Публикации
"Нейроигры в работе логопеда"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейроигры в работе логопеда"
Автор: Хамаганова Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейроигры в работе логопеда"
Автор: Хамаганова Лариса Николаевна
Нейроигры в работе логопеда В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры). Этоэффективная методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичноевыполнение заданий только за столом;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом; Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.Основная цель: коррекция проблем психического развития нейропсихологическимиметодами.ЗадачиФункциональная активация подкорковых образований мозга Стабилизация эмоциональной регуляции Развитие высших психических функций Стабилизация межполушарного взаимодействия Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются: Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут бытьиспользованы на логопедических занятиях.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком. Выкладывание цветными магнитами. Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами. Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова. Двуручные упражнения для развития межполушарных связей. Одновременно вести машинку по круговой дороге. Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор. Одновременно показать и назвать букву. Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук. Игры на выкладывание одновременно двумя руками.Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правойрукой – З, а левой Ж.Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета. Задание можно усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками. С помощью таких нейроупражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.Коррекционные нейроигры:Игра: «Поймай звук»Игра: «Собери дорожку к мышкам» При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делаетдорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно,Игра «Цветные мышки». Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.Вывод: Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказываетположительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшаетсостояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность кпроизвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатковречевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленныхзвуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразованиясловоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексическихтем, развития моторики.
