Публикации Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся
Автор: Воронина Галина Михайловна

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся В современных условиях развития школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Древняя китайская мудрость гласит:Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму.В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.Нестандартный урок это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нетрадиционные уроки в школе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие, личностное развитие, развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся, формирование умения учиться, развитие коммуникативной компетентности.Признаки нетрадиционного урока
  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
  • Выполняются творческие задания.
  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:Уроки «погружения»Уроки - деловые игрыУроки - пресс- конференцииУроки- соревнованияУроки КВНТеатрализованные урокиКомпьютерные урокиУроки с групповыми формами работыУроки взаимообучения учащихсяУроки творчестваВ своей работе я стараюсь использовать разные виды нестандартных уроков. Среди них большая роль отводится урокам с использованием средств ИКТ. Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.Урок-презентацияПрезентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.ВидеоурокВидеоурок может быть двух типов: 1. Когда учащиеся смотрят обучающее видео от 5 до 15 мин, где сначала им рассказывается теория (правило, новый материал, возможно, вводится новая лексика по теме и др.), а затем приводятся примеры. В данном видеоролике можно привести элементарные задания, направленные на контроль усвоения увиденного и услышанного материала.2. Когда во время урока учащиеся смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер (новый материал по теме, расширение материала, закрепление, повторение). После просмотра видео учащиеся выполняют чаще всего ряд коммуникативных заданий.Таким образом, несмотря на то, что видеоурок — это всего лишь фрагмент урока, во время которого ученик получает ту или иную информацию посредством цифрового носителя, учится ее воспринимать и адекватно применять на практике, видеоурок — это метод, который повышает интерес к изучаемому предмету, и дает возможность качественно улучшить свои результаты.Урок с использованием аудиосредствПод аудиосредствами понимают фонограмму — магнитозапись, грамзапись, радиопередачу. Аудирование лежит в основе обучения и слушанию и говорению, поэтому для обучения этим видам речевой деятельности применяются аудиосредства.Аудирование используется на всех этапах обучения русскому языку как иностранному: вначале — для формирования и закрепления навыков слушания и говорения, затем — для корректировки. Аудиосредства в своей основе имеют фонограмму — запись звучащей речи на магнитном или другом носителе. Такая запись осуществляется с соблюдением методических принципов обучения аудированию и говорению. Однако для формирования навыков слушания и говорения одной фонограммы недостаточно. Как правило, ее дополняют текстовые зрительные средства, образуя тем самым единый комплекс. Работа с материалами комплекса заключается, прежде всего, в прослушивании текста, тематика, лексическое и грамматическое наполнение которого обусловлены особенностями уровня и профиля обучения, а также спецификой контингента. Паузы фонограммы дают обучаемому возможность повторять услышанное, а затем проверять себя, сравнивая свой ответ с образцом. Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. При нетрадиционной форме проведения традиционного урока, происходит изменение соотношения содержания, методов и форм организации, что обеспечивает усложнение познавательной деятельности учащихся. Вместе с этим происходит изменение в распределении сил между учителем, учеником, классом. Ученик оказывается в положении человека, который в состоянии составить и решать новые познавательные задачи. Он принимает активное участие в изучении нового материала. Таким образом, создаются условия развития познавательных возможностей. Для нетрадиционного проведения уроков характерна разное осуществление взаимосвязи отдельных этапов урока. Этапы могут быть дробными и объёмными, урок может состоять из частей не связанных между собой, отдельные части могут быть взаимосвязаны с последующим уроком. Такой подход позволяет рассматривать деятельность учащихся в качестве объекта управления, что с одной стороны, ведёт к упрочнению руководящей роли учителя, а с другой – ставит ученика в центр внимания. В этом случае деятельность ученика выступает не только в качестве условия формирования знаний, умений навыков, но и в качестве объекта формирования.Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения, И здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. Какое удовольствие доставляет детям «путешествие» к далекой планете на уроке окружающего мира, «посещение» циркового представления на уроке математики, проведение игры «Счастливый случай» или «Поле чудес» со всеми их правилами. Возможности нетрадиционных уроков велики:- они являются средством формирования познавательной деятельностишкольников;- средством активизации учащихся в процессе учебной работы;- а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению.Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие ивоспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы.Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же: - сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; - сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; - обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Обучение грамоте, чтение.Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасный фильм о буквах и звуках «Азбука - Малышка», мультимедийное приложение к учебнику «Азбука», презентации «Учим буквы». Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во время букварного периода обращаются практически на каждом уроке. Использование данной ленты в слайд презентации позволяет решать несколько задач: ребенок может упражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесении звука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные, согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит с опорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание). Видоизменение ленты букв не требует больших затрат, данный слайд можно адаптировать к каждому уроку. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста.При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Письмо.Благодаря ИКТ (интерактивной доски) на уроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи, можно спроецировать изображение страницы прописи на белую доску. Для объяснения начертания букв хорошо использовать презентацию «Учимся писать буквы», «Памятка. Письмо с секретом», электронное учебное пособие «Азбука». Математика.На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.Окружающий мир.Электронное приложение к учебнику помогает разнообразить урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.По предмету «Окружающий мир» я разработала презентации «Водоёмы нашего края», «Экскурсия к водоёму», «Природные зоны России», «Леса России», «Разнообразие животных и растений», «Первоцветы», «Правила безопасности» и т.д., многое можно найти в сети ИнтернетЧасто использую на уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат. Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Учащимися под моим руководством разработаны проекты: «Кукла – народнаяигрушка», «Пейте дети молоко, будете здоровы!», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.Что дают такие уроки учащимся?С удовольствием посещать предмет.За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.Желание учиться ради познания, а не ради оценки.Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.Что дают такие уроки учителю?Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения. Итак, с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!Вывод:Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным, нестандартным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
    -