2023 год Владимир Владимирович Путин объявил годом педагога и наставника. Свою исследовательскую работу я решила посвятить образу учителя в годы ВОВ на страницах в военной прозе. Школы и война. Учителя и война...Как далеки эти понятия! Благородная задача учителя-давать новому поколению знания и воспитывать их на лучшем примере-ведет к успешному будущему как отдельного человека, так и нации в целом. Потому что в этом нелегком и кропотливом труде есть гарантия развития, творческой энергии и достижения новых высот. Одним словом, школьный учитель - это символ жизни, ее непрерывности и преемственности, ее вечного движения вперед и вверх. Именно на них держится и будет держаться Россия. В годы Великой Отечественной войны учителя добросовестно выполняли свои обязанности. Они совершали подвиги на фронте, но продолжали самоотверженно трудиться в тылу, часто рискуя жизнью. Как отметил один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны маршал А.М. Василевский: «Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать». В своей работе я рассмотрю ряд произведений писателей XX века, которые участвовали в войне или провели свое детство в те суровые времена, ведь именно в них ярко представлен образ учителя военного времени. Одним из ярких представителей военной прозы, где учителя выступают настоящими героями, является писатель Василий Быков. Он не только выжил на полях сражений Великой Отечественной войны, но и запомнился многим любителям литературы как бессмертный автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова содержат суровую правду того времени. Он не боялся отойти от своего идеологического ярлыка и за это подвергался гонениям и травле. Однако творчество автора прошли сквозь многие годы и были экранизированы знаменитыми режиссерами. Рассмотрим повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, которая становится литературным обелиском, посвященным учителям героям. Писатель в своем произведение повествует о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он родился в Могилевщине (Белоруссия). Учился в педагогическом техникуме, а после в течение 5 лет преподавал в основанной им школе в Сельце, которую он открыл в октябре 1939 года. [Быков,1986.С. 240]Этот сельский учитель часами читал Толстого вместе с детьми, учил их слушать и понимать прекрасное. Для него самым важным было не то, что его ученики получат знания, а то, какими людьми они станут. Поэтому, когда началась война, Морозов, как и многие другие, не ушел в партизаны, а продолжал учить людей, тем самым вызывал косые и злые взгляды жителей. Молодые люди решили отомстить одному из полицаев, Каину, но его арестовали. Угрожая повесить детей, немцы потребовали учителя. Именно поэтому, он, зная, что его учеников ожидает смерть, добровольно сдается немцам. Чтобы в страшные времена быть рядом с теми, кого он любил больше жизни, и не дать нацистам уничтожить то, что раньше цвело в их душах. Так мог поступить только настоящий человек и настоящий учитель. Именно таким и был Алесь Иванович Мороз. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя. [Быков,1986.С. 240] Также стоит отметить, что в реальной жизни существует пример «самопожертвования», схожий с подвигом Мороза из произведения Быкова «Обелиск». Януш Корчак (настоящее имя Ерш Хенрик Гольдшмит) – польский еврей, педагог. В 1911 году в Варшаве он основывает «Дом сирот». Его главная цель, заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить. Во время гитлеровской оккупации он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях. Когда на территории города появились фашисты, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то, что его приглашали остаться в Палестине. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних», – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству». [Медведева, 1992. С. 373] Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погибли в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка. 6 августа 1942 года, эта дата условно значится, как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. [Медведева, 1992. С. 373] Пример учительского героизма можно увидеть и в произведении «Кресна» А. Лиханова. Эта повесть посвящена своей любимой учительнице начальных классов Анне Николаевне. Во время войны Анна Николаевна была награждена за свой труд высокой наградой - орденом Ленина. Её называли Крёсна, потому что она была крёстной матерью едва ли не целого городского района. Эта хрупкая, скромная пожилая женщина не только давала знания своим ученикам, но и оберегала их от холода, голода и бед. Недоедая и падая в голодные обмороки, она делилась последним куском хлеба со своими учениками. На деньги, что государство заплатило ей за орден, она покупала детям витамины, чтобы они не заболели цингой, окружала вниманием и заботой семьи, в которые приходила похоронка. [Лиханов, 2010.С. 269]Анна Николаевна прожила долгую жизнь — 97 лет. А 60 из них она посвятила школе. В этом произведении образ учителя, как и в других советских произведениях о школе и учителях, наделяется необыкновенными чертами при кажущейся обыкновенности «сухонькая невысокая старушка с пуховым платком на плечах», «Лицо у Анны Николаевны было совершенно обыкновенное, старушечье — продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают».[ Лиханов, 2010.С. 269 ] Так в повести автор вспоминает об уроках арифметики, чистописания с восхищением, писатель благодарен на всю оставшуюся жизнь за уроки доброты и милосердия, полученные от этой необыкновенной женщины. Особенно в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Как он пишет об этом: «Войну не сделаешь легче, она не может стать доброй, но время можно, оказывается, приспособить, как подобрать одежду, и сделать мир полегче, особенно если он касается детей, которые не знают, как бывает иначе».[Лиханов, 2010.С. 269] И здесь он имеет в виду, конечно, и витамины, которыми добрая учительница угощала детей, чтобы поддержать их здоровье в голодное время и спасти от заболеваний, и помощь семье Вовки, узнавшей о смерти отца, и денежную помощь другим ребятам. Ее доброта и милосердие, несомненно, ярким огоньком останутся гореть в их сердцах. Анна Николаевна имела почет и уважение, ее знали все в округе, много было учеников, которые до сих пор помнили ее и помогали. Она жертвовала собой, своим здоровьем, падая в голодной обморок, она всего лишь хотела оказать помощь детям. Это ли не заслуживает почести и наград больше, чем орден Ленина, звание Настоящего Человека, настоящего преданного мастера своего дела. Человек, который чуток и умеет сочувствовать, понимать чужое горе, никогда не забывается потомками, и поэтому автор спустя годы пишет с благодарностью такие слова: «Вы есть — по-разному — во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда — вашими уроками и вашей жизнью»[Лиханов, 2010.С. 269]. Такой пример благородства, уважения, любви и сердечной теплоты к людям передается из поколения в поколение и способен преодолеть любые препятствия, включая и вражеское стремление погубить Родину. И пока живы те, кто помнит таких светлых людей и сам несет в себе частичку этого света и передает другим, нашу страну победить невозможно.Таким образом, можно сделать вывод, что образы учителей абсолютно одинаковы с героями произведений отечественной литературы. Они голодали вместе с детьми, но выполняли свой долг – учили и были примером, много физически трудились на лесозаготовках и полях сражения. Но никто из них не предал своей профессии, своей страны. Я думаю, что для фашистов советский учитель был страшнее тысячной армии. Его нельзя было сломить, уничтожить – он будет вечно жить в своих учениках. Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры: «Советским учителям есть чем гордиться!Список источников и литературы:А.А.Лиханов «Русские мальчики» («Крутые горы», «Крёсна») Собрание сочинений для детей и юношества : в 15 т. Т. 6 : Русские мальчики: [роман в повестях]. / Альберт Лиханов ; рис. С. Острова. - Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2010.269 с. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.240 с. Образ учителя в литературе Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878–1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. 373 с.
