Публикации
«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка» Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка…Что такое интеллектуальное развитие ребенка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект? Интелле́кт (от intellectus) – качество , состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: , , , представление, , . Интеллектуальное развитие это: формирование к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно – историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же это такое? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра – это вид , основывающийся на применении игроками своего и . Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в , в первую очередь, на , где победитель награждается какими – либо . Самыми древними интеллектуальными играми принято считать , , , и . Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог – новатор Борис Павлович Никитин назвал «творческим складом мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР. Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:Предметные настольно – печатные настольно – предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку пространственные; Словесные загадки, логические задачи (и загадки-истории), игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»), ребусы, кроссворды, викторины; Компьютерные. ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:Индивидуальные, Парные, Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм. ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:Соревновательные и интерактивные, Пространственные и комбинаторные, Логические. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:сочетание посильности и определенной трудности – постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей; введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом; учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка; использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания; применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций. Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру. Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти. Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины. Играми-соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе. Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире. Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил. Самое главное правило – игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания. Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы. Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло. Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий. Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия. В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями. Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр» в детском саду, старшая группа:понедельник — КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша; вторник — викторина «Умники и умницы», игры Никитина; среда — математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»; четверг — викторина «Зачем и почему»; пятница — турнир настольных игр с родителями. В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр. Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную тематику. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ ВИДОВ Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. К словесным играм – задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений. Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например «пар – ус», «вино – град», «бой – кот» и другие. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:Три буквы облаками реют: Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом».Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.С «б» смертельной я бываю, С «м» меха я пожираю, С «р» актеру я нужна С «с» для повара важна. (боль, моль, роль, соль)В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя:Я с «в» от непогоды вас укрою, А с «т» я землю носом рою. (кров, крот)Могут меняться и целые слоги. Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая – нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове «плот» после первой буквы вставить букву «и», то получится слово «пилот». Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:Ты через реку переправишьНа мне людей, и скот, и груз,Но если «и» в меня ты вставишь, То я на воздух поднимусь! Анаграммы. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: «липа – пила». Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь.Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: «нос» – «сон». В стихах задача может выглядеть так:Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можешь, что угодноПомимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач. Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь – народная забава. Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.Виды загадок:загадка – описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет) загадка – метафора (Висит груша, нельзя скушать) загадка – противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык) загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее…) загадка – обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот?) загадка – шутка (От чего утка плавает) загадка – история, логическая задача.
