Публикации
Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
Автор: Панова Екатерина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
Автор: Панова Екатерина Николаевна
Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практикеВ современном образовательном пространстве наблюдается всё больший интерес к формированию «говорящей» среды, которая становится важным показателем детской инициативы и самостоятельности. Что же представляет собой «говорящая» среда? «Говорящая» среда – это термин, по мнению Ю. В Илюхиной, у которого нет единого определения так же, как и нет у него единого автора. Ю. В. Илюхина предлагает понимать под термином «говорящая» среда «такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребёнком напрямую, практически без участия взрослого» Такое понимание предметно-пространственной среды, которая создается в группе взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает идеи. Она предоставляет ребёнку возможность почувствовать и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативу, а также осознать свою значимость. Важно, чтобы ребёнок ощущал себя хозяином в детском саду, где проводит больше времени, чем в домашних условиях. Создание такой обстановки возможно во всех возрастных группах, кроме группы раннего возраста, поскольку для них доминирующей деятельностью является игра с предметами и изучение способов взаимодействия с ними. Педагоги младших групп начинают использовать в работе с детьми технологию «говорящая среда».Во многих детских садах сохраняется традиционный подход к оформлению групп:расстановка высокой мебели по периметру помещения; устаревший дизайн с громоздкой, тяжёлой мебелью, которая не может быть перемещена; недостаток многофункциональной мебели и оборудования; наличие «мертвых зон» в пространстве; неэффективное зонирование; агрессивная визуальная среда, включая слишком яркие наклейки и яркие стены. Все это способствует повышению тревожности у детей и увеличению признаков усталости. Нерациональная организация окружающей среды особенно негативно сказывается на детях с ограниченными возможностями здоровья. Такая структура развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) не создает условия для формирования у детей самостоятельности и инициативности.Реализация ФГОС ДО, ФОП ДО побуждает нас к транформации, в том числе и в РППС ДОО, поэтому было принято решение изменить РППС в группах детского сада, применив технологию «говорящей» среды, нацеленную на развитие инициативы и самостоятельности детей. При разработке РППС в группах мы придерживались основных принципов организации среды, изложенных во ФГОС ДО, но при этом стремились расширить интерпретацию этих принципов.- Трансформируемость: выдвижные столы (их можно применять не только в учебном процессе, но и для ролевых игр, достаточно просто накрыть их тканью, и они превратятся в дом или укрытие и т. д.) и подъёмные столы (эти столы очень удобны для настольных игр и использования маркеров для оформления игрового пространства) (Рис.1).- Доступность: теперь игры, необходимые детям, расположены на открытых полках и доступны для выбора. Важно, чтобы столы находились рядом с полками, где ребёнок может взять игру или карточку с заданиями и, расположившись за столом, играть, занимаясь самостоятельной деятельностью, не отвлекая при этом других - Полифункциональность: у нас есть не только ширмы, модули, маркеры игрового пространства и подиумы, но и разнообразные неструктурированные материалы.- Насыщенность: среда адаптирована под возраст детей и программу, естьразнообразие материалов и оборудования в группе.- Вариативность: регулярная замена игрового материала и появление новых объектов, которые стимулируют игровые, двигательные, исследовательские и познавательные активности детей.- Безопасность: все шкафы зафиксированы, мебель не имеет острых углов.Группа поделена на центры. Когда мебель расположена по периметру, открывается свободное пространство и у ребёнка возникает желание побегать, а когда группа разбита на микроучастки, то возникают искусственные ограничения, что способствует профилактике травматизма.Группы организованы по «центрам активности», что способствует развитию инициативы у детей и их совместным играм. Эти центры представляют собой обновленные игровые уголки Каждая группа формирует свои собственные правила, которые дети разрабатывают самостоятельно, используя свои рисунки, фотографии или материалы и придумывают для них названия.При создании правил группы мы не используем частицу «не», так как утверждения, которые начинаются с «не», такие как «не бегать», «не кричать», «не рвать книги» и т. д., сдерживают инициативу ребенка, но не иллюстрируют уместного поведения. Сравните: «не бегай» – «ходи шагом», «не кричи» – «говори тихо», «не рви книгу» – «береги книгу». Таким образом, мы объясняем детям, что можно делать, а чего нельзя. В центрах есть правила, как свои, специфические (например, для центра творчества существует правило «Сухой стол, сухой пол, сухая одежда»; в центре конструирования есть правило «Береги постройку соседа»), так и общие: «Говорит один, остальные слушают», «Поиграл, убери на место», «Количество детей в центре».В нашем детском саду на «утреннем круге» у детей есть возможность выбрать центр активности, в котором они хотят себя проявить. Для этого была сделана «Доска выбора». (Рис. 5) Центры активности непрерывно наполняются в зависимости от темы недели или проекта. Всё это создаётся в процессе сотрудничества между детьми, их родителями и педагогами. Так называемая «говорящая среда» предоставляет детям возможность ощутить себя в своём пространстве, проявлять инициативу и активность, а также осознавать свою значимость и вклад в совместные дела. В нашей группе и детском саду действуют следующие элементы этой среды:– Календарь событий, который рисуется совместно с детьми, где они определяют, что и когда будет происходить – Вопрос дня: на утреннем круге дети могут задавать вопросы, на которые не знают ответ, и с помощью воспитателя они записывают эти вопросы, чтобы потом получить ответы.– Загадка дня, которую подготовит воспитатель, дети будут отвечать на неё в течение дня – Личное планирование: ребёнок утром рисует свой план на день, а вечером делится тем, что ему удалось выполнить Как ещё «говорящая» среда взаимодействует с родителями? Основой коммуникации служат доски, стенды в раздевалке и холлах сада. На этих платформах мы публикуем:Мотивирующие объявления, которые готовят сами дети (с различной степенью участия) Вопросы для родителей предоставляют возможность участвовать в создании образовательной программы детского сада; содействовать в планировании, выбирая тему недели или проекта; получать информацию, которая имеет значение как для родителей, так и для детей по обсуждаемой теме. Во взаимодействии с родителями можно применять QR-коды (Рис. 14) для доступа к информации, включая правовые документы детского сада, а также организовывать выставки детских работ с заданиями и прочим. Вся информация для родителей размещается на желтых листах.
