Публикации
Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности 20.02.01 Экологическая безопасность природных комплексов очной формы обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности 20.02.01 Экологическая безопасность природных комплексов очной формы обучения
Автор: Китибаева Гульжан Абдоловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности 20.02.01 Экологическая безопасность природных комплексов очной формы обучения
Автор: Китибаева Гульжан Абдоловна
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Многопрофильный колледжОтделение сооружения объектов нефтегазохимииМДК 04.01 ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗОВ (ИСПЫТАНИЙ)Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работыдля обучающихся специальности 20.02.01 Экологическая безопасность природных комплексовочной формы обученияСоставитель: Г.А. Китибаева, преподаватель высшей квалификационной категории ТюменьТИУ2025МДК 04.01 Техника лабораторных работ и проведение анализов (испытаний) для обучающихся специальности 20.02.01 Экологическая безопасность природных комплексов, очной формы обучения. /сост. Г.А. Китибаева; Тюменский индустриальный университет. - Тюмень: Издательский центр БИК ТИУ, 2025– 36 с. – Текст: непосредственный.Ответственный редактор: О.В. Герасимова, председатель цикловой комиссии дисциплин ЗО и РПК отделения СОНХ.Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании цикловой комиссии дисциплин ЗО и РПК«17» марта 2025 года, протокол № 7АннотацияМетодические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы по МДК 04.01 Техника лабораторных работ и проведение анализов (испытаний) предназначены для обучающихся по специальности 20.02.01 «Экологическая безопасность природных комплексов» очной формы обучения. Данная дисциплина изучается в двух семестрах.Методические указания состоят из пояснительной записки, перечня тем работ, краткого теоретического материала, методических рекомендаций, критериев оценивания и списка литературы.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанные методические указания предназначены для обучающихся специальности 20.02.01 «Экологическая безопасность природных комплексов». Целью методических указаний является помощь в проведении практических занятий и организации самостоятельной работы по дисциплине МДК 04.01 Техника лабораторных работ и проведение анализов (испытаний). В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- обеспечивать наличие индивидуальных средств защиты на рабочем месте;- обеспечивать рациональное оборудование рабочих мест и размещение оборудования, оснастки, приборов для проведения химических анализов воды;- представлять своевременно лабораторное оборудование, приборы, установки на периодическую проверку или аттестацию;- диагностировать техническое состояние лабораторного оборудования по выполнению химических анализов воды и контролировать исправность приспособлений и приборов;- обосновывать необходимость вывода оборудования из эксплуатации;- составлять заявки на приборы, приспособления и средства защиты для выполнения плановых работ по химическому анализу воды обеспечивать наличие индивидуальных средств защиты на рабочем месте;- обеспечивать рациональное оборудование рабочих мест и размещение оборудования, оснастки, приборов для проведения химических анализов воды;- представлять своевременно лабораторное оборудование, приборы, установки на периодическую проверку или аттестацию;- диагностировать техническое состояние лабораторного оборудования по выполнению химических анализов воды и контролировать исправность приспособлений и приборов;- обосновывать необходимость вывода оборудования из эксплуатации;- составлять заявки на приборы, приспособления и средства защиты для выполнения плановых работ по химическому анализу воды.знать:- общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий;- правила пользования системами коммунального водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в Российской Федерации;- номенклатуру технологического и вспомогательного оборудования систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабженияэтику делового общения;-основы производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения по выполнению химических анализов воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;- правила работы в химической лаборатории.Темы практических работ и самостоятельных работМетодические указания содержат задания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы; критерии оценки выполненных заданий; список рекомендуемой литературы.МДК 04.01 Техника лабораторных работ и проведение анализов (испытаний)Тема 1.1. Техника безопасной работыПрактическое занятие №1Тема: Оказание первой помощи пострадавшимЦель: формирование навыков оказания первой помощи пострадавшимЗадание:1. Ознакомиться с правилами безопасной работы в лаборатории2. Ознакомиться с ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"3. Описать порядок действий-Оказание первой помощи пострадавшим от химических и термических ожогов-Первая помощь при капиллярном и венозном ранении-Первая помощь при поражении электрическим током4. Заполнить таблицу 1.1.1 «Оказание первой помощи пострадавшим»Таблица 1.1.1Оказание первой помощи пострадавшимКонтрольные вопросы:1. На какие классы опасности вредные вещества?2. К каким последствиям может привести неправильное обращение с вредными веществами?3. Какие действия выполняются при ожоге первой степени?4. Какие действия выполняются при поражении электрическим током?5. Какие действия выполняются при порезах?Критерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям.Тема 1.1. Техника безопасной работыСамостоятельная работа№1 Тема: ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны химической лабораторииЦель: формирование понятий о ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны химической лабораторииЗадание: заполнить таблицу1.1.2 «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны химической лаборатории»Таблица1.1.2ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны химической лабораторииКритерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям.Тема 1.1. Техника безопасной работыСамостоятельная работа №2 Тема: Средства пожаротушения в химической лаборатории Цель: формирование понятий о средствах пожаротушения в химической лаборатории Задание: заполнить таблицу1.1.3 «Средства пожаротушения в химической лаборатории»Таблица1.1.3Средства пожаротушения в химической лабораторииКритерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям.Тема 1.2.Подготовка рабочего места, лабораторных условийПрактическое занятие №2Тема: Создание лабораторного журнала Цель: формирование умений в создании лабораторного журнала Задание:1. Создать лабораторный журнал2. Создать журнал учета климатических условий по примеру журнала учёта показаний психрометрического гигрометра Контрольные вопросы.1.Как заполнять журнал учета климатических условий?2. Что делают с показаниями?3. Какими учреждениями может использоваться журнал учета климатических условий?Критерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.2.Подготовка рабочего места, лабораторных условийПрактическое занятие №3Тема: Анализ ГОСТ 17025-09 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторийЦель: формирование понятий о требованиях к компетентности испытательных и калибровочных лабораторийЗадание: 1. Ознакомиться с ГОСТ 17025-09 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий по плану:- Область применения- Нормативные ссылки-Термины и определения-Требования к менеджменту-Технические требования2. Из ГОСТ 17025-09 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий выписать подразделы пункта Технические требования3. Ознакомиться с оборудованием лаборатории. Описать часто используемое.Контрольные вопросыНазовите, какие нагревательные приборы. Чем они отличаются? Правила работы с нагревательными приборами. Как нужно нагревать огнеопасные вещества? Для чего в химических лабораториях используют инфракрасный излучатель? Соберите прибор для нагревания с обратным холодильником. Во всех ли случаях можно использовать обратные холодильники с водяным охлаждением? Чем можно заменить их? Как следует обезвоживать кристаллические вещества, например хлористый кальций, сернокислую медь и сернокислый натрий, применявшиеся для высушивания органических жидкостей? Критерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.2.Подготовка рабочего места, лабораторных условийСамостоятельная работа№3Тема: Характеристика легковоспламеняющихся и горючих жидкостейЦель: формирование понятий о легковоспламеняющихся и горючих жидкостяхЗадание: составить таблицу 1.2.1«Характеристика легковоспламеняющихся и горючих жидкостей»Таблица 1.2.1Характеристика легковоспламеняющихся и горючих жидкостейКритерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.3. Химические реактивы Лабораторно-практическое занятие №1Тема: Приготовление дистиллированной водыЦель: формирование умений работы с дистилляторомЗадание: 1. Получить дистиллированную воду объемом 5 мл методом простой перегонки при атмосферном давлении2. Составить таблицу 1.3.1 «Сравнение дистилляторов», выбрать наиболее подходящий для вашей лабораторииТаблица 1.3.1 Сравнение дистилляторовКонтрольные вопросыКакую воду называют дистиллированной, а какую — деминерализованной? Как получают дистиллированную воду? Как нужно хранить дистиллированную воду? Можно ли использовать для приготовления растворов долго хранившуюся дистиллированную воду? Почему? Как отличить дистиллированную воду от водопроводной? Какая бутыль лучше для хранения дистиллированной воды: новая, еще не бывшая в употреблении, или старая, многократно использованная? Почему? Как оборудовать бутыль для хранения дистиллированной воды? Какими пробками закрывают бутыли с дистиллированной водой? Почему? Какую воду называют бидистиллятом? Как получают деминерализованную воду? Критерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.3. Химические реактивы Лабораторно-практическое занятие №2Тема: Возгонка йодаЦель: формирование понятий о методах очистки веществ: возгонка, перегонка, перекристаллизация.Задание: очистить йод от примесей методом возгонкиОборудование и реактивы: круглодонные колбы, стаканы, воронки, штатив, горелка, ступка, холодильник, приемник, фарфоровая чашка, йод, бихромат калия, перманганат калия, вода.Теоретические основы:Возгонка - фазовый переход первого рода; испарение кристаллических тел, минуя жидкую фазу. При обычных условиях йод – твердое вещество с молекулярной кристаллической решеткой. Когда молекулы улетучиваются с поверхности твердого вещества - это называется возгонкой. И при испарении, и при возгонке получаются пары. Фиолетовый дым - это пары йода, на наших глазах при легком нагревании происходит возгонка йода: переход из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое. Пары йода поднимаются и оседают на более холодных стенках пробирки в верхней ее части. Здесь снова образуется твердый йод. Твердый йод становится жидким при 113оС, жидкий йод закипает при 184 оС. Перегонка - испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.Перекристаллизация - метод очистки твердых соединений, основанный на различной растворимости химических соединений в горячем и холодном растворителе или на изменении концентрации раствора.Проведение работы:К 6 массовым частям технического I2 добавить 2 ч CaO и 1 ч KI. Смесь растереть в ступке. На дно стакана помещают технический йод, подлежащий отчистке. Стакан накрывают круглодонной колбой, заполненной холодной водой Ставят на песочную баню и включают нагрев Контрольные вопросы1. Какие методы очистки веществ вам известны?2.В чем сущность процесса возгонки?3.Какие меры безопасности следует соблюдать при возгонке йода?Критерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.3. Химические реактивы Самостоятельная работа № 4Тема: Квалификация химических реактивов по степени Цель: формирование понятий о квалификации химических реактивов по степени Задание: составить таблицу1.3.2 «Квалификация химических реактивов по степени чистоты»Таблица1.3.2Квалификация химических реактивов по степени чистотыКритерии оценки:- умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.4. Химическая посуда и лабораторное оборудованиеПрактическая работа №4Тема: Устройство и назначение химической посуды и оборудованияЦель: формирование понятий о классификации и назначении химической посудыЗадание: составить таблицу 1.4.1 «Классификация и назначение химической посуды»: пробирки, воронки, стаканы, бюкс, колбы, промывалки, кристаллизатор, холодильники, соединительные трубки, капельницы, эксикатор, колба БунзенаТаблица 1.4.1 Классификация и назначение химической посудыКонтрольные вопросыКак следует перемешивать жидкость, налитую в пробирку? Почему опасно нагревать жидкость в нижней части пробирки пламенем горелки? Чем отличается капельная воронка от делительной? Можно ли химический стакан или другую тонкостенную химическую посуду нагревать непосредственно пламенем газовой или спиртовой горелки? Чем отличается прямой холодильник от обратного? В каких случаях применяют обратный холодильник? Можно ли вести перегонку, применяя обратный холодильник? Как следует укреплять водоструйный насос на водопроводном кране? Как можно убедиться в том, что водоструйный насос исправен? Для чего служит эксикатор? Как следует открывать эксикатор и как его нужно закрывать? Почему нужна смазка на шлифе эксикатора? Как нужно переносить эксикатор? Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.4. Химическая посуда и лабораторное оборудованиеЛабораторно-практическое занятие №3 Тема: Измерение объема жидкости мерными цилиндрами и пипеткамиЦель: формирование умений проводить измерение объема жидкостейЗадание:1. Изучить методику измерения. Отмерить 12 см3 воды мерным цилиндром2. Изучить методику измерения. Приготовить растворов из твердых веществ в колбе на 100 см33. Изучить методику измерения. Отмерить 2 см3 воды пипеткой Мора4. Подготовить бюретку к работе и слить 7 см3 водыКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.4. Химическая посуда и лабораторное оборудованиеЛабораторно-практическое занятие №4 Тема: Калибровка мерной колбыЦель: формирование умений проводить калибровку мерной колбыЗадание: Провести проверку мерной колбы емкостью 50 мл при 150С Определить значение допускаемой погрешности V Контрольные вопросы:1. Из каких материалов производится химическая посуда? Какие основные требования к ней предъявляются?2. Как отличить посуду из термостойкого стекла от посуды из нетермостойкого стекла?3. На какие классы подразделяется химическая посуда?4. Какой тип химической посуды применяют для измерения объема жидкостей?5. Какая посуда относится к посуде общего назначения?6. Какая посуда относится к мерной?7. Какая посуда относится к посуде специального назначения?8. Какого класса точности изготовляются бюретки, мерные колбы и пипетки?9. В чем необходимость калибровки мерой посуды?10. Перед проверкой посуда должна быть химически чистой. Когда ее считают чистой?11. Каков порядок калибровки колбы?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.4. Химическая посуда и лабораторное оборудованиеЛабораторно-практическое занятие №5Тема: Калибровка пипеткиЦель: формирование умений проводить калибровку пипеткиЗадание:Проверить вместимость пипетки Мора и градуированной пипетки Определить значение допускаемой погрешности V. Контрольные вопросы:1. Какая посуда относится к посуде специального назначения?2. Какого класса точности изготовляются бюретки, мерные колбы и пипетки?3. В чем необходимость калибровки мерой посуды?4. Перед проверкой посуда должна быть химически чистой. Когда ее считают чистой?5. Каков порядок калибровки пипеток?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.4. Химическая посуда и лабораторное оборудованиеЛабораторно-практическое занятие №6 Тема: Калибровка бюреткиЦель: формирование умений проводить калибровку бюреткиЗадание:Провести проверку мерной бюретки емкостью 50 мл при 150С Определить значение допускаемой погрешности V Подготовить бюретку к работе и слить 7 см3 воды Контрольные вопросы:1. На какие классы подразделяется химическая посуда?2. Какой тип химической посуды применяют для измерения объема жидкостей?3. Какая посуда относится к посуде общего назначения?4. Какая посуда относится к мерной?5. Какая посуда относится к посуде специального назначения?6. Какого класса точности изготовляются бюретки, мерные колбы и пипетки?7. В чем необходимость калибровки мерой посуды?8. Перед проверкой посуда должна быть химически чистой. Когда ее считают чистой?9. Каков порядок калибровки пипеток?10. Каков порядок калибровки бюретки и колбы?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.5. Весы и взвешиваниеЛабораторно-практическое занятие №7Тема: Взятие навески на технохимических и аналитических весахЦель: формирование умений работать с весамиЗадание:1. Изучить материал по теме, ответив на контрольные вопросы2. Взвесить на технических весах вещество и определить его массу.3. Отвесить навеску массой 15 г4. Взвесить на аналитических весах вещество и определить его массу5. Отвесить навеску массой 0,5 гТеоретические основыВыполнение взвешивания на технохимических весахПеред взвешиванием проверяют исправность весов. Для этого освобождают арретир и следят за положением стрелки весов. Если весы работают правильно, то стрелка указывает на нуль шкалы или отклоняется на равное количество делений в обе стороны при качании.Если стрелка не устанавливается на нуль:-проверить по отвесу правильность положения весов;-при необходимости произвести регулировку при помощи ножек-винтов;-осмотреть, не нагружены ли чашки весов, чистые ли призмы и гнезда дляних, при необходимости почистить;- если все предыдущие действия оказались безрезультатными, добитьсяравновесия при помощи балансировочных гаек.Порядок взвешивания предметаВзвешиваемый предмет ставят на левую чашку весов На правую чашку весов ставят подходящую граммовую гирю и открывают арретир. Если правая чашка перевешивает, то весы арретируют и снимают часть гирек. В противном случае после арретирования правую чашку нагружают дополнительной гирькой. Путем последовательных приближений добиваются такого состояния, при котором 1 г перевешивает, а при его удалении с чашки перевешивает предмет. Тогда приступают к подбору миллиграммовых гирь Миллиграммовые гири подбирают до тех пор, пока весы не придут в равновесие, т.е. при открытом арретире стрелка не встанет на нулевую отметку или не будет отклоняться на равное число делений от нуля Массу предмета рассчитывают простым суммированием вначале граммовых гире, а затем и миллиграммовых пластинок. Выполнение взвешивания на аналитических весахАналитические весы всегда заключены в стеклянный футляр с открывающимися боковыми дверками, которые во время взвешивания и в нерабочем состоянии должны быть закрыты. Аналитические весы обязательно имеют арретир и снабжены демферным устройством, которое позволяет гасить раскачивание коромысла при взвешивании. Аналитические весы позволяют определять массу с точностью до 0,0001-0,00005 г. Предельная масса взвешиваемого предмета составляет 200 г. Правила подготовки и взвешивания рассмотрим на примере демферных аналитических весов ВЛР – 200. Последняя цифра указывает на предельную массу взвешиваемого предмета.Правила подготовки и порядок взвешивания на аналитических весахПроверить горизонтальность весов по уровню. При необходимости отрегулировать по уровню специальными винтами под основанием весов Включить весы в электросеть Проверить нулевую точку весов. При отсутствии нагрузки на чашках привести весы в рабочее положение поворотом ручки арретира от себя до упора. Если нулевая точка микрошкалы не совпадает с нулевой риской экрана, то экран передвигается с помощью винта. После этого весы арретируют и приступают к взвешиванию Взвешиваемый предмет помещают не левую чашку весов, а гирьки на правую. Закрывают дверки весов. Взвешиваемый предмет должен быть чистым, сухим и при комнатной температуре. Сыпучие вещества взвешивают на часовом стекле, либо в химическом стакане, иногда на кальке; жидкости и летучие вещества в закрытом сосуде (колбах, бюксах с притертой пробкой). Гирьки берут пинцетом и помещают на правую чашку Далее слегка (не полностью) поворачивают ручку арретира примерно на 450 и следят за движением стрелки – если она поворачивается вправо (на экране высвечивается шкала в положительной области), то нужно добавить нагрузку. Иначе уменьшают нагрузку, т.е. снимают гирьки. Такую операцию повторяют до тех пор, пока добавление гирьки в один грамм начнет сдвигать стрелку влево, а при снятии этой гирьки стрелка уходит вправо. Тогда десятые и сотые доли грамма уравновешивают специальными кольцами, управляя ими с помощью лимбов. Тысячные и десятитысячные доли грамма определяют по положению микрошкалы. При снятии показаний чашки весов должны быть полностью сняты с арретира – ручка арретира должна быть полностью отведена от себя. Замена гирек и вращение лимбов проводится только при арретированных весах По окончании взвешивания весы арретировать, снять нагрузки и выключить из сети. Контрольные вопросы:1. Устройство технических весов.2. Правила работы на технических весах3. Устройство аналитических весов.4. Правила работы на аналитических весах5. Уход за весами6. Дать определение процессу взвешиванияКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.6. Основные приемы разделения веществЛабораторно-практическое занятие № 8Тема: Осаждение сульфат-ионовЦель: формирование умений в проведении осаждения сульфат-ионовЗадание: провести осаждение сульфат ионов по методикеРеактивы:1. Бидистиллированная вода, перегнанная в стеклянном приборе, не содержащая меди. На этой воде готовят все реактивы и этой водой разбавляют пробы.2. Хлорид бария, 0.05 н., раствор.В дистиллированной воде растворяют 6,108 г ВаCl2*2H2O доводят объем до 1 л.3. Хлорид_магния 0.05 н. раствор. Растворяют 5.085 г MgCl2*5H2O в дистиллированной воде и доводят объем до 1 л.4. Этилендиаминтетраацетат натрия (трилон Б, комплексон III, Nа2ЭДТА), 0.05 н. раствор.5. Индикатор эриохром чёрный 'Т (хромоген черный Т, хром черный ЕТ-00, кислотный хром черный).6. Аммиачный буферный раствор.7. Аммиак, 9 н. раствор разбавляют 67 мл 25% аммиака дистиллированной водой до 100 мл.8. Хлороводородная кислота, пл. 1.19 г/см3.Теоретические основыМетод основан на осаждении сульфат-ионов хлоридом бария. Осадок сульфата бария растворяют в титрованном растворе этилендиаминатетраацетата натрия, избыток которого определяют титрованием хлорида магния. Метод применим для малых концентраций сульфатов. При содержании сульфатов 50 мг/л пробу концентрируют упариванием, а более 250 мг/л – пробу разбавляют. Оптимальный интервал концентраций сульфатов для определения – от 5 до 20 мг/л в анализируемом объеме.SO42- + Ba2+ = BaSO4BaSO4 + Y4- = BaY2- + SO42+Выполнение работыВ коническую колбу вместимостью 250 мл помещают 100 мл исследуемой воды, (при необходимости разбавленной). В этой же колбе, если необходимо, концентрируют сульфаты выпариванием подкисленного раствора, не допуская кипения, подливая по мере выпаривания новую порцию исследуемой воды. Раствор подкисляют 3 каплями концентрированной хлороводородной кислоты до кислой реакции, прибавляют 25 мл 0.05 н. хлорида бария, нагревают до кипения, кипятят точно 10 мин от начала кипения и оставляют на водяной бане около 1 ч.Через 1 ч раствор фильтруют обычным способом через небольшой беззольный фильтр «синяя лента», предварительно промытый горячей, дистиллированной водой. Фильтруют, по возможности не перенося осадок сульфата бария на фильтр. Колбу с осадком промывают 5 - 6 раз умеренно горячей водой (40 - 50 °С), не счищая приставшего к стенкам колбы осадка, и пропускают промывные воды через тот же фильтр.Фильтр с частью попавшего на него осадка сульфата бария промывают 2 - 3 раза водой до отрицательной реакции на хлорид-ион. Когда вода стечет, фильтр с осадком помещают в ту же колбу, в которой проводили осаждение. Приливают 5 мл 9 н. аммиака, фильтр осторожно разворачивают стеклянной палочкой и расправляют на дне колбы. Затем добавляют 6 мл 0.05 н. трилона Б на каждые 5 мг предполагаемого количества сульфатов во взятом объеме исследуемой воды (приближенное определение описано в гравиметрическом методе).Содержимое колбы осторожно нагревают на песчаной бане до кипения и кипятят до растворения осадка (3 - 5 мин), держа колбу в наклонном положении и периодически помешивая жидкость. Раствор охлаждают, приливают 50 мл дистиллированной воды, 5 мл аммиачного буферного раствора и прибавляют индикатор (0.1 г сухого индикатора или 5 капель спиртового раствора). Избыток трилона Б титруют 0.05 н. раствором хлорида магния до перехода окраски из синей в лиловую.Концентрацию сульфатов (мг/л) рассчитывают по формуле (1): , (1)где: А — объем прибавленного раствора трилона Б, мл;- В — объем раствора хлорида магния, израсходованного на титрование, мл;-2.4 — количество сульфатов, эквивалентное 1 мл 0.05 н. трилона Б;-V — объем пробы воды, взятой для анализа, мл.Контрольные вопросы1. К какой группе анионов относятся сульфат-ионы?2. Какие качественные реакции на эти ионы вы знаете? Напишите уравнения реакций.Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.6. Основные приемы разделения веществСамостоятельная работа№5Тема: Методы разделения и концентрирования микропримесейЦель: формирование понятий о методах разделения и концентрирования микропримесейЗадание: составить таблицу 1.6.1 «Методы разделения и концентрирования микропримесей»Таблица 1.6.1 Методы разделения и концентрирования микропримесейКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.7. РастворыПрактическая работа №5 Тема: Способы выражения концентрации раствораЦель: формирование навыков расчета концентрации раствораЗадание: Выписать формулы концентраций веществ Осуществить перевод из одного вида концентраций в другой Решить задачи (один из вариантов) Теоретические основыФормулы перехода от одних выражений концентраций растворов к другимОт массовой доли к молярности (1): М= ρ*ω/ M1, (1)где: ρ - раствора, г/л;-ω - массовая доля растворенного вещества в долях от 1;-M1 - молярная масса растворенного вещества, г/моль.От молярности к нормальности (2): N= M*z, (2)где: M - молярность, моль/л;-z - .От массовой доли к титру(3): Т=0,001* ρ *ω, (3)где: ρ - раствора, кг/л;-ω - массовая доля растворенного вещества в долях от 1;От молярности к титру(4): Т=0,001 *M *M1, (4)где: M - молярность, моль/л;-M1 - молярная масса растворенного вещества, г/моль.От молярности к моляльности(5): Сm=1000М/1000р-М*M1, (5) где: M - молярность, моль/л;-ρ - плотность раствора, г/мл;-M1 - молярная масса растворенного вещества, г/моль.От моляльности к мольной доле(6): Xi=mi / mi +1000/ M2, (6)где: mi — моляльность, моль/кг;-M2 — молярная масса растворителя, г/моль.Вариант 11.Вычислить молярность 20 % - го раствора серной кислоты, с плотностью 1,29 г/мл. Объем раствора – 1л. 2. Приготовить раствор массой 500 г, с массовой долей соли 50% 3. В 520 г. раствора содержится 10% безводной соли. Сколько граммов CuSO4*5H2O потребуется для приготовления этого раствора? 4. Сколько граммов хлорида аммония потребуется, чтобы приготовить 1,6 килограмма 10% - го раствора? 5. Вычислить моляльность 30% - го раствора серной кислоты.6. Рассчитать нормальность 40% серной кислоты с плотностью 1,22 г/л и объемом 2 л.7. Вычислите молярность, моляльность, нормальность раствора серной кислоты с массовой долей вещества 10 % и плотностью 1, 066 г/мл.Вариант 21. Вычислить молярность 49% - го раствора фосфорной кислоты, если плотность 1,33 г/мл.2. Найти массу воды и массу CuSO4*5H2O необходимых для приготовления 1 л раствора, содержащего 8% безводной соли (CuSO4), если плотность раствора (CuSO4) 1,084 г/мл.3. Найдите массовую долю вещества, если растворено 80,8 г уксусной кислоты в 1л раствора. Полученный раствор имеет плотность 1,0097 г/см34. Приготовить раствор массой 300г с массовой долей сахара 20%. 5. Вычислить моляльность 30% - го раствора соляной кислоты кислоты.6. Рассчитать нормальность 30% - го раствора фосфорной кислоты, с плотностью 1,33 г/мл и объемом 1 л. 7. Вычислите молярность, моляльность, нормальность раствора серной кислоты с массовой долей вещества 10 % и плотностью 1, 066 г/мл.Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.7. РастворыЛабораторно-практическое занятие №9 Тема: Приготовление раствора точной концентрации с использованием стандарт-титровЦель: формирование умений приготовления раствора точной концентрации с использованием стандарт-титровЗадание:1. Перечислить основные приемы приготовления раствора из фиксанала2. Приготовить раствор из фиксаналаКонтрольные вопросы:1. Что такое стандарт-титр?2. Как осуществляют количественный перенос вещества?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.8. Отбор пробЛабораторно-практическое занятие №10Тема: Отбор пробы воздуха электроаспираторомЦель: формирование навыков отбора проб воздуха электроаспираторомЗадание:1. Ознакомиться с устройством и правилами работы с электроаспиратором.2. Провести отбор пробы воздуха3. Обработать результаты.4. Сделать вывод о степени запыленности воздухаТеоретические основыОсновные требования к отбору проб воздухаОтбор проб на запыленность проводится в зоне дыхания при характерных производственных условиях.1. Отбор проб воздуха для определения уровня загрязнения воздушной среды при пылеобразующих работах (сварочных, наплавочных работах, резке и напыления металлов производстве строительных материалов) следует проводить в зоне дыхания работающих. При измерении концентраций вредных веществ в зоне дыхания работающих и не пользующихся защитными щитками, зоной дыхания следует считать пространство, ограниченное радиусом 50-60 см вокруг головы работающего.2. Для характеристики общего фона загрязнения воздуха производственного помещения, где проводятся пылеобразующие работы, отбор проб воздуха следует осуществлять в рабочей зоне на расстоянии не менее 2 м от рабочего места.3. Отбор проб должен производиться при характерных производственных условиях. Любые нарушения технологического процесса или неправильная эксплуатация оборудования и всех предусмотренных средств предотвращения загрязнения воздуха вредными веществами (устройств местной вентиляции, общеобменной вентиляции, укрытий) подлежат устранению до начала проведения измерений.4. Разовое определение концентраций вредных веществ должно производиться при непрерывном или последовательном отборе проб твердая составляющая аэрозолей ТСА и газовая составляющая аэрозолей ГСА в течение 15-минутного стандартного отрезка времени. Если чувствительность методов анализа позволяет в течение 15 минут отобрать не одну, а несколько последовательных проб, то для сопоставления с величинами ПДК концентрацию того или иного наиболее опасного и характерного вредного вещества, выделяющегося в составе ТСА и/или ГСА, следует находить как среднюю величину из результатов измерений, выполненных за указанный период времени. Для вредных веществ, метод определения которых не позволяет обнаружить 0,5 ПДК за 15 минут отбора пробы, допускается увеличение времени отбора, но не более чем до 30 мин. Допустимая объемная скорость отбора проб воздуха на фильтры АФА (аналитические, аэрозольные фильтры) составляет 10 л/мин.Принцип действия электроаспиратора основан на протягивании анализируемого воздуха через поглотительные сосуды. Улавливание пыли и сажи производится на фильтрующие материалы, закрепленные в специальных патронах; газы и пары поглощают растворами соответствующих реактивов. Для обеспечения тесного контакта между жидкостью и воздухом используют поглотительные приборы. Атмосферные загрязнения количественно анализируют после их концентрирования. Объем воздуха, необходимый для анализа, зависит от концентрации определяемого инградиента и чувствительности используемого метода анализа. Объем воздуха находят как произведение времени отбора на скорость аспирации, определяемую с помощью ротаметров. Электроаспиратор со встроенным расходомером состоит из аспирационного блока и штатива с поглотительными сосудами. Аспирациокный блок включает в себя всасывающее устройство ротационного типа, электродвигатель, электроблок с панелью управления, ротаметры и реле времениКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.8. Отбор пробСамостоятельная работа№6Тема: Перечень нормативных документов регламентирующих отбор пробЦель: формирование понятий о перечне нормативных документов регламентирующих отбор пробЗадание: составить перечень нормативных документов регламентирующих отбор пробКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.9. Растворение пробы и приготовление раствора для анализаЛабораторно-практическое занятие №11 Тема: Приготовление раствора тетрабората натрияЦель: формирование умений приготовления раствора для анализаЗадание:1. Приготовить 100мл 0,1 н нормальную концентрацию раствора буры (рассчитать навеску, взвесить, растворить).2. Рассчитать молярную массу эквивалента бурыКонтрольные вопросы:1. Какую химическую формулу имеет бура?2. Какими приборами пользуются для приготовления растворов?3. Какую химическую посуду вы использовали?4. Какими формулами пользуются для определения нормальности раствора?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.10. Погрешность анализа и представление результатовПрактическая работа №12 Тема: Математическая обработка результатов анализаЦель: формирование навыков математической обработки результатовЗадание: решить задачи1. При определении титра карбоната калия в водном растворе были получены следующие результаты параллельных определений, мг/мл: 44,59; 44,96; 45,10; 45,45; 45,51. Выполните математическую обработку полученных данных. (45,1±0,5 мг/мл).2. Рассчитайте молярную концентрацию и массу карбоната натрия в аликвотной части анализируемого раствора для титрования соляной кислотой. С индикатором метиловым оранжевым.3. Рассчитайте молярную концентрацию титранта С(1/5 KMnO4) титрования стандартного раствора щавелевой кислоты в кислой среде.Контрольные вопросы:1. Какие физические величины используют для выражения химического состава?2. Какие способы градуировки аналитического сигнала и последующего определения неизвестного содержания компонента вы знаете?3. Перечислите основные метрологические характеристики методики анализа.4. Как оценить правильность анализа?5. Какие цифры в результате анализа являются значащими?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Тема 1.12. Качественный анализЛабораторно-практическое занятие №13 Тема: Анализ смеси катионов I-III аналитических группЦель: формирование умений анализировать смеси катионовЗадание: идентифицировать неизвестное вещество по плану и составить схему анализа1.Окраска сухого вещества:- черная: - оранжевая:- желтая:- красная:- синяя2. Окраска пламени.3. Контроль рН раствора.4.Предварительные испытания на ионы железа и аммония.5. Обнаружение катиона.6. Обнаружение аниона.Контрольные вопросы:Что изучает аналитическая химия? Какие реакции называют качественными? Приведите 5 примеров аналитических эффектов. Назовите групповые реагенты для шести групп катионов. Напишите в молекулярной и краткой ионно-молекулярной форме уравнения реакций взаимодействия между водными растворами: NaHCO3 и НС1Напишите в молекулярной и краткой ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: а) Pb(NO3)2+ KI =б) К2СO3 + НСl=Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которое выражается следующим ионно-молекулярным уравнением: Cu2++2OН- =Сu(ОН)2 ↓ Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям Лабораторно-практическое занятие №14 Тема: Анализ смеси катионов IV-VI аналитических группЦель: формирование умений анализировать смеси катионовЗадание: провести качественные реакции на катионы1. Поместить в пробирку 4-5 капель раствора соли цинка. Прилить к нему по каплям 2 М раствора аммиака до образования белого осадка. К полученному осадку прилить избыток раствора NH3 до растворения осадка. Записать наблюдения и уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. 2. Поместить в пробирку 4-5 капель раствора соли алюминия и прибавить к нему 5-6 капель 2 М раствора NH3. Проверить растворимость гидроксида алюминия в избытке раствора аммиака. Записать наблюдение и уравнение реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде.3. Поместить в пробирку 2-3 капли раствора соли меди (II) и прибавить к нему 4-6 капель 25% раствора аммиака. Обратить внимание на цвет раствора. Записать наблюдение и уравнение реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Контрольные вопросы:1. Перечислите катионы IV-VI аналитических групп, присутствие которых в смеси можно предположить по окраске анализируемого раствора2. Укажите катионы IV-VI аналитических групп, которые вероятнее всего а) присутствуют в осадке, если раствор над осадком имеет значение рН 2-4;б) отсутствуют в растворе, если раствор имеет рН 2-4 и не содержит осадка.3. Объясните, почему анализ раствора, содержащего катионы IV-VI аналитических групп, начинают с обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+.4. Объясните, как разделяют катионы V и VI аналитических групп в ходе систематического анализа смеси катионов IV-VI аналитических групп. Укажите состав образующихся при этом раствора и осадка.5. Предложите схемы анализа приведенных ниже смесей катионов V аналитической группы:а) Bi(OH)3, Fe(OH)3, Mg(OH)2 и Mn(OH)2; б) Bi3+, Fe2+, Mg2+ и Mn2+6. На каких реакциях основано отделение:а) ионов Al3+ и Sn(IV) от ионов Zn2+ и CrO42- в щелочном растворе катионов IV аналитической группы; б) ионов Cu2+ и Hg2+ от ионов Cd2+, Co2+ и Ni2+ из сернокислого раствора катионов VI аналитической группы.Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.14. Титриметрический анализЛабораторно-практическое занятие №15Тема: Определение содержания щелочи и соды при совместном присутствииЦель: формирование умений определять массу гидроксида натрия и карбонат натрия в раствореЗадание 1. Провести определение содержания щелочи и соды при совместном присутствии по выданной методике.2. Провести математическую обработку результатов анализаТеоретические основыОпределение основано на титровании смеси NaOH и Na2CO3 стандартным раствором хлороводородной кислоты с двумя индикаторами - фенолфталеином и метиловым оранжевым, применяемыми последовательно.При титровании раствора, содержащего эти вещества, хлороводородной кислотой в присутствии фенолфталеина происходят реакцииNaOH + НС1 = NaCl + Н2О,Na2CO3+ НС1 = NaHCO3 + NaCl.Обесцвечивание фенолфталеина указывает на то, что обе реакции полностью завершились, и вместо исходных веществ в растворе имеются NaCl и NaHCO3. Бесцветный раствор, содержащий NaHCO3, имеет слабощелочную реакцию, при добавлении метилового оранжевого он окрашивается в желтый цвет, и если продолжить титрование кислотой, будет происходить реакцияNaHCO3 + НС1 = NaCl + Н2СО3.Изменение желтой окраски на оранжевую свидетельствует о том, что реакция полностью закончилась.Разность объемов хлороводородной кислоты (Vм.о(HCl) – Vф-ф(HCl)), затраченных на титрование смеси с метиловым оранжевым и фенолфталеином, соответствует половине количества карбоната натрия, присутствующего в растворе. Удваивая эту разность, получают объем кислоты, эквивалентный количеству всего карбоната. Вычитая указанную разность из объема Vф-ф(HCl) израсходованного на титрование смеси NaOH и Na2CO3 с фенолфталеином, находят объем кислоты, эквивалентный количеству; гидроксида натрия.Проведение работы1.. Анализируемый раствор в мерной колбе вместимостью 100 мл разбавляют до метки свеже прокипяченной и охлажденной под краном дистиллированной водой. Пипетку вместимостью 10 мл 2-3 раза ополаскивают этим раствором, после чего дозируют аликвоту в коническую колбу вместимостью 250-300 мл, добавляют 3-5 капель 0,1%-го раствора фенолфталеина и быстро титруют кислотой, чтобы избежать заметного поглощения углекислого газа из воздуха. Под конец титрант добавляют по каплям до обесцвечивания. Записывают отсчет по бюретке (Vф-ф(HCl)), прибавляют в колбу 1-2 капли метилового оранжевого и продолжают титрование до перехода окраски из желтой в оранжевую. Производят второй отсчет по бюретке (Vм.о(HCl)).2. Массу каждого из компонентов анализируемой смеси рассчитывают по формуле (1):, (1) 3. Рассчитывают ошибку в определении массы гидроксида натрия и карбоната натрия. Контрольные вопросы:1.Каким раствором проводят титрование щелочи и соды?2. Что показывает точка эквивалентности?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.14. Титриметрический анализЛабораторно-практическое занятие №16 Тема: Приготовление и стандартизация перманганата калия по оксалату натрияЦель: формирование умений приготовления и стандартизации раствораЗадание:1. Приготовить100 мл раствора Na2C2O4 с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л.2. Провести титрование 10 мл раствора Na2C2O4 раствором перманганата калия три раза и результаты записать в таблицу3. Рассчитать нормальность и титр перманганата калия по формулам KMnO4) Сэ(KMnO4) = Сэ(Na2C2O4)* V(Na2C2O4): Vср(KMnO4) (моль/л); T(KMnO4) = Сэ(KMnO4)*М(KMnO4):1000 (г/мл).Контрольные вопросы1.Какой метод применяют приготовления и стандартизации перманганата калия по оксалату натрия?2. В чем состоит его сущность?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.15. Основные приемы определения и расчета концентрации Самостоятельная работа№7Тема: Классификация физико-химических методов анализаЦель: формирование понятий о классификации физико-химических методов анализаЗадание: составить таблицу 1.15.1 «Классификация физико-химических методов анализа»Таблица 1.15.1Классификация физико-химических методов анализаКритерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.16. Фотометрический анализЛабораторно-практическое занятие №17Тема: Определение содержания хрома (VI) в воде питьевой и сточной фотометрическим методомЦель: формирование умений определять оптическую плотность фотометрическим методомЗадание:1. Изучить методику по ГОСТ 52962-2008 Вода. Методы определения содержания хрома (VI) и общего хрома2. Приготовить 10 колб на 100 мл с 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 мл стандартного раствора3. Определить оптическую плотность в питьевой и сточной водах и построить калибровочный график4. Определить по графику концентрацию ионов хрома5. Результаты работы предоставить в виде протокола анализаКонтрольные вопросы:1. Какие методы применяют для определения концентрации веществ?2. В чем преимущества фотометрии по сравнению с другими методами?Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.17. Потенциометрический анализЛабораторно-практическое занятие №18 Тема: Градуировка рН-метра и определение рН дистиллированной водыЦель: формирование умений определения рНЗадание:1. Изучить инструкцию прибора.2. Приготовить стандартный раствор хлорида калия.3. Приготовить растворы хлорида калия для построения графика.4. Зафиксировать показания прибора.5. Построить градуировочный график.6. Измерить рН дистиллированной воды и контрольного раствора.Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямТема 1.17. Потенциометрический анализЛабораторно-практическое занятие №19Тема: Определение кислотности сока методом потенциометрического титрованияЦель: формирование умений определения кислотности сока методом потенциометрического титрованияЗадание: 1. Изучить методику2. Изучить инструкцию прибора3. Измерить показания прибора4. Измерить электропроводность контрольного раствора сока5. Выполнить расчетыТеоретические основыМетод основан на титровании определенного объема вина, виноматериалов или соков раствором едкой щелочи до получения нейтральной реакции, устанавливаемой при помощи потенциометра.Потенциометр настраивают по буферным растворам согласно инструкции к прибору. В стакан отмеряют 10 см3 анализируемого раствора, из которого предварительно удаляют двуокись углерода с помощью кипячения. В стакан добавляют 10 см3 свежекипяченой охлажденной дистиллированной воды и погружают электроды потенциометра и якорь магнитной мешалки (якорь мешалки не должен при вращении касаться электродов) в раствор.Затем включают магнитную мешалку в сеть и регулируют скорость перемешивания раствора на панели потенциометра, включают клавишу предела измерений «1…19», а затем клавишу «рН» и определяют первоначальное (приблизительное) значение рН по нижней шкале прибора.Включают клавишу узкого диапазона измерений рН и определяют значение рН раствора. Затем титруют раствором гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/л, наблюдая за показаниями потенциометра. Титрование заканчивают при рН 7,0. Записывается объем затраченной щелочи.Обработка результатов. Массовую концентрацию титруемых кислот (Х) выражают в г/дм3 в пересчете на яблочную кислоту и вычисляют по формуле (1): Х=V*B*K*1000/10, (1)где: V - объем израсходованного титранта, см3;-В - масса кислоты, соответствующая 1 см3 раствора щелочи и равная 0,0067 г;-К - поправочный коэффициент к нормальности (титру) щелочи, рассчитывается по формуле (2): К=Спрак/Стеор, (2)где: С теор. - теоретическая нормальная концентрация щелочи, равная 0,1 моль/л;-С пр. - нормальная концентрация щелочи, которая находится по формуле (3): Спр= С1*V1/V2, (3)где: V1 - объем щавелевой кислоты, израсходованный на титрование, см3;-V2 - объем титранта, израсходованный на титрование, см3;-С1 - нормальная концентрация титранта, равная 0,1 моль/л.-1000 - коэффициент пересчета результатов на 1 дм3;-10 - количество раствора, взятое для анализа, см3Критерии оценки:-умение работать с литературой, выделять главную мысль;- глубина и полнота раскрытия темы;- соответствие выполненного задания предъявляемым требованиямСПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновные источники1. Физическая химия: расчетные работы. В 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Степановских [и др.]; под редакцией Е. И. Степановских; под научной редакцией В. Ф. Маркова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07694-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: (дата обращения: 05.03.2023). 2. Физическая и коллоидная химия. В 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / В. Ю. Конюхов [и др.]; под редакцией В. Ю. Конюхова, К. И. Попова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 309 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08976-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]— URL: (дата обращения: 05.03.2023).Дополнительные источники 1. Кудряшева, Н. С. Физическая и коллоидная химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. С. Кудряшева, Л. Г. Бондарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023 — 379 с. —(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00447-2. —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт URL: (дата обращения: 14.03.2023).Учебное изданиеМДК 04.01 ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗОВ (ИСПЫТАНИЙ)Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы Составитель:КИТИБАЕВА Гульжан АбдоловнаОтветственный редакторО.В. Герасимова, председатель цикловой комиссии ЗО и РПКотделения СОНХВ авторской редакцииПодписано в печать _________ 2025. Формат 60×90 1/16. Усл.печ.л. 2Тираж 10 экз. Заказ №_____.Библиотечно-издательский комплексфедерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования«Тюменский индустриальный университет».625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.Типография библиотечно-издательского комплекса.625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.
