Публикации Проблемы преподавания информатики в контексте профессионально-ориентированного содержания дисциплины

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы преподавания информатики в контексте профессионально-ориентированного содержания дисциплины
Автор: Бауэр Наталья Ивановна

Н.И. Бауэр, С.И. ШевцоваПроблемы преподавания информатики в контексте профессионально-ориентированного содержания дисциплиныУчебная дисциплина «Информатика» в настоящее время является одной из наиболее интересных и востребованных. Но разве может быть эффект от обучения, если строить бессмысленные диаграммы, набирать безликие тексты, составлять непонятные программы [2]? Чтобы привлечь внимание обучаемых, заинтересовать их изучаемой темой, нужно показать, где можно использовать построенную диаграмму, чем может помочь правильно оформленных текст. В профессиональных учебных заведения мы работаем с детьми, которые так или иначе уже определились с будущей профессией, и в этом случае нам на помощь приходит профессионально-ориентированное содержание дисциплины.Согласно проекту «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Информатика», разработанному институтом развития профессионального образования (ИРПО), профессиональная направленность обучения общеобразовательной дисциплине «Информатика» реализуется через:
  • элективные курсы;
  • выполнение индивидуальных и/или групповых проектов;
  • отражение в содержании обучения информатике основной профессиональной направленности программы подготовки обучающихся;
  • междисциплинарные связи с учебными дисциплинами профессионального цикла;
  • социальное партнерство с организациями/предприятиями – потенциальными работодателями [3].
  • Нас, как преподавателей, преподающих данную общеобразовательную дисциплину, прежде всего, интересует, что именно нужно изменить в содержании предмета.Как известно, методика преподавания содержательных разделов общеобразовательной дисциплины «Информатика» на уровне среднего профессионального образования предполагает:
  • анализ учебных дисциплин профессионального цикла с выделением профессиональной направленности образовательной программы;
  • разработку содержания отдельных тем, заданий и оценочных материалов с учётом возможности отражения профессиональной направленности программы подготовки обучающихся [3].
  • Специфика преподавания общеобразовательных дисциплин в колледже заключается в том, что учебные программы по предметам разрабатываются с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. В примерной программе общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций указано, что особое внимание при изучении информатики в колледже уделяется практико-ориентированному учебному материалу, направленному на формирование у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности. Ориентация содержания дисциплины на конкретную профессию или специальность проявляется в углубленном изучении отдельных тем, активном использовании различных средств информационно-коммуникационных технологий, увеличении количества практических занятий, внедрении различных видов самостоятельной работы студентов (как аудиторных, так и внеаудиторных). При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы акцент ставится на вовлечении студентов в процесс поиска информации с использованием различных средств (учебной и специальной литературы, периодических изданий, интернета), а также на соответствующем оформлении и представлении готовых результатов. Все это направлено на формирование у студентов умений самостоятельного и избирательного применения различных программных средств информационно-коммуникационных технологий, а также дополнительного цифрового оборудования (принтеров, сканеров, цифровых камер и др.). Изучение рассматриваемой общеобразовательной дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета. Результаты освоения учебной дисциплины имеют трехкомпонентную структуру и включают формирование личностных, метапредметных и предметных качеств, знаний, умений, навыков, общих компетенций [5].Практика показывает, что современный абитуриент приходит в колледж неуверенным пользователем ПК, знакомым лишь с основами работы на компьютере, но с большим опытом работы в социальных сетях. Таким образом возникает противоречие между снижением качества знаний, низкой мотивацией к обучению предмету и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшего успешного трудоустройства по своей специальности, созданию конкурентоспособности. Задача преподавателя сложна – перевести интерес обучающихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Профессионально-ориентированный урок информатики дает хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT-технологий в повседневной и профессиональной деятельности.Одна из особенностей предмета «информатика» заключается именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. Если применить его к специальностям колледжа, ведущую идею нашей работы можно сформулировать следующим образом: обучение, основанное на учёте специфики направления подготовки позволяет повысить мотивацию обучения по общеобразовательным дисциплинам, что в свою очередь позволяет будущим специалистам повысить свою конкурентоспособность [4].Казалось бы, в чем же проблема? Вноси профессиональную составляющую в содержание изучаемого материала, и все будет хорошо: появится интерес, повысится мотивация и, как следствие, улучшится успеваемость и функциональная грамотность. А проблем, между тем, достаточно много! Остановимся, с нашей точки зрения, на самых важных.Студенты первого курса это вчерашние школьники. Часть из них вполне осознано пришла обучаться выбранной профессии, часть согласилась с доводами родителей, а часть, что скрывать, просто испугалась сдачи ЕГЭ, ожидавшего всех по окончании одиннадцатого класса. Много ли они знают о своей будущей профессии? Увы, даже те, кто на нее мотивирован, не могут представить, какие знания им понадобятся. А об остальных двух группах и говорить не приходится.Еще одна проблема касается не тех, кого учат, а тех, кто учит. Преподаватель информатики не социальный работник, не документовед, не архивариус, не повар, не слесарь и даже не системный администратор. Безусловно, он имеет представление обо всех этих профессиях, но наполнить содержание общеобразовательной информатики качественным, профессионально-ориентированным контентом для каждой специальности колледжа задача не тривиальная.В тесной связи с вышеупомянутой проблемой находятся еще две:
  • содержание учебников по общеобразовательным учебным предметам (включенных в Федеральный перечень учебников) при организации получения среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль, специфику получаемой профессии или специальности;
  • организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования, также не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла [1].
  • Значит ли это, что не стоит внедрять профессионально-ориентированное содержание при изучении общеобразовательных дисциплин? Конечно нет, демонстрация возможности использовать полученные знания в своей будущей профессии может мотивировать даже тех, кто изначально не был на нее ориентирован. Но хотелось бы, чтобы в помощь преподавателям общеобразовательных дисциплин были даны не общие рекомендации, а конкретные методические материалы, отражающие специфику получаемой студентами профессии или специальности.На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
  • Мотивация является необходимой движущей силой любой деятельности, в том числе, процесса освоения профессии.
  • Одним из средств развития мотивации к освоению студентами колледжа профессии являются профессионально ориентированные задачи по дисциплинам общеобразовательного цикла, которые формулируются и решаются в контексте профессиональной деятельности.
  • В процессе решения профессионально ориентированных задач по информатике важным моментом должно являться осознание студентами того, что использование средств информационно-коммуникационных технологий способствует более рациональному и эффективному выполнению их будущих профессиональных функций.
  • Для развития мотивации к освоению профессии необходимо предлагать студентам решение профессионально ориентированных задач или их элементов систематично [5].
  • Итак, конкретные и практически-значимые задачи позволяют более успешно изучать материал, формировать у студентов такие профессиональные качества, как умение оперативного сбора, обработки, хранения и передачи информации; переноса технологий из одной предметной области в другую, способности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми, умение работать в составе группы и, самое главное умение учиться, заниматься самообразованием, использовать компьютерные технологии для приобретения все новых и новых знаний.Информационные источники:
  • I. Основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-30042021-n-r-98/prilozhenie/i/ (дата обращения 15.05.2025)
  • Интеграция дисциплины «Информатика» с содержанием профессионального цикла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/intieghratsiia-distsipliny-informatika-s-sodierzhaniiem-profiessional-nogho-tsik.html (дата обращения 16.05.2025)
  • Лавренова Е.В. [и. др.] Проект «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Информатика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://firpo.ru/netcat_files/26/75/h_8e132a16bc0b1e0259655854f7fc338d (дата обращения 17.05.2025)
  • Лавров В.В. Профессионально-ориентированный подход в обучении информатике студентов сельскохозяйственных специальностей среднего специального образования » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/professionalnoorientirovanniy-podhod-v-obuchenii-informatike-studentov-selskohozyaystvennih-specialnostey-srednego-specialnogo-o-1357247.html (дата обращения 16.05.2025)
  • Михайлова В.К. Развитие мотивации студентов колледжа к освоению профессии в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика» посредством профессионально ориентированных задач [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-motivacii-studentov-kolledzha-k-osvoeniyu-professii-v-ramkah-obsheobrazovatelnoj-discipliny-informatika-posredstvom-pro-7501603.html (дата обращения 17.05.2025)
  • -