Публикации
"Виды работы по здоровьесбережению учащихся в школе искусств".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Виды работы по здоровьесбережению учащихся в школе искусств".
Автор: Смирнова Елена Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Виды работы по здоровьесбережению учащихся в школе искусств".
Автор: Смирнова Елена Петровна
Тема доклада : «Виды работы по здоровьесбережению учащихся в школе искусств ». Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни . Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии. По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Еще на заре зарождения всеобуча было замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, очки на носу - все чаще становились атрибутами образованной интеллигенции. Одним из таких факторов, разрушающих здоровье ребенка, оказалась сидячая поза ребенка! Как показал многолетний опыт, многое это можно изжить из школьной жизни. Для этого нужно заставить их чаще двигаться во время урока. Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Во многих случаях с этим связаны и проблемы психики ,аномального поведения и даже бунта ребенка. .Исследования показали, в режиме традиционной сидячей позы у многих детей в течение учебного года ростовые процессы резко замедлились, в процессе же летних каникул подросших детей не узнать. Физкультурные минутки и паузы, зарядка перед занятиями, работа по группам, упражнения для пальцев и т.д.Все это хорошо влияет ,ведь педагогика психология и физиология едины в своем стремлении воспитать гармоничную здоровую личность. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в художественной школе большое значение имеют физические упражнения.Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся. положительный эмоциональный настрой на уроке, Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение состояния здоровья матерей, накапливание отрицательных эмоций, стрессы, малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин, неполноценное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, частичное разрушение служб врачебного контроля, массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей и со всем этим сталкиваются педагоги детских учреждений. Основой здоровье сберегающих технологий в художественной школе является организация учебного процесса, правильная организация урока, уровень его рациональности, от которого зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления; дидактически проработанный урок – самый здоровье сберегающий для всех его участников, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и гигиенических требований, чередование различных видов учебной деятельности (4 -7 видов за урок), создание благоприятного психологического климата на уроке, проведение тренингов и физкультурных минуток. оптимальный темп ведения урока, подача материала доступным рациональным способом, наглядность ,смена видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую, читаю, и т. д.);физкультминутки, динамические паузы, дифференцированный подход в обучении, групповая работа, работа в парах, игра, игровые моменты, гимнастика, воспитательные моменты на уроке (беседы), санитарно – гигиенические условия, но главное это позволяет избежать длительное сидение за партой Физкультминутки включают: гимнастику для глаз, упражнения для кистей рук, упражнения для профилактики нарушения осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательные упражнения, упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Они есть в интернете. В современном мире ребенку предоставлено много средств массовой информации многочисленных телефонов и гаджетов , компьютерные игры и фильмы. Многие родители при поступлении в школу искусств и последующем обучении говорят о резком падении зрения у ребёнка т.к. он якобы посещает две школы и зрение из-за этого ухудшается, даже пытаются забрать из-за этого ребенка с обучения из художественного класса. Глаз человека в природе устроен так, что ему необходимо постоянное движение, а зрительные функции зависят от развития мышц глазного дна ,мышц глаза. Все компьютерные ,телевизионные, телефонные технологии заставляют глаз находится в неподвижном положении длительное время да еще в одной и той же аккомодации – (это настройка глаза на определённое расстояние от объекта), что вызывает атрофию мышц глазного дна и глазного яблока от отсутствия его движения .В этой проблеме хорошо помогают разнообразные гимнастики для глаз. В художественном классе глаз ребенка не является неподвижным, как в искусственных гаджетах, а находится в постоянном движении и смене аккомодации-расстояния от объекта «ближе - дальше» - то есть глаз работает по своей природной функции выработанной веками за тысячелетия эволюции. Кроме того, детям очень рекомендуется играть в подвижные игры футбол, волейбол и т. п. В этих видах спорта есть необходимость постоянного наблюдения за передвижением мяча, что является полезной гимнастикой для глаз. Зарядку глаз можно использовать для профилактики или остановки прогрессирования нарушений. В целом же, крайне необходима для профилактики глазных заболеваний. Даже в случае идеального зрения, желательно не пренебрегать ее выполнением. При длительных зрительных нагрузках хотя бы раз в тридцать минут можно выполнять незамысловатые упражнения: «почертить» глазами геометрические фигуры, перевести взгляд, не поворачивая головы, в разные стороны. Но всего этого тоже не достаточно необходимо проводить воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании, в результате которых формируется у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, выражаемое в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровье сбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями. Термин «здоровье сберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками. Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов обучения с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровье сберегающих технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в школе и художественной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Какие же можно сделать выводы, здоровье сберегающие технологии применяемые в школе повышают эффективность всего детского учебного процесса и должны быть рекомендованы для применения во всех учебных заведениях.
