Публикации
Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции
Автор: Бекетова Александра Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции
Автор: Бекетова Александра Викторовна
Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секцииБекетова А.В., магистратура 2 курс факультет физической культуры и спорта г.Курск , beketovaa50@gmail.com Аннотация В данной работе рассматривается методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции. Быстрота и ловкость являются ключевыми физическими качествами, необходимыми для успешного выполнения игровых задач в баскетболе. Работа включает анализ существующих методик тренировок, а также разработку и обоснование авторской программы, направленной на комплексное развитие этих качеств. В методике акцентируется внимание на специфических упражнениях и игровых ситуациях, способствующих улучшению координации движений, реакции и скорости передвижения.Ключевые слова : методика, учебно-тренировочный процесс, развитие быстроты и ловкости, упражнения Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции, включает в себя комплексное развитие этих физических качеств и их проявление в соревновательной деятельности баскетболистов. Сложность координационных способностей определяется биомеханической структурой двигательного действия, количеством вовлеченных в работу мышц, согласованное и строго последовательное напряжение и расслабление которых обеспечивают реализацию запрограммированного действия. Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. [3] Для развития быстроты и ловкости у баскетболистов в учебно-тренировочном процессе применяются упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным условиям: упражнение должно выполняться с максимально возможной скоростью; упражнение должно быть настолько хорошо освоенным, чтобы внимание баскетболиста концентрировалось только на быстроте его выполнения; не следует допускать в процессе тренировки снижения скорости выполнения упражнения.[4] Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Он подразделяется на два под метода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидность методических приемов: строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и т.п.); изменение исходных и конечных положений (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; выполнение упражнений в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.); выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами. [2] Методика сопряженного развития быстроты и ловкости у девушек, занимающихся баскетболом в школьной спортивной секции, включает две группы средств. [1] В первую группу вошли отдельные упражнения, оказывающие сопряженное воздействие на развитие у баскетболисток скорости и ловкости, выполняемые повторным методом (2-3 повторения): серия шагов (по два-три) вперед, назад, вправо и влево, выполнение касания рукой пола при смене направления движения, выполнение рывков до 10 метров с чередованием бега лицом и спиной вперед, выполнение рывок с ведением мяча с поворотами на 360° до центральной линии в одну сторону, назад – в другую. На тренировке баскетболистки используют различные виды треугольника: со сменой мест, без смены мест. Игроки занимают места на дальних приступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от защитника и занять выгодное положение для атаки. Как только игрок удачно освобождается, ему выполняется передача и далее бросок.Результаты опытной работы показали, что применение разработанной методики сопряженного развития быстроты и ловкости у баскетболисток, занимающихся в условиях школьного дополнительного образования, способствует повышению эффективности учебно-тренировочного процесса. Результаты опытной работы были сопоставлены с исходными и конечными данными, которые показали эффективность разработанной методики. Анализ результатов тестирования баскетболисток на начало исследования не выявил достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами Результаты тестирования на окончание опытной работы также свидетельствуют о том, что баскетболистки экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в тестах, характеризующих уровень развития у них быстроты и ловкости по сравнению со спортсменками контрольной группы Результаты комплексного упражнения на быстроту, ловкость и техническую подготовленность в экспериментальной группе улучшились на 6,8%, в контрольной группе – на 4,0%.Разработанная методика позволяет достоверно повысить у баскетболисток экспериментальной группы уровень развития быстроты и ловкости. Улучшение средних результатов в контрольных испытаниях составило: в челночный беге 3х10 метров – 6,2%, в ведении мяча с обводкой стоек – 6,7%, в комплексном упражнении на быстроту, ловкость и техническую подготовленность – 6,8%, в тесте «Реакция-мяч» – 8,0%. Это результат анализа научно-методической литературы, проведенного в ходе проведения педагогического эксперимента, в ходе которого было установлено, что разработанная методика способствует достоверному повышению уровня развития скоростных и ловких навыков баскетболисток, а также повышению их общей эффективности в соревновательной деятельности.Список литературы: Петров И.А. Методика обучения двигательным действиям мальчиков младшего школьного возраста на основе интеграции скоростных и координационных способностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград: ВГАФК, 2012. – 24 с. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. – М.: Терра-Спорт, 2010. – 141 с. Платонов В.А. Программированная физическая подготовка юных баскетболистов 11-16 лет: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1998. – 120 c. Попереков В.С. Развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет с учетом типологических свойств их нервной системы: дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2015. –199 с.
