Публикации КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Аликина Наталья Анатольевна

«КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В последнее время наблюдается увеличение количества детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. Одной из основных причин являются различного рода отклонениями в развитии интеллектуальных способностей и недостаточный уровень познавательного развития. Это проявляется в снижении концентрации внимания, объёма и произвольности запоминания, слабой сформированности мыслительной деятельности, низкого уровня познавательного интереса, познавательной активности, произвольности поведения.Поэтому одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения в ДОО является диагностическое обследование познавательной сферы дошкольников с целью выявления уровня развития и коррекции нарушений познавательного развития. Решение данной проблемы возможно при осуществлении целенаправленного внедрения технологий стимулирования психологического здоровья и развития познавательных способностей воспитанников в условиях ДОО.Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является кинезиология. Кинезиология - наука о движении мыслей, чувств, мыщц тела человека («кинезис» – движение, «логос» - наука»). Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Одним из условий успешного развития познавательных процессов дошкольников является полноценная деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Мозолистое тело  необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. В результате чего нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют активизации познавательных процессов, улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.Поэтому необходимо использовать кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста и повышать профессиональную компетентность педагогов в области применения данной технологии в ДОО.Одной из разновидностей применения кинезиологических упражнений в работе с детьми является кинезиологическая сказка. Включение сказки в коррекционно-развивающую деятельность позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Повышает познавательный интерес, активность.Кинезиологические упражнения подбираются, сказочным сюжетом объединяются - в интересную сказку превращаются!Для кинезиологической сказки можно использовать различные виды упражнений: 1. Растяжки, нормализующие тонус мышц, произвольное внимание, нарушения двигательных и психических реакций;2.Дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивающие самоконтроль и произвольность; 3.Глазодвигательные упражнения, позволяющие расширить поле зрения, улучшить восприятие и активизирующие процесс обучения;4.Телесные упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, снимающие мышечные зажимы и развивающие психических функций;5.Упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук,  стимулирующие общее развитие речи и повышающие работоспособность головного мозга;6. Массаж, снимающий напряжение и способствующий развитию психических функций;7.Упражнения для релаксации, способствующие расслаблению, снятию напряжения.Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно:  «Колечко» - поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.; «Лезгинка» - левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук;  «Кулак-ребро-ладонь» - показываются три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Необходимо выполнить движения по образцу, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы.  Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками; «Ухо-нос» - взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот»; «Ленивые восьмёрки» - возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно; «Дерево» - руки подняты вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками; «Лес» - руки вверх, пальцы растопырены в стороны; «Фонарики» - фонарик зажегся - пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать; «Дом» - пальцы рук соединить под углом друг с другом; «Солнышко» - пальцы расставлены от себя; «Окошко» - большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук; «Колечки» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец; «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец; «Замок» - ладони прижаты друг к другу, пальцы переплетены; «Ежик» - поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой;  «Зайчик» - 2 пальца (указательный и средний вверх) ; «Оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх, одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»; «Кошка» - последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»; «Лягушка» - последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»; «Дождик» - встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы опущены вниз.Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица - петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. При работе с детьми на начальном этапе   ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей группы, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения.Упражнения проводятся ежедневно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.От детей требуется точное выполнение движений и приемов.Педагог - психолог следит за правильностью выполнения заданий и выполняет вместе с детьми, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей). Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Затем, разученные упражнения вводятся в сюжет сказок. Для повышения познавательного интереса и мотивации у детей можно использовать ИКТ – технологии и сопровождать сказку презентациями и видео с изображением сказочных персонажей и показом выполнения упражнений. Анализ результатов деятельности свидетельствует о том, что систематическое использование кинезиологических сказок в коррекционно – развивающей деятельности с детьми в ДОО улучшает их физическую форму, повышает пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности и сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний, повысить работоспособность и активизировать познавательные процессы: улучшить вербальную память, концентрацию, объёма и переключаемости внимания, повысить способность к обучению и усвоению информации; развить интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста.
-