Публикации
Психологические подходы и методы, основанные на арт-терапии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические подходы и методы, основанные на арт-терапии
Автор: Шарапова Алия Минниахатовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические подходы и методы, основанные на арт-терапии
Автор: Шарапова Алия Минниахатовна
Психологические подходы и методы, основанные на арт-терапии.Шарапова Алия МинниахатовнаМБДОУ «Детский сад №7»Лениногорского муниципального района Республики ТатарстанАннотация Использование Арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обусловлено её многообразием функций: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической и диагностической. Применение арт-терапевтических методов и приёмов в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками открывает путь к раскрытию скрытых талантов детей, способствует нормализации их эмоционального состояния, а также развитию коммуникативных навыков и волевых качеств, что, в свою очередь значительно повышает уровень и социальной адаптации. Эта практика может быть полезна не только для детей, но и для всех участников образовательного процесса, включая педагогов и родителей.Дошкольное образование сегодня направлено не только на познавательное развитие ребёнка, но и на становление базовых свойств личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и социально-психологических особенностей. В дошкольном учреждении ребёнок получает первый опыт взаимодействия с взрослыми знакомится с другими детьми, учиться жить в гармонии с окружающими. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания помогает избежать трудностей и отклонений в психическом и личностном развитии. Главной задачей работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является оказание поддержки в развитии личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, ресурсов.В этом неоценимую помощь оказывают арт-терапевтические методы, ведь они дают широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками.Арт-терапия – это не просто модное и красивое слово, это современный метод позитивного психологического воздействия, направленный на подержание и укрепление здоровья детей.Психика ребёнка очень уязвима и требует бережного отношения. Ребёнок только начинает познавать себя, других людей и окружающий мир, и часто сталкивается с трудностями в семье, детском саду и школе.Взрослые хотят помочь ребёнку, но не всегда знают, как сделать это правильно и без вреда для его психики. Объяснения, наставления и убеждения не всегда помогают, а ребёнок не всегда может объяснить, сто с ним происходит, например, почему он не хочет идти в детский сад или чего он боится в темноте. Именно в таких ситуациях может помочь арт-терапия.Арт-терапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г.В. Бурковский, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Р.Б. Хайкин и др.).Арт-терапевтические методы становятся незаменимыми в случаях серьёзных эмоциональных расстройств, а также при трудностях в коммуникации и низком уровне игровой деятельности у детей. Арт-терапия представляет собой особый вид психологического воздействия искусством, который активно применяется в социальной, педагогической и психологической практике как способ гармонизации и развития психики человека через занятия художественным творчеством.Например, рисование или создание песочных композиций даёт ребёнку возможность не только снизить уровень тревожности и агрессивности, но и обрести уверенность в себе и веру в свои силы. Кроме того, занятия творчеством позволяют пережить положительные эмоции и получить новые модели поведения, способствующие адаптации в обществе. Арт-терапия открывает перед ребёнком обширные горизонты для социально приемлемого выражения эмоций. Если у дошкольника возникаю трудности в общении – он замкнут, не заинтересован в сверстниках или слишком стеснителен – арт-терапия помогает объединить детей в группу, сохраняя при этом их индивидуальность.Метода арт-терапии позволяет психологу максимально эффективно сочетать индивидуальной подход к каждому ребёнку и групповую форму работы.Арт-терапия включает в себя такие виды как:Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);Изотерапия - коррекция посредством изобразительной деятельности;Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях;Куклотерапия - изготовление и применение различных кукол;Фототерапия - использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми;Игровая терапия - метод коррекции посредством игры и др.Остановлюсь на методах, которые использую в своей практике. Песочная терапия – один из методов арт-терапии, известный с давних времён. Игра с песком помогает выразить ребёнку свои переживания и страхи, не прибегая к словам. История песочной терапии начинается с 1929 года, когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии. Песок обладает свойством поглощать негативную энергии, очищая энергетики и стабилизируя эмоциональное состояние. Песочная терапия в детском саду широко применяется. Для неё достаточно ящика с песком или песочницы. В младшем дошкольном возрасте дети учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощению через лепку различных фигур песком или же рисование с помощью сухого и мокрого песка.В своей практик я использую и кинетический песок. Он пластичный, легко меняет форму, рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться после воздействия. Кинетический песок способствует коррекции поведения дошкольников, снятию тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и уверенности в себе. Он развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, успокаивает и расслабляет мышцы рук. Игры и упражнения с песком снимают психоэмоциональное напряжение и развивают межполушарное взаимодействие. Ребенок высвобождает подавленную энергию, трансформируя её в развитие и обучение.Следующий метод который я применяю в работе с детьми дошкольного возраста это – метод изотерапии, который становится всё более популярным и удивляет родителей и детей своим результатами. Изотерапия представляет собой комплекс специальных методик и упражнений, основанных на творческой деятельности, улучшающих психическое состояние и общее здоровье. Это универсальный инструмент для индивидуальной работы и совместного творчества детей и родителей, метод художественной рефлексии, способствующий развитию художественных способностей и мелкой моторики. Занятия не ограничиваются традиционными материалами, такими как бумага, кисти и краски, в изотерапии можно использовать любые художественные материалы: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумагу разной текстуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жёсткости, грим, уголь, слоёное тесто, глину, сыпучие материалы, засушенные листья.Дети создают рисунки на заданную или свободную тему, специалист наблюдает за процессом и эмоциями ребёнка. После завершения работы ребёнок описывает изображённое.В своей деятельности я также применяю метод сказкотерапии. Сказкотерапия – это метод, который использует сказочные сэжеты для того, чтобы помочь человеку интегрироваться в общество, развить творческие способности. Расширить сознание и улучшить взаимодействие м окружающим миром.Многие известные психолог , как зарубежные, так и отечественные, использовали сказки в своей работе. Для ребёнка сказка является особым миром, который позволяет ему увидеть мир за пределами своей повседневной жизни и познакомиться со сложными явлениями и чувствами в доступной для него форме.Не секрет, что музыка обладает колоссальным воздействием на человека. Музыкотерапия не только способствует повышению работоспособности подрастающего поколения, но и снимает стресс, развивает творческие способности. С давних времён музыка используется в лечебных целях. Приятные эмоции, вызываемы мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Для расслабления и снятия эмоционального и физического напряжения я выбираю мелодичную классическую и современную расслабляющую музыку, наполненную звуками природы: шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка. Слушая такую музыку, дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.Наиболее часто используемые упражнения включают хлопки и постукивания в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игру на различных инструментах. На занятиях музыкотерапией также применяются психогимнастические этюды и упражнения, которые не только способствуют расслаблению детей, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать своё эмоциональное состояние, а также нормам и правилам поведения.Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, а также на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Я считаю, что проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются различные виды арт-терапии, такие как музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная арт-терапия и другие, наиболее эффективно.Во время таких занятий у детей появляется возможность раскрыть свои творческие способности и фантазию, обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.Арт-терапия как метод психокоррекции способствует творческому самовыражению личности ребенка, что создает основу для самопознания и гармонизации развития всех участников воспитательно-образовательного процесса. Она является мягким и безопасным способом работы с психоэмоциональным состоянием ребенка, особенно если сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы.Список литературы:Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г. Воронова А.А. «Арт-терапия для дошкольников» Т.Ц.Сфера 2017г. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г. Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольника-ми: Методическое пособие – Пенза, 2014. Свистунова Е.В. Разноцветное детство:игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия М.»Форум» 2012г Татарникова Г.М. «Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» Волгоград»Учитель»2014г
