Публикации Интегрированный урок музыки и литературы по теме: «Квартет».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок музыки и литературы по теме: «Квартет».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Интегрированный урок музыки и литературы по теме: «Квартет».Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.Задачи урока: 
  • Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.
  • Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.
  • Познакомить с басней И. А. Крылова “Квартет”.
  • Формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль).
  • Оборудование:
  • портреты И. А. Крылова и А. П. Бородина;
  • иллюстрации квартета;
  • стендовые цитаты;
  • раздаточный материал (на столах у каждого ученика отпечатаны понятия прототип и квартет);
  • грамзапись.
  • Оформление доски:
  • дата и тема урока;
  • знать определения понятий “квартет”, “басня”, “прототип”,
  • эпиграф Ц. А. Кюи,
  • кроссворд,
  • музыкальная запись струнного квартета А. П. Бородина.
  • Ход урока.ОргмоментСо звонком учащиеся заходят и встают у своих рабочих мест.Слово учителю музыки.Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию:Здравствуйте, ребята.Здравствуйте.Сегодня у нас не просто урок музыки, а интегрированный урок музыки и литературы, т. е. урок объединения двух предметов. И вести будем его мы: Анджелина Владимировна и Инна Николаевна. Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи:При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела,  а это и составляет задачу искусства.– Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно.Ещё раз прочтите про себя слова, вникните и ответьте на поставленные вопросы (вопросы на доске):
  • Что сообщает слову музыка?
  • Что же даёт слову музыка?
  • А что даёт соединение поэзии и музыки?
  • – Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?Ответ учащихся (“ Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?Ответ учащихся (опера “Иван Сусанин”, “Борис Годунов”, “Руслан и Людмила”, балет “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, увертюра “Пер Гюнт”).– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.Слово учителю литературы.– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?Ответ учащихся (“Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”).– Сегодня мы с вами знакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется “Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.Слово учителю музыки.Вот четыре музыкантаЗамечательно играютЭтот маленький оркестрикВсе квартетом называют.– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей.Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием “Квартет”.Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.Прослушайте русскую народную песню “Как у наших у ворот”, исполненную квартетом.(Исполняет ансамбль учителя с учениками: баян, балалайка, фортепиано, треугольник).Слово учителю литературы.– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.Не является исключением и басня “Квартет”.Слово ученику (историческая справка):– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.(Чтение басни “Квартет” учениками по ролям).Слово учителю литературы.Анализ басни.– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.
  • Верит ли он, что у них что-то получится?
  • Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).
  • Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).
  • А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)
  • А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
  • Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
  • Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.
  • Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).
  • Расскажите, пожалуйста, об этом животном.
  • Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.
  • Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.Слово учителю музыки.– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения разные по характеру).Слово учителю литературы.– Следующий герой – Осёл.– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?Слово учителю музыки.– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).Слово учителю литературыСледующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.– Последний участник квартета – Мишка.– Как называет его Крылов?– Какой это герой?– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?– Кто же разоблачает их невежество?– Кто стал их судьёй?– А как вы думаете, почему именно он?– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.Слово учителю музыки.– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).Слово учителю литературы.– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?– А как вы поняли суть морали?– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.(Чтение басни в сопровождении музыки)Слово учителю музыки– Вы прослушали чтение басни два раза, что дала музыка?(Ответы учащихся).– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.Прослушайте струнный квартет А.П. Бородина.– Как звучат инструменты в руках умелых музыкантов?Закрепление новой темы “Квартет”.Предложить ученикам решить кроссворд.Дано ключевое слово КВАРТЕТ.По горизонтали.
  • Кто написал басню Квартет?
  • На каких инструментах играли звери?
  • Что представляет собой поэма Г. Свиридова, написанная памяти С.Есенина.
  • Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.
  • Высокий мужской голос.
  • Каким оркестром исполняют симфонии?
  • Итог:
  • Ещё раз повторим, что даёт музыке литература?
  • Что даёт литературе музыка?
  • Музыка и литература дополняют друг друга, усиливает впечатления.Исполнение песни на усмотрение учителя.
    -