Публикации "Советы логопеда родителям будущих первоклассников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Советы логопеда родителям будущих первоклассников"
Автор: Полякова Марина Владимировна

Полякова Марина Владимировна,Учитель-логопед д/с «Колокольчик»Советы логопеда родителям будущих первоклассниковПравильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении словесного учебного материала. У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:1. Дети должны уметь слушать и слышать других.При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. 2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи:Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;- изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. 3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:- делить предложения на слова;- делить слова на слоги;- уметь выделять все звуки в словах;- устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);- перестановки букв (комната – «конмата»).4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:- точно подбирать слова;- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);- употреблять сложные слова (например: длинноногий);- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);- подбирать метафоры (например: туча комаров);- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. 5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);- употреблять различные предлоги;- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);- образовывать название детенышей животных;- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).6. Связная речь.Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;- рассказывать о пережитых событиях;- пересказывать содержание сказки, рассказа;- описывать окружающие предметы;- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.Список литеатуры :Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999.Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск: НМЦентр, 1998.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Изд. дом «МиМ», 1997.
-