Публикации
Формирование математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушения развития посредством игровой деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушения развития посредством игровой деятельности
Автор: Диденко Людмила Ивановна Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушения развития посредством игровой деятельности
Автор: Диденко Людмила Ивановна Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна
Формирование математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушения развития посредством игровойдеятельностиДиденко Людмила ИвановнаЧудных Людмила ВладимировнаКрасько Елена ВалерьевнаБабенко Юлия ВладимировнаучителяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа № 30», город БелгородАннотация: Авторы публикации делятся опытом работы по формированию математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушения развития посредством игровой деятельности в начальной школе, рассказывают о методах и приёмах, используемых ими для достижения поставленной цели на уроках в начальной школе. Данная публикация адресована педагогам, работающим с детьми с ТМНР в начальной школе.Ключевые слова: дети с ТМНР, коррекционное обучение, элементарные математические представления Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями долгое время оставались в категории необучаемых. Их обучение - это новое направление специальной коррекционной педагогики. В данное время для этой категории детей возникла необходимость в создании определённой системы обучения и развития. Целью коррекционного обучения и воспитания для детей с ТМНР является снижение зависимости ребёнка от посторонней помощи, поддержание и стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей среде. Включение детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), в образовательное пространство, с одной стороны, позволило этим детям реализовывать свое право на образование, с другой стороны, выделило ряд особенностей и трудностей, сопутствующих данному процессу. Формирование элементарных математических представлений один из важных компонентов коррекционно-педагогической работы с детьми с ТМНР. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, помогает осуществлению целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.У большинства детей с ТМНР возникают трудности в усвоении материала с математическим содержанием, потому что представления о предметно количественных отношениях, практические измерительные навыки и опыт действия с разнообразными совокупностями слабо сформированы. У многих детей наблюдаются трудности при овладении составом числа, соотношение количества числа предметов с цифрой, прямым и обратным, порядковым счетом и т.д. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную психофизическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности - анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений.Планируя подходы к математическому развитию детей, необходимо учитывать, что освоение школьников с ТМНР математического опыта идет, как правило, двумя путями:-под руководством педагогов, т.е. проведение игры со специальным заданием;-в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности).В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные выше пути всегда тесно взаимодействуют между собой. Такое построение коррекционно-развивающей работы включает в себя:-развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;-построение предметно-развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;-поэтапное формирование математических представлений в предметно - практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.В основном формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в различных видах деятельности:-в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата;-в специальных играх и упражнениях;-в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности;-в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений;-во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми;-в рисовании, лепке, конструировании, хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием;- в работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта, рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием при выполнении роли в сюжетно-дидактических и театрализованных играх и пр.).Например, при построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ТМНР, как:-игровая форма обучения;-смена видов деятельности;-повторяемость программного материала;-обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.Из выше всех перечисленных основных методических принципов обучения детей по формированию элементарных математических представлений у детей отводится игровой деятельности, потому что игра - универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет ребенок всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.Также можно отметить, что игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, воображения и развитию речи, а также развитию наглядно-образного мышления. В ней закладываются основы творчества, в процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний [1].Например, опираясь на исследования П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова, можно определить следующий перечень принципов организации игровой деятельности: активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, принцип индивидуальности, коллективности, целеустремленности, самодеятельности и самостоятельности, соревновательности, достоверности и повторяемости, результативности и т.д. [2].Нужно обязательно подчеркнуть, что дидактическая игра, является ведущим видом деятельности ребёнка с ТМНР в школьном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний [3]. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом и заключается их развивающая роль.Таким образом, в процессе реализуемых методов, приемов по формированию математических представлений решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач и обеспечивается максимально доступный обучающимся объем знаний, стимулируется поступательное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.Список литературыСтарченко Т. С., Чумаченко Е. Ю., Доронина С. И. Формирование элементарныхматематических представлений у младшихшкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию игровой деятельности // Актуальные исследования. 2022. №33 (112). С. 84-88.Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. - Волгоград: 2016. - 171 с. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стрелебева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 256 с.
