Публикации Рабочая программа патриотического воспитания детей с ОВЗ «Край родной – навек любимый»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа патриотического воспитания детей с ОВЗ «Край родной – навек любимый»
Автор: Купренкова Елена Анатольевна

Государственое бюджетное учреждение Калужской области «Центр содействия семейному воспитанию имени Попова В.Т.» (Филиал)Рабочая программа патриотического воспитания детей с ОВЗ«Край родной – навек любимый» Разработала: Купренкова Е.А. воспитатель высшей квалификационной категории п. Бетлица 2025 г.Актуальность программы Рабочая программа патриотического воспитания детей с ОВЗ «Край родной – навек любимый» разработана в соответствии с нормативными документами:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейного кодекса Российской Федерации;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 N 196. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15;
  • Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 23.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».
  • В последние годы последние годы всё чаще и чаще перед нашим государством встаёт проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Современные реалии таковы, что экономическая нестабильность, бесцензурный просмотр детьми различных роликов антигосударственной направленности, кризис семейных ценностей и т.п. – привели к значительному снижению гражданской активности подрастающего поколения. Поэтому воспитание достойного гражданина и патриота своей страны – важнейшая задача воспитания. Очень важно своевременно рассказать детям о семейных ценностях, о славных подвигах наших предков, о духовных и культурных традициях своего народа.Детям с интеллектуальными нарушениями, в силу особенностей психофизического развития, сложнее даётся восприятие и понимание многих фактов и событий. Поэтому очень важно не только рассказать о патриотизме, но и своим примером показать и доказать необходимость служить своему отечеству, быть достойным его гражданином.Воспитание ребёнка с умственной отсталостью, я считаю, целесообразным начинать с краеведения. Ведь защищая Родину, мы вспоминаем, прежде всего, дом, где родился, любимую речку, дорогие с детства места, и лишь потом Россию в целом. Поэтому лишь научившись любить свой край, беречь его природу, уважать культуру и традиции односельчан, дети смогут научиться любить Россию.Программа внеклассной деятельности разработана для занятий с воспитанниками 5- 10 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа направлена на развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, уважения к людям живущим рядом. Чтобы любить родной край – его надо знать! А для этого необходимо изучить прошлое и настоящего Куйбышевского района, его культурные и религиозные традиции, участвовать в различных акциях по благоустройству, народных гуляниях. Цель программы: Формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родному краю, своему народу.Задачи:
  • Воспитание у воспитанников любви и уважения к родному краю.
  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
  • Создание условий для творчества воспитанников, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
  • Приобщение воспитанников к изучению героической истории Куйбышевского района.
  • Отличительные особенности программы.Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и рассчитана на проведение 2 -3 часа в месяц, всего 24 часа за 1 год. Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 18 лет. Программа рассчитана с 01.09.2025г – по 31.05.2026г.Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 
  • теоретические: (беседы, круглые столы, викторины, самостоятельная работа). 
  • практические: (экскурсии, встречи с ветеранами, практикумы в библиотеке, экологические рейды).
  • Основные принципы реализации программы
  • Научность и доступность
  • Одним из важных принципов программы является ее научность и доступность. Реализуется на основе сведений об истории и культуре родного края. Выдержав соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Системность
  • Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Преемственность, результативность,
  • На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Культуросообразность.
  • Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентацийОсновные способы педагогического воздействия на детей:
  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии;
  • практические дела;
  • Основные технологии:
  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.
  • Методы стимуляции:
  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИТК
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Критерий эффективности реализации программы.Для оценки эффективности программы применяется входной, промежуточный, итоговый контроль.Предполагаемые результаты реализации программы: Воспитанники должны:Знать: 
  • Историю села.
  • Прославившихся односельчан.
  • Основные события из истории села.
  • Местные традиции.
  • Уметь:
  • Работать совместно в группах, коллективно, самостоятельно.
  • Выявлять участников событий.
  • Ухаживать за памятниками старины и обелисками
  • Быть:
  • Воспитанным, честным, справедливым.
  • Уважать память прошлых поколений.
  • Любящими свой край людьми
  • Содержание программыВ программе заложен цикл из 24 занятий.   Занятия длятся   35-40 мин., проводятся 2 -3 раза в месяц.Программа Край родной – навек любимый» включает в себя следующие направления:1-е направление «Дом, где я живу»Задачи
  • изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, систематизировать краеведческий материала о родном крае;
  • развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
  • развивать познавательную активность и творческие способности воспитанников через включение в различные виды деятельности, направленные на изучение краеведческого материала, а также через привлечение воспитанников к участию в различных акциях и конкурсах
  • привлекать воспитанников к практической деятельности направленной на благоустройство родного посёлка
  • Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.2-е направление «Мы помним – мы гордимся»Задачи 
  • Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Бетлицкой школы - интернат.
  • Изучение исторических материалов о боевых действиях в Куйбышевском районе.
  • Повышение престижа у подрастающего поколения подвига героев Безымянной высоты.
  • Участие в различных акциях, направленных на благоустройство памятников и помощи ветеранам.
  • Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.3-е направление «Православная Бетлица»Задачи
  • Приобщение воспитанников к духовно – нравственным традициям народа родного посёлка.
  • Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре и т.д.)
  • Воспитывать такие качества личности как: сострадание, смирение, милосердие, любовь к ближним и т.д.
  • Формы: беседы, экскурсии, участие в церковных службах и православных праздниках.II. Учебно-тематический планЛИТЕРАТУРА
  • Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
  • Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
  • Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
  • Плотников В.И. Солдаты из песни. – Тула Приокское книжное агенство, 1987г. -126с
  • В годы нашествия – воспоминания очевидцев ВОВ Бетлица 2005г – 229с
  • Край родной - ты Родины частица: очерки из истории Куйбышевского района Калужской области / Алексей Оленичев. - Калуга : Политоп, 2017. - 103 с. 
  • Возродить храм // Бетлицкий вестник. - 1993. - 13 февр. РУБ К 693.1
  • Официальный сайт Калужской епархии
    -