Публикации
«Методы профессионального самоопределения обучающихся на уроках биологии и внеурочных занятиях»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы профессионального самоопределения обучающихся на уроках биологии и внеурочных занятиях»
Автор: Юрьева Дарья Ильинична
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы профессионального самоопределения обучающихся на уроках биологии и внеурочных занятиях»
Автор: Юрьева Дарья Ильинична
Методы профессионального самоопределения обучающихся на уроках биологии и внеурочных занятияхЮрьева Д.И.студентка технологического факультета ГОУ ВО МО “ГСГУ” (г. Коломна)научный руководитель, доцент, Дикова Т.В.АннотацияСтатья посвящена одной из ключевых проблем в образовании — выбору будущей профессии учащимися. Рассматриваются подходы к профессиональной ориентации, которые должны помочь школьникам сориентироваться в разнообразии профессий, соответствующих их интересам и способностям. Освещены возрастные этапы социально-профессионального самоопределения, начиная с младших классов и заканчивая 10–11 классами, а также важность личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе.Подробно рассматриваются методы и формы работы, направленные на профессиональное просвещение в области биологии, включая интеграцию профориентационного материала в учебный процесс. Приведены примеры уроков и внеурочных мероприятий, которые позволят учащимся узнать о профессиях, связанных с биологией, развить интерес к предмету и создать условия для самоопределения. Основное внимание уделяется необходимости систематической профориентационной работы, которая должна способствовать самопознанию и овладению основами профессиональных умений, позволяя выпускникам осознанно подходить к выбору своей будущей карьеры.Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, возрастные особенности, методы обучения, профессиональные качества Эти ключевые слова помогут охватить суть представленной работы и ориентироваться на главные аспекты профориентационной деятельности в образовании.Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи обучающимся определить свои жизненные планы и создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно–ориентированный подход к ребёнку, развивающее обучение личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать возрастные особенности обучающихся. Условно можно выделить следующие возрастные этапы социально-профессионального самоопределения школьников:первый — 1—4-й классы На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружениявторой — 5—7-й классы Здесь формируется осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществетретий — 8—9-й классы Это период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностямичетвертый — 10—11-й классы Здесь уточняется социально-профессиональный статус обучающихся в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Внимание сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов и достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитииТрадиционно, профориентационная работа ведется в школе классным руководителем. Но перед учителями-предметниками также стоит задача помочь детям получить представление о многообразии современных профессий. И чем раньше начинается данная работа, тем более обдуманно и ответственно подростки отнесутся к выбору профессии. Одним из важнейших компонентов системы профессиональной ориентации обучающихся является профессиональное просвещение или информирование, которое предусматривает знакомство с различными профессиями и видами их деятельности. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: “путешествие”, “суд”, игра, “круглый стол”, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия.На уроках биологии знакомство с различными профессиями, связанными с предметом, можно осуществлять при изучении различных тем, начиная с 5 класса. Например, в ходе изучения биологии растений, учитель знакомит школьников с профессиями - агроном, почвовед, ботаник, вирусолог, технолог пищевой промышленности. Уроки зоологии, предоставляют уникальную возможность познакомить подростков с такими редкими и интересными профессиями, как орнитолог, ихтиолог, лепидоптеролог, герпетолог, териолог, зоопсихолог. В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” 6 класса, раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта предлагаю ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине, орган/часть этого растения, его лекарственное действие и применение. В ходе экскурсии «Проведение наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью», можно предложить ребятам не только собрать биологический материал для гербария, но и попробовать себя в роли фитодизайнера, составив букеты из листьев, украсив кабинет. В 8 классе, в ходе изучения органов и систем органов, школьники узнают не только о профессии врача, но и о содержании профессии узких специалистов таких, как ЛОР, окулист, кардиолог, эндокринолог и др. В процессе изучения темы “Поведение и психика” школьники проводят практические и тестовые работы:– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят обучающихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.На уроках общей биологии возможно знакомство с профессиями — эколог, антрополог, биоинженер, архитектор живых систем, генетик и другими. Мир профессий, связанных с биологией обширен и разнообразен. Детям интересно узнавать о «новых» профессиях, о том, чем занимаются специалисты. Кроме того, данная работа способствует развитию интереса к предмету, знакомит школьников с его практической значимостью, да и времени на уроке затрачивается немного 5-7 минут. Подросткам необходимо не только узнавать о профессиях, но и попробовать себя в той или иной области. Научно это называется знакомство с элементами труда. Учителями часто практикуется представление докладов на уроке, но ведь можно разнообразить данный вид деятельности, внести в него профориентационный момент и предложить ребятам роли «приглашенного специалиста», например, «врача-паразитолога» при изучении темы «Ленточные черви» или врача-ортопеда при изучении темы «Нарушения опорно-двигательной системы» и т.д. Тогда в ходе подготовки к уроку ребенок не просто собирет и предоставит сведения по теме, но и расширит знаия о мире профессий. Большие возможности представляет и внеурочная деятельность — это не только такие курсы, как “Школа юного агронома” и “Экологическая студия”, в рамках которых идёт знакомство с такими профессиями селекционера, агроинженера, плодоощевода, сити-фермера, экодизайнера, почвоведа и др.; но и проведение различных внеклассных мероприятий, конкурсов, экологических акций, фотовыставок.Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно связывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями обучающихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Главное правило профессионального самоопределения обучающихся - положительные результаты работы по профориентации. Она должна проводиться систематически, быть ориентированной на самопознание учащегося и на овладение подростками элементарными профессиональными умениями.
