Публикации Развитие мышления через настольноразвивающие игры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мышления через настольноразвивающие игры.
Автор: Феденева Ольга Константиновна

Развитие мышления через настольноразвивающие игры. Феденева Ольга Константиновна, специалист по реабилитацииГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»“Хочешь воспитать в детях смелость ума, Ш.А. АмонашвилиУченые отмечают, что в наше быстро меняющее время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Мышление высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени познания.Наиболее важное из всех интеллектуальных умений – умение мыслить. Академик А.В.Погорелов отмечал, что «… очень немногие из оканчивающих школу будут математики. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому придется рассуждать, анализировать, доказывать». Успешное овладение основами наук и орудиями труда не возможно без формирования культуры мышления. Еще Т.А.Эддисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить.Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.Для мыслительной деятельности человека существенна её взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Человеческое мышление, в каких формах оно не осуществлялось не возможно без языка. Дискурсивное мышление – это мышление рассуждающее, логически расчлененное и осознанное. Мысль прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или даже письменной. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и внутренняя речь: решая задачу, человек решает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой. Таким образом, формирование умения мыслить неразрывно связанно с развитием речи.В условиях Центра я использую разнообразные игры, направленные как на развитие мышления, памяти, формирование умения - дружелюбности и способности к сотрудничеству, улучшение внимания, воображения, речевых навыков и т.д. Конечно, для каждого возраста подбирается своя игра. К примеру, возьмем настольную игру «Мафия», которая подходит к возрасту от 12 лет. Это игра на связанную речь с психологическим сюжетом. Здесь каждый игрок получает свою тайную роль и разыгрывает её, стараясь достигнуть своих тайных целей и, конечно, остаться в живых. Так что игрокам предстоит тут разыграть много острых диалогов, от которых будет зависеть, ни много ни мало, а жизнь персонажа. С такой ставкой многие открывают в себе ораторские способности и удивительный дар убеждения. Так же для развития речи подойдут и такие игры, как  «Алиас», «Крокодил», «Скрабл», но эти игры подходят и для младшего возраста это от 7 и до 10 лет. Эти игры замечательно учат ясно излагать свои мысли, понимать друг друга, ну и, конечно же, пополнение словарного запаса. А еще это много позитива и приятного общения! Для детей младшего возраста это 5-6 лет, подойдут такие игры как «Времена года», «Логика», «Свойства», «Большие и маленькие» и т.д. В заключении охота сказать, что пример игр приведенных выше это лишь малая капля, из большого океана игр. На своих занятиях я стремлюсь к поставленной цели и к тому, чтобы у ребенка повысилась самооценка, расширился словарный запас, повысился интерес к настольным играм.Список используемых источников:
  • Шибанова Г.Н. Мышление в ТРКМЧП. Москва, 1999, 439с
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, 2003, 250с
  • Казаков Е.И. Чтение и письмо для развития Критического Мышления. Санкт-Петербург, 1999, 387с
  • Подласый И.П. Педагогика. Москва, 1996, 432с
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.- Москва, 1997. 208с
  • -