Публикации "Профориентация детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профориентация детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Скоробогатова Елена Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска ДС №86 “Былинушка”Профориентация детей старшего дошкольного возрастаВоспитатель: Скоробогатова Е.А.НижневартовскПрофориентация детей старшего дошкольного возрастаДошкольное учреждение – первая ступень в формировании профессиональных устремлений растущей личности, базовых знаний о профессиях. Знакомство детей с профессиями осуществляется во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО и включена во все виды детской деятельности (игровую, интеллектуально-познавательную, коммуникативную, изобразительную, трудовую, конструирование, музыкальную деятельность, двигательную, восприятие литературы). Задачи, которые мы поставили по профориентации
  • Познакомить детей с деятельностью людей различных профессии, результатами труда
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей
  • Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды для углубленного изучения с детьми мира профессий
  • Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления
  • Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам
  • Организовать работу с родителями воспитанников , социальными партнерами по формированию у детей базовых представлений о профессиях их значении для общества в целом и каждого человека в частности
  • Работа по ранней профориентации в нашей группе проходит через взаимодействие всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнеров, используя разные формы и методы и проводится в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей. Во время занятий и бесед, экскурсий и наблюдений, различных мероприятий дети знакомятся с деятельностью людей различных профессий. Особое место занимает игра, являющаяся основным видом деятельности в дошкольном возрасте. При ознакомлении и закрепления знаний детей о профессиях мы используем:
  • дидактические игры
  • -сюжетно-ролевые (режиссерские) игры -игры-экспериментирования
  • игры-викторины;
  • игры-путешествия и квесты;
  • -игры-фантазии: «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий»;Игры дают возможность детям расширять и уточнять знания о профессиях, предметах труда, о трудовых действиях. Наши воспитанники с удовольствием играют с куклами одетыми в разную профессиональную одежду, делают выводы, анализируют для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. При помощи настольно-печатных и дидактических игр устанавливается связь между предметами. Например, «Что есть в аптеке?», «Что нужно доктору?» и т.д.Музейное пространство, являясьпредметно-пространственной среды, открывает широкие возможности для открытия мира профессий нашим детям, знакомства с профессиями прошлого, настоящего, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности. Для достижения профориентационных задач в группе мы создаем развивающую среду, которая помогает знакомить детей со спецификой работы людей разных профессий. В игротеке создан центр сюжетно-ролевых игр с атрибутами для игр, используя которые дети пробуют себя в роли врача, полицейского, продавца, пожарного, строителя и т.д. Среда дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства. Поэтому, созданные в группе макеты «Салон красоты», «Банк», «Музей», «Аптека» и другие позволяют моделировать процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности. Подобрана серия настольно-печатных и развивающих игр, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий. Создана познавательная зона «Страна профессий», включающая в себя накопительные папки с илллюстрациями, фотографиями, загадками, кроссвордами, презентациями, стихами, альбомами «Профессии наших родителей», «Профессии детского сада», «В мире профессий», «Храбрые летчики». Так же изготовлены лепбуки по ознакомлению детей с профессиями взрослых.Составлена тематическая библиотечка «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал по ранней профориентации дошкольников. А так же имеется видеотека «Детям о профессиях».Мы постаралась создать пространство, направленное на формирование познавательной мотивации старших дошкольников и дающих возможность испытать себя, или применить полученные знания в реальной игровой ситуации.Проекты охватывают различные виды деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-речевую,Метод проектов очень значим для дошкольника, т.к. в его основе лежит самостоятельная деятельность (исследовательская, познавательная…), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. В нашей группе реализованы проекты «Храбрые летчики», «Профессии детского сада», «В мире профессий» , «Профессии наших родителей»Все они способствовали повышению знаний о профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. И это конечно же детский сад… Проект «Профессии детского сада» направлен на более подробное знакомство с данными профессиями. Помимо традиционных форм работы, мы использовали метод интервью. Детьми с огромным желанием брали интервью у людей, работающих в детском саду. В результате работы по данному проекту создали видеофильм. При реализации проекта «В мире профессий» - совместно с родителями созданы презентации о людях разных профессий. Которые дети представили в своей группе . Проведено мероприятие «Город мастеров» для детей подготовительной группы. Данное мероприятие помогло не только расширить представления выпускников о труде людей разных профессий, но и нашим детям, преодолеть страх публичного выступления.Проект «Все профессии важны» реализуем вместе с нашими социальными партнерами и учреждениями города. В ходе встреч ребята узнают много интересного о различных профессиях, их значимости в жизни других людей. Взаимодействие с социальными партнерами (городской детской библиотекой, школой № 30, пансионатом для престарелых) позволяет нашим детям так же в ходе экскурсий более подробно познакомиться с профессиями людей, узнать об особенностях их труда. Ребята с интересом участвуют в увлекательных беседах с работниками социальных учреждений.Таким образом, проектная деятельность предоставляет возможность каждому ребенку в естественных и доступных культурных практиках познать мир профессий и получить новый социальный опыт.Семьи наших воспитанников являются активными помощниками в наших совместных экскурсиях, проектах и различных мероприятиях.Наши родители не ограничиваться рассказами и беседами о своей профессии, они совместно с детьми совершают экскурсии в магазин, на почту, в поликлинику и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессииВедь важную роль в жизни ребенка играет семья. Родители, рассказывая ребенку о своей профессии, ее значении для общества прививают нравственные качества, побуждающие к труду, а может быть и выбору будущей профессии. Работа над проектом «Профессии наших родителей» еще продолжается.Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. С применением ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии, что позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. У человека всё закладывается с детства. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребёнок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Ранняя профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребёнка в социуме.В дальнейшем будем продолжать свою работу по данному направлению. Мы не останавливаемся на достигнутом, у нас много планов и интересных задумок
    -