Публикации
Проектная деятельность обучающихся в детских объединениях сектора художественной направленности ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность обучающихся в детских объединениях сектора художественной направленности ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Автор: Минасян Сатик Ашотовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность обучающихся в детских объединениях сектора художественной направленности ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Автор: Минасян Сатик Ашотовна
Проектная деятельность обучающихся в детских объединениях сектора художественной направленности ДТДМ г. Ростова – на - Дону Минасян С.А. методист СХН В наше непростое время в обществе востребована творческая личность. В завтрашнем мире, ещё более динамичном, информативно наполненном, теперешние дети должны иметь активную жизненную позицию, обладать инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения. Умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться – необходимые качества будущих взрослых, ныне детей. Поэтому мы, педагоги, должны способствовать развитию этих качеств в обучающихся ДТДМ (Дом творчества детей и молодежи) сегодня.Сформированное умение применять знания и навыки в повседневной жизни является результатом образования в наши дни. Необходимо научить детей учиться, развивать их творческие способности. В этой работе как нельзя лучше поможет вовлечение детей в проектную деятельность. Она способствует формированию очень важных качеств личности, подготовке обучающихся к реальным условиям в жизни.В секторе художественной направленности МБУ ДО ДТДМ г. Ростова – на - Дону определена система работы для формирования творческой активности и познания новых возможностей. В процессе работы дети обучаются умениям анализировать, систематизировать, классифицировать полученную ими информацию. Педагог же выступает как некий вдохновитель исследовательской деятельности обучающихся.Так, в рамках ДАНЮИ (Донская академия наук юных исследователей) им. Ю.А. Жданова в 2023-2024 уч.г., которая проводится в городе Ростове – на – Дону каждый год, Слепцова Валерия, обучающаяся детского объединения «Мир музыки» (педагог Яковенко И.А.), выступила с проектом «Фортепьянный дуэт» и получила диплом за 2 место.«Влияние различных музыкальных стилей на мировоззрение человека» - это название работы, с которой участвовала в ДАНЮИ обучающаяся детского объединения Ансамбль русских народных инструментов «Гравюра» (педагог Свечкарь О.Н.) Александрова Маргарита в 2023 году и получила диплом за 3 место.Гончаров Михаил, обучающийся детского объединения «Волшебные клавиши» (педагог Елецкая В.Г.), выступив с проектом «Соната Бетховена. Особенности гармонического языка», получил диплом за 3 место.Обучающийся детского объединения Ансамбль русских народных инструментов «Гравюра» (педагог Свечкарь О.Н.) Свечкарь Игорь занял 1 место в 2022 году. Тема проекта «Полет шмеля».Обучающийся детского объединения Ансамбль русских народных инструментов «Гравюра» (педагог Свечкарь О.Н.) Кочерга Владислав занял 2 место в 2024 г. с проектом «Патриотизм в музыке Владимира Высоцкого».Обучающийся детского объединения «Мир музыки» (педагог Яковенко И.А.) Старостин Андрей в прошлые годы участвовал в конференции ДАНЮИ. В 2021-2022 учебном году он выступил с проектом «Музыка нового века».Как видим, темы проектов самые разнообразные. Участники выбирают темы, созвучные их интересам.В рамках ДАНЮИ им. Ю.А. Жданова уже более 15 лет работают детские конференции – спутники, в которых представляют и защищают свои проекты школьники, не достигшие возраста участия, т.е. 14 лет. В секторе художественной направленности в рамках проведения Донской академии наук юных исследователей им. Жданова ежегодно активно проводится открытая городская детская научно-практическая конференция «Музыка и Я». Отличительная черта конференции «Музыка и Я» в том, что она не имеет чёткой предметной направленности. Темы исследовательских работ и творческих проектов определяются также самими участниками и педагогами. Они должны отражать интересы обучающихся.Конференция проводится среди учащихся учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, детских музыкальных школ, музыкальных студий, детских школ искусств г. Ростова-на-Дону. Целью конференции является выявление и поддержка учащихся учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, детских музыкальных школ, музыкальных студий, детских школ искусств г. Ростова-на-Дону, способных к исследовательской деятельности. Задачами конференции являются стимулирование интереса детей к истории музыкального искусства, содействие развитию познавательной активности детей в различных формах исследовательской деятельности, пропаганда музыкальной культуры, развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности, мотивация педагогов на организацию интеллектуально–творческой и исследовательской деятельности обучающихся и др.Конференция проводится в трёх возрастных группах: 9-10 лет, 11-12 лет и 13-14 лет. Участники 3 возрастной группы включают в доклад ещё и собственное исследование. Темы докладов предполагают выбор музыкального материала, отмеченного художественными достоинствами. Основная часть доклада – это личное исследование участника. В докладе должны быть выделены цели, задачи, актуальность выбранной темы, художественная ценность доклада, личное исследование (для участников 3-ей возрастной группы). Критерии экспертной оценки работ: соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам, наглядность, использование компьютерных технологий, соблюдение требований к оформлению, содержанию доклада и презентации, наличие элемента исследования в соответствии с выбранной темой доклада (3 возрастная категория). Активно участвуют в открытой городской детской научно-практической конференции «Музыка и Я» педагоги Яковенко И.А., Свечкарь О.Н., Елецкая В.Г., Конкина Г.С. и др. со своими обучающимися. Так, Гончаров Михаил, обучающийся детского объединения «Волшебные клавиши» (педагог Елецкая В.Г.), в 2020-2021 уч.г. выступил с проектом «Архитектура – застывшая музыка» и получил диплом лауреата 1 степени.В 2022-2023 уч.г. обучающийся детского объединения «Мир музыки» (педагог Яковенко И.А.) Василенко Сергей выступил с работой «Музыкальные жанры на примере «Польки» Ракова» и получил диплом лауреата 2 степени.В 2023 -2024 учебном году Барбаков Матвей, обучающийся детского объединения «Дорогой музыки» (педагог Конкина Г.С.) выступил с проектом «Жанр этюда в искусстве» и получил диплом лауреата 2 степени.В прошлом учебном году в конференции «Музыка и Я» участвовала обучающаяся детского объединения «Мир музыки» (педагог Яковенко И.А.) Державцева София с проектом «Лирические пьесы Э. Грига». Она получила диплом лауреата 3 степени.В 2023-2024 уч. г. обучающаяся детского объединения Ансамбль народной песни «Родничок» (педагог Быченко Л.С.) Соловьева Анастасия выступила с проектом «Гармошка и частушки вместе рядышком идут». Активно помогали Соловьевой А. участники ансамбля, которые иллюстрировали проект частушками. Обучающаяся «Родничка» получила диплом лауреата 3 степени.В 2023-2024 г. обучающаяся детского объединения «Мир музыки» (педагог Яковенко И.А.) Цирш Милана получила также диплом лауреата 3 степени, выступив с работой «Музыкальные жанры на примере романса Глиэра».В прошлом учебном году Цирш Милана также участвовала в конференции «Музыка и Я». Она выступила с проектом «Глиер. Романс» и получила диплом лауреата 2 степени.Слепцова Валерия (детское объединение «Мир Музыки (педагог Яковенко И.А.) выступила в прошлом учебном году с работой «Музыкальные жанры». Она была награждена дипломом 2 степени.Подготовка проекта требует некоторое время на изучение литературы по теме, выписки нужных фрагментов, набор или запись текста, подготовку иллюстраций. Но это время не пропадёт даром, а станет ещё одним маленьким кирпичиком в строительстве успешной карьеры, ещё одной возможностью для самореализации обучающихся.Приоритетом современного образования сегодня является поддержка одаренных учащихся, популяризация интеллектуально – творческой деятельности детей, активизация и поддержка творческих инициатив учащихся, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений детей. Проектная деятельность обучающихся в детских объединениях сектора художественной направленности выполняет все задачи в этом направлении.Проектная деятельность ведёт к выполнению работы и получению продукта творчества обучающегося. Надо сказать, что не менее важен и сам процесс творчества. Ведь он оказывает несомненно результативное влияние на личность, так как формируются умение мыслить, подходить критично, креативно, созидательно, умение наблюдать, рассуждать. Учебно – проектная деятельность является средством формирования творческих способностей - делать выводы, принимать решения, действовать самостоятельно.Работа над исследовательским проектом и участие в конференции «Музыка и Я» являются хорошей школой для обучающихся ДТДМ. На подготовительном этапе обучающийся должен выбрать тему, проблему проекта, соответствующую своим интересам. Затем составить план доклада, сообщения, найти информацию в книгах, интернете. От педагога требуется обеспечить мотивацию для самостоятельной деятельности и творческой активности. Думаю, можно выдвинуть девизом проектной деятельности слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Педагогу необходимо учитывать, что проект должен быть доведен до завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат.Дополнительное образование детей предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству.Участие в проектной деятельности способствует развитию личности, его творческого воображения, эстетического чувства, пытливости ума, формированию общественных позиций и имеет патриотическую направленность. А еще надо отметить, что участие в проектной деятельности приучает обучающихся в ДТДМ к самостоятельности, что очень важно в дополнительном образовании, которое создает открытый мир для каждого молодого человека с его внутренней позицией, связанной с будущей профессиональной направленностью.
