Публикации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»ВведениеИгра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (по классификации А. Н. Леонтьева), обеспечивающим психическое, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. В процессе игры формируютсяключевыенавыки,необходимыедлядальнейшего обученияиадаптациивсоциуме. Современныеисследованияв областидошкольнойпедагогикии психологииподчёркивают,что игроваядеятельностьнетолькостимулируетпознавательные процессы,ноислужит основойдляразвитияпроизвольности поведения, коммуникативных способностей и творческого мышления.Цель данной методической разработки – раскрыть значение игры в развитии детей дошкольного возраста, определить её виды и функции, атакжепредложитьпрактические рекомендациипоорганизации игровойдеятельностивусловияхдошкольногообразовательного учреждения (ДОУ).Теоретические основы игровой деятельности дошкольников Психолого-педагогическая сущность игры Согласно теории Л. С. Выготского, игра – это «арифметика социальных отношений», позволяющая ребёнку осваивать нормы поведения и взаимодействия. В игре дошкольник моделирует реальные жизненные ситуации, что способствует развитию воображения и абстрактного мышления.Д. Б. Эльконин выделял следующие характеристики игры:Условность – замещение реальных предметов и действий символами (например, палка становится «лошадкой»). Мотивированность – ребёнок играет ради процесса, а не результата. Правила – даже в свободной игре присутствуют негласные нормы, регулирующие поведение участников. Виды игр и их влияние на развитие В дошкольной педагогике игры классифицируются по степени самостоятельности ребёнка и целям организации:Сюжетно-ролевые игры – основаны на воспроизведении социальных ролей (дочки-матери, врач, продавец). Способствуют развитию: Эмоционального интеллекта (понимание чувств других). Речи (диалогическое взаимодействие). Произвольности (следование правилам роли). Дидактические игры – направлены на обучение через игровые механизмы (лото, пазлы, сортеры). Развивают: Познавательные процессы (внимание, память, логику). Мелкую моторику (работа с мелкими предметами). Подвижныеигры –связанысфизическойактивностью (догонялки, эстафеты). Формируют: Координацию движений. Навыки командного взаимодействия. Конструктивные игры – предполагают создание объектов из различных материалов (кубики, конструкторы). Стимулируют: Пространственное мышление. Творческие способности. Функции игры в развитии дошкольника Игравыполняетрядключевыхфункций,обеспечивающих гармоничное развитие ребёнка:Социализирующая –черезигрудетиусваиваютнормы поведения, учатся сотрудничать и разрешать конфликты. Когнитивная –игроваядеятельностьспособствуетразвитию мышления, воображения и речи. Эмоционально-компенсаторная –вигреребёнок прорабатываеттревогиистрахи(например,черезигрув «доктора» преодолевает боязнь больницы).Физическая – подвижные игры способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Практические аспекты организации игровой деятельности в ДОУ Роль педагога в руководстве игрой Педагог должен создавать условия для развития самостоятельной игровойдеятельности,избегаяизбыточногоконтроля.Основные задачи воспитателя:Обогащение игровой среды – предоставление разнообразных материалов(игрушки,природныеэлементы,предметы- заместители). Косвенноеруководство –ненавязчивыеподсказки, расширяющие сюжет («А что будет, если…?»). Наблюдение – фиксация особенностей поведения детей для индивидуального подхода. Примеры игровых методик Сюжетное обыгрывание сказок Дети распределяют роли, воспроизводят сюжет. Педагог вводит элементы (например, изменение концовки). Игры с правилами на развитие саморегуляции «Мореволнуетсяраз…»–тренировкаторможения импульсивных действий. «Съедобное-несъедобное» – развитие внимания. Конструктивные игры с природными материалами Постройка домика из шишек и веток. Создание узоров из камешков и листьев. Проблемы современной игровой практики и пути их решения Несмотрянапризнаниеважностиигры,всовременныхДОУ наблюдаются следующие тенденции:Вытеснение игры учебными занятиями – из-за требований подготовки к школе свободная игра сокращается. Ограниченностьигровогопространства –нехватка качественных игрушек и материалов. Гиперопека взрослых – чрезмерное вмешательство педагогов и родителей. Рекомендации:Сохранениебалансамеждусвободнойигройи структурированными занятиями. Использование полифункциональных игрушек (кубики, тканевые модули). Обучение родителей важности самостоятельной игры. ЗаключениеИгра – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития дошкольника. Грамотная организация игровой деятельности в ДОУ позволяет формировать у детей ключевые компетенции, необходимые для успешной социализации и дальнейшего обучения. Педагогам и родителям следует создавать условия для разнообразных игр, сочетая свободную активность с педагогически направленными элементами.
