Публикации "Нейроигры в работе логопеда"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейроигры в работе логопеда"
Автор: Хамаганова Лариса Николаевна

Нейроигры в работе логопеда В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры). Этоэффективная методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичноевыполнение заданий только за столом;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом; Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.Основная цель: коррекция проблем психического развития нейропсихологическимиметодами.Задачи
  • Функциональная активация подкорковых образований мозга
  • Стабилизация эмоциональной регуляции
  • Развитие высших психических функций
  • Стабилизация межполушарного взаимодействия
  • Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции
  • Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
  • Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются: Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут бытьиспользованы на логопедических занятиях.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
  • Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по
  • линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук).
  • Проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.
  • Выкладывание цветными магнитами.
  • Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами.
  • Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.
  • Двуручные упражнения для развития межполушарных связей.
  • Одновременно вести машинку по круговой дороге.
  • Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.
  • Одновременно показать и назвать букву. Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.
  • Игры на выкладывание одновременно двумя руками.Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правойрукой – З, а левой Ж.Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета. Задание можно усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками. С помощью таких нейроупражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.Коррекционные нейроигры:Игра: «Поймай звук»Игра: «Собери дорожку к мышкам» При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делаетдорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно,Игра «Цветные мышки». Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.Вывод: Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказываетположительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшаетсостояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность кпроизвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатковречевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленныхзвуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразованиясловоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексическихтем, развития моторики.
    -