Публикации
Развитие исследовательских умений при обучении химии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие исследовательских умений при обучении химии
Автор: Рооз Евгений Викторович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие исследовательских умений при обучении химии
Автор: Рооз Евгений Викторович
ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»Евгений Викторович Рооз, преподаватель химии и биологииРазвитие исследовательских умений при обучении химии2025Развитие исследовательских умений при обучении химии Преподавание химии в системе СПО – не самая простая задача. Химия наука точная, не уступающая в точности математике. В теории и расчётах химики используют не абстрактные, а реальные понятия. Изучая химию, мы узнаём свойства основ материального мира: то что нас окружает, то что внутри нас. Рассматривая химические превращения, законы и положения важно своевременно и разумно подкреплять фундаментальные основы практикой. И практика эта ни в коей мере не должна быть реализована лишь в форме уроков решения задач и упражнений.Теория и практика едины! Химический демонстрационный эксперимент и лабораторно-практические занятия – вот те пути, которые ведут к пониманию теории, дают наглядное подтверждение изученного на лекциях в сознании обучающихся. В этом смысле очень важно, с самого начала изучения учебного курса химии, развивать у студентов исследовательские умения. А между тем одна из наших задач на сегодня – сформировать развитую, способную к полноценной жизни личность. Почему важны исследовательские умения? Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10-15% будут актуальны через 20 лет. Мы не должны научить на всю жизнь, мы должны научить уметь учиться всю жизнь. Исследовательские умения включают умения формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования. Исследование – это процесс выработки новых знаний, процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Ещё в древности Аристотель утверждал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Особенности учебно-исследовательской деятельности: - руководимая преподавателем, - для педагога – одна из форм повышения профессиональной компетентности, - индивидуальный маршрут исследования.И здесь очень важна роль наставника. Неравнодушный к своему предмету педагог-энтузиаст ещё раз теорию расскажет,… …и покажет как процесс идёт в реальности, …и самим обучающимся провести эксперимент позволит.Цели исследовательской деятельности: приобретение студентом функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, построение субъективно нового знания.Этапы формирования исследовательских умений: 1) умение наблюдать; 2) умение задавать вопросы; 3) умение классифицировать; 4) умение структурировать материал; 5) умение делать выводы и умозаключения; 6) умение видеть проблемы; 7) умение проводить эксперименты; 8) умение доказывать и защищать свои идеи; 9) умение выдвигать гипотезы; 10) умение давать определение понятиям.Факторы успешности исследовательской деятельности студентовК ним относятся: - соблюдение принципа добровольности занятий студентом этим видом работы;- добровольность выбора темы самим обучающимся; - максимальная самостоятельность студента в процессе проведения исследования;- компетентное и заинтересованное руководство педагога студенческой исследовательской работой; - уважительное отношение к исследовательской деятельности студента со стороны близких.Три шага к цели1. Под руководством педагога студенты знакомятся с новыми способами учебной деятельности. Преподаватель и студенты вместе определяют и формулируют цель работы. Затем педагог разъясняет содержание способов работы и порядок её выполнения. Далее отрабатываются действия, необходимые для овладения тем или иным приёмом, знания о способе и последовательности действий фиксируются в виде логической схемы или памятки.2. Тренировка и применение изученных приёмов деятельности: выполнение упражнений, решение логических задач. Уже знакомый студентам приём применяется в иных условиях и на другом материале. 3. Заключительный этап – умение переносить усвоенные действия на новый материал, в иные условия. Оно считается сформированным, когда студенты умеют самостоятельно составить план, провести сравнение, вычертить и объяснить логическую схему.Виды учебно – исследовательской деятельности на уроке, наиболее применимые и проверенные на практике: - урок – исследование (например, сравнительная характеристика по температурам плавления сплавов олова и свинца в зависимости от соотношения компонентов); - урок – экспертиза (определение жёсткости водопроводной воды; определение наличия сахара в продуктах питания). Хорошо организованные лабораторно-практические занятия всегда интересны обучающимся. Такие уроки вносят разнообразие в ход учебного дня. Особенный восторг вызывают эффектные химические превращения. Новые впечатления и эмоции, чувство собственного удовлетворения от выполненной работы, идут на пользу. По мере формирования исследовательских умений у многих ребят появляется стойкий познавательный интерес к изучению учебного предмета Химия в целом. И если в начальном периоде освоения этой важной и интересной науки удалось этого достигнуть, то есть надежда, что и в дальнейшем любовь к Химии будет только возрастать. Также вероятно, что сформированные исследовательские умения позволят обучающимся легче усваивать материал дисциплин связанных с Химией метапредметно (это прежде всего Физика). И самое главное – исследовательские навыки и умения, как и все УУД – это универсальные способы успешно учиться, работать, жить.
