Публикации
Открытый урок - концерт обучающихся класса Преподаватель – Круглова Е.И. Тема: «Художественные образы в произведениях Натальи Тороповой»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок - концерт обучающихся класса Преподаватель – Круглова Е.И. Тема: «Художественные образы в произведениях Натальи Тороповой»
Автор: Круглова Елена Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок - концерт обучающихся класса Преподаватель – Круглова Е.И. Тема: «Художественные образы в произведениях Натальи Тороповой»
Автор: Круглова Елена Ивановна
Открытый урок - концерт обучающихся классаПреподаватель – Круглова Е.И.Тема: «Художественные образы в произведениях Натальи Тороповой»Цель урока - концерта:раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях Натальи Тороповой. Формирование у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения, развитие творческих способностей обучающихся, умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении других учеников.Задачи урока - концерта:Образовательная:• Формирование стремления к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.Воспитательная:• Воспитание интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре.• Научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства.Развивающая:Применение штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.• Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата.Оборудование и материалы:• Фортепиано • нотная литература.План урока-концерта:1. Знакомство с творчеством современных композиторов.2. Краткая биография Н. Тороповой.3. Прослушивание пьес из альбомов композитора.Участники урока-концерта1. Пунько Виктория 2 кл. Полька медвежонка 2. Смольянинова Мария 3 кл. Храбрый ковбой3. Хайретдинова Алина 4 кл. Плетет паучок паутинку 4. Данилова Варвара 5 кл. Новогодний вальс“Художник — это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А. Блок) Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение мы с детьми проведём урок-концерт под названием «Художественные образы в произведениях Натальи Тороповой». Дети с большим удовольствием разучивают современную музыку.Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства - особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. «Смешарики», «Грусть», «Колдун», «Фиолетовая ночь - розовый рассвет», «Смешные пингвинчики», «Комары да мошки»... Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.Музыка, написанная Натальей Тороповой, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием. Каким бы не был уровень подготовки, в сборнике Натальи Михайловны вы найдете пьесы по силам.Чем лично мне нравятся сборники Натальи Тороповой?1. Каждая из представленных пьес - это яркий, эмоциональный, цельный образ. Мы знаем, что детскому восприятию ближе конкретно-образное восприятие музыки, ему доступнее мир звуков тогда, когда он подобен знакомым образам окружающего мира, персонажам любимых сказок. Такая музыка будит воображение, создает настроение, заинтересовывает, увлекает, учит понимать, ощущать, переживать музыку различного характера - веселую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную и т.д.2. Автор широко использует возможности фортепиано в плане звукокрасочной выразительности. Обилие красок достигается характерной аккордовой звучностью, всевозможными фигурациями, регистровыми возможностями фортепиано.3. Пьесы, представленные в сборнике, прекрасно подходят для развития исполнительских навыков, могут быть хорошей базой для формирования фактурного багажа юного исполнителя.4. Умело и точно подобрано название каждой пьесы. У Р. Шумана есть такие слова: «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что-то вообразить, на чем-то сосредоточиться» [2.,22-23]. В пьесах интересны не только названия пьес, но и темповые обозначения, они помогают раскрыть характер: празднично, задорно, загадочно, гордо, воинственно, мечтательно, игриво, целеустремленно и др. Такие названия дают работу фантазии.5. Музыкальный язык пьес прост и понятен. Наиболее удобным представляется принцип объединения пьес данного сборника в жанровые группы. Широко и многообразно представлены танцевальная и маршевая музыка: «Марш веселых лягушат», «Муравьишка», «Гномик», «Смешные пингвинчики», «Поезд», «Пират» и др. Родилась в г. Фокино Брянской области. Композитор, преподаватель фортепиано и концертмейстер Фокинской детской школы искусств. Член секции композиторов любителей Брянской области. Награждена медалью «В память 200-летию Ф. И. Тютчева» В 1979 гг. - Наталья Михайловна окончила Брянское музыкальное училище по классу фортепиано у Смирновой Натальи Викторовны.С 1980 г. - преподаватель фортепиано и концертмейстер Фокинской детской школы искусств. Непрерывная работа с детьми, проблемы обучения детей игре на фортепиано побудили Торопову Н. М. внести свой вклад в процесс музыкального образования.Многократный победитель областных конкурсов концертмейстеров.В 90-х годах начинается ее творческая деятельность как композитора. В основном, это были детские фортепианные миниатюры. Затем появляются методические разработки, в которых используются собственные сочинения, детские песни и песни на стихи поэтов Брянщины. Она в своем творчестве пропагандирует поэзию Брянщины.2003 г. - Торопова Н. М. участвует в областном конкурсе композиторов-любителей «Край любимый, край родной» и получает Диплом 3-ей степени за создание произведения «Край мой партизанский» на стихи В. Моисеева в номинации, посвящённой 60-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Председатель жюри - народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, член Союза композиторов России - В. Ю. Калистратов. В этом же году Наталью Михайловну принимают в Брянскую секцию композиторов любителей.2003 г. - Торопова Н.М. победитель в первом областном конкурсе «Педагог года -2003», в номинации «За творческий поиск».Декабрь 2003 г. - проходит радио-конкурс на лучшее произведение, посвящённое 200- летию со дня рождения Ф. И. Тютчева. Среди победителей и композитор Торопова Н.Творчеством Натальи Тороповой заинтересовалось издательство «Феникс» в Ростове-наДону. Три года назад оно издаёт сборник фортепианных пьес Тороповой - «Музыкальные зарисовки».Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Натальи Тороповой, будем играть и немного расскажем о ее произведениях. Наталья Торопова автор четырех сборников «Первые нотки», «Первые нотки в басовом ключе», «Музыкальная страна» и «Музыкальные зарисовки». Пьесы выстроены в ее сборниках в порядке возрастающей сложности и предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста.Полька медвежонка исп. Пунько Вика 2 кл. Пьеса веселого стаккатного характера. Тема проходит в л.р., пр. – аккомпанирующие секунды и терции. Форма простая одночастная.Храбрый ковбой исп. Смольянинова Мария 3 кл. Пр. р. Мелодическая линия. Л. Р. Аккомпанемент. Попеременность главенства пр. и лев. Размер 6/8 в л.р. передается ощущение скачки. Форма простая 3хчастная. 1 и 3 ч. Мажорные2 ч- минорная. Передает ощущение пространства, прерия - обширная степь в Северной Америке. Где едет наш Ковбой.Плетет паучок паутинку исп. Хайретдинова Алина 4 кл. Яркая подвижная пьеса с шутливым названием. Имеет простую 3хчастную форму. Повторяющиеся мотивы секвенционного строения передают плетение паутины. В 1и 3 ч. Мелодия слышна в пр.р., л.р. – аккомпанирующая «полечного» характера. Во 2 ч. Пр. и л. Уравниваются по значимости – равнозначны можно сказать. Следует отрабатывать динамические оттенки, технически л.р. не должна «греметь». И темп немаловажен для характера исполнения.Новогодний вальс – исп. Данилова Варвара 5 кл. Программная пьеса с благозвучным названием. Имеет простую 3хчастную форму. Аккордовая фактура передает торжественность, праздничность музыки.Средняя часть более легатная за счет л.р. Гармонически вальс прост –Т, D в основном использует композитор.Пьесы, которые мы показали, носят танцевальный характер. Основными выразительными средствами музыки танцевального жанра являются ритм, темп, ясная мелодия. Мы познакомили вас с произведениями композитора Натальи Тороповой. Думаю, что еще не раз эти и другие пьесы этого композитора будут звучать в репертуаре наших обучающихся. А закончить хочется словами Натальи Тороповой: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”Список литературы:1. Альтерман С. «Сорок уроков начального обучения музыке» .; Изд. «Композитор».; С - ПБ.; 1999. С.54.2. Житомирский Д.В. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - Москва: Музгиз, 1956. С. 125.3. Смирнова Т.И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто - логос», 1992. С.34.4. Торопова Н. Фортепиано/Учебное пособие - Музыкальные зарисовки (для учащихся младших и средних классов ДМШ), 2010. С. 56
