Публикации ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Гихаева Марем Юнусовна

Факторы и пути повышения качества образования.       «Образование – величайшее из земных благ,если оно наивысшего качества.В противном случае оно совершенно бесполезно»Р. Киплинг                                                                           Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решенияпо-своему.                                                                                                                     Повышение качества образования –   одна из основных задач, которая включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные показатели эффективности деятельности школы(слайд)Ø  уровень обученности обучающихся;Ø  готовность их к продолжению образования;Ø  уровень воспитанности обучающихся;Ø  состояние здоровья детей;Ø  уровень выполнения стандартов образования.  Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Почему мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о качестве образования?    Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека.При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности (слайд)1.     Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.2.     Социально-экономические факторы.3.     Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).4.     Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека. Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей. (слайд) - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы ;-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;- отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава (при посещении уроков, проверке тетрадей);- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;- невидение  учениками перспективы для приложения своих знаний;- потеря связи с родительской общественностью.- недостаточно высокий уровень развития учебно-коммуникативных и учебно-информационных умений обучающихся- недостаточная ориентация на субъективный опыт обучающихся;- недостаточная ориентация методической службы школы на создание условий для освоения учителями современных образовательных технологий;- использование в деятельности ряда учителей неэффективных технологий обучения (преобладание традиционных форм построения учебных занятий, неоптимальные методы   проверки знаний обучающихся и т.д.) Пути повышения качества знаний 1.     Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина обучающихся на уроках. Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д. Как же правильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу  притчей, в  котором  напрямую прослеживается наставительный характер.(Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?)     Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему.2.     Ещё один из способов повышения качества знаний обучающихся -  организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.  (слайд).                                                                                                Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии- всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что-либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием обучающихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе обучающихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.  Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.  3.         Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. 4.     Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии. «Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.  Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения обучающихся. (Организовать активное посещение уроков своих коллег)5.     Индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется  ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между  компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.   Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.В обучении, как и в жизни, нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говорится:«Жизнь -  цепь, а мелочи в ней - звенья. Нельзя звену не придавать значения».Ещё раз обратимся к эпиграфу: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.  С новым учебным годом, уважаемые коллеги!Здоровья!Настроения!Понимания и уважения!Успехов и удач!Удивлений и новых открытий!Дружбы и поддержки!Счастья и любви!
-