Публикации
«Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей деятельности по стабилизации эмоционального развития и нормализации эмоционального состояния дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей деятельности по стабилизации эмоционального развития и нормализации эмоционального состояния дошкольников»
Автор: Аликина Наталья Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей деятельности по стабилизации эмоционального развития и нормализации эмоционального состояния дошкольников»
Автор: Аликина Наталья Анатольевна
Н.А. Аликина, педагог-психолог МБДОУ «ДС «Радуга», р.п. Усть - Абакан«Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей деятельности по стабилизации эмоционального развития и нормализацииэмоционального состояния дошкольников»В настоящее время проблема сохранения психологического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия встаёт очень остро. С каждым годом становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, выраженными проявлениями неконструктивного поведения, увеличивается количество детей, не владеющих способами адекватного выражения эмоций, не способных понимать не только чужие чувства, но и свои. Последствия психологического дискомфорта для ребенка очень серьезны. Это появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Поэтому одним из направлений психолого-педагогического сопровождения в ДОО является создание условий обеспечения благоприятного эмоционального состояния воспитанников. С целью организации эффективной коррекционно-развивающей деятельности по стабилизации эмоционального развития и нормализации эмоционального состояния детей дошкольного возраста возникает необходимость поиска новых форм, методов, работы в данном направлении. Одним из эффективных средств является использование кинетического песка.Этот удивительный материал, появившийся в России совсем недавно, состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера.Игры с песком для детей – это простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, избавляться от переживаний, снимать нервное напряжение, тем самым нормализуя эмоционального состояния дошкольников.Этому способствуют уникальные свойства кинетического песка: способность «заземлять» негативную энергию, стабилизируя эмоциональное состояние, успокаивая и расслабляя. Кинетический песок имеет ряд преимуществ: нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста; силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»; не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства; просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно; в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза; он рыхлый, но растягивается; из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен; он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде; легкий в транспортировке. Для работы с кинетическим песком необходимо использовать специальное оборудование и материалы:Водонепроницаемый пластиковый ящик, лучше с крышкой, чтобы песок не подсыхал; Песочница размером 50×70×8 см (для индивидуальной работы), где 50×70 — размер поля, а 8 — глубина, 100×140×8 (для групповой работы). Можно изготовить специальные столы с крышками или воспользоваться разносами; Лопатки, стеки; Разнообразные пластиковые формочки разной величины: геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; Формочки, штампы; Бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы, бусины; Большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир. Данное оборудование и материалы позволяют совершать различные виды работы с песком: рисовать на песке кисточкой, палочкой; вырезать формочками, оставлять различные отпечатки на песке; лепить объёмные фигуры и создавать различные сюжеты из песка. Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах, постоянно пополняется и периодически обрабатывается. Для удобства организации коррекционно-развивающей работы можно оформить в группе или кабинете педагога-психолога уголок (зону) «Песочных забав», которая позволит хранить инвентарь и оборудование в одном месте, рядом с местом проведения игровых занятий и работы детей с песком. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется с детьми с признаками и проявлениями эмоционального неблагополучия разных возрастных групп и позволяет решать следующие задачи:1. Развитие способности осознания своего эмоционального состояния и окружающих;2. Формирование навыков адекватного выражения эмоций;3. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;4. Обучение приемам саморегуляции, снижение нервно-психического напряжения;5. Стабилизация эмоционального состояния, избавление от страхов и агрессии;6. Проявление чувства защищённости, открытости в общении;7. Приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;8. формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам, адекватной самооценки;9. Развитие адаптации и социализации детей. Длительность занятий зависит от возраста детей. От 10 -15 минут – младший возраст; 15-20 минут - средний дошкольный возраст; до 25-30 минут - старший. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по следующей структуре: 1.Вводная часть (организационный и мотивационный момент):1.1.Приветствие: упражнения на сближение, формирование доверительных взаимоотношений;1.2.Ритуалы: «Здороваемся с песком», «Погружения» с помощью волшебных слов, ставится детская цель, проблема; 1.3.Появление сказочного героя: Песочной Феи, Доброго Волшебника, Песочного человека, которые ведут увлекательный рассказ о каком-либо событии, формулируют задания, загадывают загадки и др.;2. Основная часть: игровой процесс (специально-подобранные игры и упражнения с песком); 3. Заключительная часть3.1.Резюмирование (подведение итогов); 3.2.Рефлексия;3.3. Ритуал прощания: дети разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Выбор упражнений в основной части зависит от цели и задач занятия. Так для развития способности осознания и выражения своих чувств и эмоций детям предлагается выполнить упражнение «Мое настроение» и нарисовать на песке свое настроение, при необходимости изменяя его и преобразовывая. Для развития способности осознания и преодоления ребенком своих страхов можно использовать упражнение «Мой страх» и предложить ребенку создать из песка образ своего страха, затем преобразовать его, сделав нестрашным, а симпатичным или уменьшив в размере. Упражнение «Песочные забавы» поможет снизить эмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный настрой. Развить фантазию и творческое воображение у детей становится возможным в игре «Чудеса на песке», в которой детям предстоит выполнить роль волшебника и населить «Сказочный лес» (поле, покрытое зелёным песком) или «Морскую страну» (поле, покрытое синим песком), различными сказочными существами и обитателями: фигурки растений, животных, водорослей, рыб, морских звёзд и тд.В коррекционно-развивающей деятельности используются вспомогательные методы и техники:игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика); дыхательная гимнастика; функциональная музыка. Анализ результатов деятельности свидетельствует о том, что систематическое использование игр и упражнений с кинетическим песком в коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками способствует развитию эмоциональной сферы, формированию положительных эмоций, чувств, снижению нервно-психического напряжения, агрессивных и тревожных реакций, стабилизации эмоционального состояния детей дошкольного возраста. Используемая литература:1. Агошкова М.Д. Забавы с песком – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста //Справочник педагога – психолога. – 2013 - №11. – с.61- 66. 2. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «Детство – Пресс», 2017.3. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 - 340 с. 4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2012 - 104 с. 5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
