Публикации Методическое сообщение О развитии навыков работы над полифонией. Характерные особенности полифонического изложения и главные задачи при изучении полифонических произведений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое сообщение О развитии навыков работы над полифонией. Характерные особенности полифонического изложения и главные задачи при изучении полифонических произведений
Автор: Круглова Елена Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Нижнесортымская детская школа искусств» Сургутский районМетодическое сообщениепреподавателя фортепианоКругловой Елены Ивановны«О развитии навыков работы над полифонией. Характерные особенности полифонического изложения и главные задачи при изучении полифонических произведений»Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это наиболее сложная область воспитания и обучения учащегося уже с младших классов.Изучение полифонической музыки успешно влияет на общее музыкальное развитие учащегося, ведь с элементами полифонии он соприкасается и во многих других произведениях гомофонно-гармонического склада.Ученик начинает знакомство с полифонией с первых лет занятий с несложного двухголосия – старинная танцевальная музыка из «Нотной тетради А. М. Бах», маленькие прелюдии, фугетты, инвенции. Трудность овладения имитационной полифонии заключается:
  • в самостоятельности и равноправности каждого из голосов по музыкально-смысловому значению;
  • построения менее четко расчленены;
  • в непрерывной текучести мелодического движения.
  • Поэтому так важно обращать внимание на содержательность и выразительность полифонических пьес, научить ученика вникать в авторский замысел, понимать значение каждой мелодической мысли. А недостаточная отработка с учеником навыков осмысленного владения голосоведением часто приводит к малоинтересному, просто формальному исполнению полифонических музыки. Как правило, все старания ученика устремлены на преодоление трудностей, обусловленных для него лишь способом изложения. Ведь разбираться в музыке, которую, по сути, не понимаешь и не воспринимаешь очень трудно; запомнить то, в чем не видишь музыкального смысла, нельзя, а ученик очень часто оказывается именно в таком положении.Уже с младших классов необходимо приобщать ученика на образцах кантиленой полифонии к умению серьезно работать над каждым голосом – уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и применять нужные штрихи. Необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах фразировка, характер звучания, штрихи могут быть и часто бывают совсем различными. Это требует специальной работы, умения играть на память каждый голос, что поможет правильному слуховому восприятию и исполнению.Один из наиболее часто встречающихся недостатков в этой области заключается в том, что учащийся «бросает» какой-либо звук данного голоса, не слышит его связи со всей мелодической линией, а потому и не приводит в следующий, вытекающий из него по смыслу.Иногда ученик, выдерживая протяженный звук, не соразмеряет его затухающее звучание с силой следующего звука, не ощущает этот переход в двигательном отношении. В результате звуковая линия нарушается, теряется выразительный смысл.Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Частые подмены пальцев для выдерживания голосов, нетипичные перекладывания иногда представляются ученику трудными и даже неприемлемыми. Поэтому, по мере возможности надо привлекать ученика к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных вопросов и, конечно же, добиваться обязательного соблюдения.Одной из первых задач является уяснение учеником формы произведения, образно-интонационного характера темы. Как правило, в общем строении фуги, фугетты, инвенции преобладает трехчастное изложение – экспозиционная, средняя и репризная части. Порой после экспозиции следует дополнительное проведение темы во всех голосах, называемое контр экспозицией. Средние же части нередко очень расширены, а реприза значительно укорочена. Для тем развитой полифонической ткани наиболее характерны наличие двух выразительных начал: яркого интонационного «ядра», переходящего в ритмически равномерное, мелодически плавное движение (можно вспомнить вопросо-ответное изложение). Такая структура наталкивает учащегося на поиски звуковых средств. Учащимся нужно иметь правильное представление о характере исполнения музыки, о его соответствии стилю, образному содержанию, необходимо почувствовать стройность замысла, строгость этой музыки.Важно помнить о свойственной произведениям И. С. Баха темповой сдержанности, чувствовать, что даже активные по характеру и движению сочинения утратят характерную для них упругость ритмического пульса, если играть их слишком быстро.В динамическом плане основная особенность исполнения полифонической музыки (в том числе и произведений И. С. Баха) заключается в том, что эти сочинения не терпят нюансовой пестроты. Возможны значительные нарастания, значительные кульминации, большие построения, исполняемые в одном плане звучания; или сопоставления контрастных разделов с контрастной же тембровой, динамической окраской, но не постоянная смена красок, которая мельчит исполнение.Ученик должен знать о существовании разных редакций исполняемых им произведений И. С. Баха, их положительных качествах и минусах. Критическое отношение к указаниям разных редакторов окажется для учащегося только полезным: оно заставит подумать о конкретных моментах исполнения. Надо, чтобы учащийся знал и понимал различие между авторскими – обязательными для исполнения, но очень редкими у Баха – и редакторскими указаниями.Ученик знакомится с мелизматикой в клавирном искусстве 19 века на произведениях И. С. Баха. Изобилие различного вида украшений затрудняет исполнение. Понятно, что ученику здесь понадобится помощь и конкретные указания преподавателя. Педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта. Педагогу, точно установившему, как следует играть украшение в каждом конкретном случае, нужно столь же точно добиваться этого от учащегося. Следить надо не только за выигрыванием нужного количества нот, но и за тем, чтобы украшение естественно вписывалось в текст. Нередко мелизмы выпадают из музыки, становясь чем-то самодовлеющим. Этого нельзя допускать. Почти всегда их нужно сначала поиграть медленнее, более напевно, избегая в игре торопливости, суеты.В работе над трех- и даже четырехголосной полифонией происходит уплотнение полифонической ткани большим количеством голосов, что сразу же потребует от ученика интенсивного сосредоточения слухового внимания. К числу фактурных и исполнительских трудностей относятся регистровая сближенность голосов, сочетание двух голосов в партии одной руки или распределение одного из них между партиями рук, установление необходимого уровня динамики между долго длящимся звуком и проходящими на его фоне подвижными звуками в другом голосе. Ученикам старших классов полезно после проигрывания каждого из двух голосов, расположенных в партии одной руки, сыграть их вместе, но двумя руками, чтобы яснее представить себе должное звучание и добиваться потом его в работе, исполняя уже в соответствии с авторским изложением. Конечно, здесь должны помнить об умении вести каждый голос, сохраняя фразировку, штрихи, характер звучания, соблюдение правильной аппликатуры, внимание к движению мелодической линии каждого голоса, выдержанным звукам и т.д. Подобные полифонические эпизоды требуют вычленения и тщательной, кропотливой работы.Таким образом, перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над полифоническими произведениями. Художественные образы, их музыкальный язык должны стать привычными и понятными. Овладение полифонией дает учащимся приобрести навыки в пианистическом исполнении в целом, в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести мелодическую линию, в развитии вообще навыков legato; в области технического мастерства вырабатывается точность и чеканность звучания.Используемая литература 1.А. Алексеев Методика обучения игре на фортепиано2.Н. Любомудрова Методика обучения игре на фортепиано3.Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры
    -