Публикации Формирование чувства прекрасного через музыкальную деятельность педагога дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование чувства прекрасного через музыкальную деятельность педагога дополнительного образования
Автор: Гульбис Анастасия Юрьевна

Формирование чувства прекрасного через музыкальную деятельность педагога дополнительного образованияСегодня задача педагога дополнительного образования – это воспитание образованного человека и гражданина, способного не только усвоить и применить некоторые специальные знания по предмету, но и развивать их в дальнейшем самостоятельно, способного формировать собственные предпочтения и ценности в жизни, заниматься самосовершенствованием, уметь разбираться как в традициях, так и инновациях культурной сферы, как отечественной, так и общемировой. Конечно, это невозможно без приобщения ребенка к широкому пласту музыкальной культуры.Музыка несет в себе глубочайший ценностный потенциал, способный заложить основу культуры на длительный период, возможно, на всю дальнейшую жизнь. Музыка влияет на чувства, способствует духовно-нравственному воспитанию, социализации, разностороннему и гармоничному развитие личности. И для того, чтобы задействовать этот потенциал, современный педагог должен в своей деятельности решать целый комплекс задач, вступать во взаимоотношения с пространством музыкальной культуры и вовлекать туда обучающихся, мотивируя их к активному контакту с этим пространством, использованию его возможностей.Одна из важнейших задач воспитания - творческое развитие личности ребенка. И наиболее эффективным оно становится в том случае, когда ребенок сам становится соавтором творческого процесса. Именно этот творческий процесс должен реализовываться как непосредственно на занятии, так и в условиях внеаудиторной деятельности.Современный формат занятия в учреждении дополнительного образования детей также ставит перед собой глобальную гуманистическую задачу – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку, понимать богатство форм и жанров музыкального искусства. Другими словами, первостепенная задача педагога шире, чем обучение игре на инструменте - необходимо воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.«музыкально-эстетическое развитие обучающихся» в дополнительном образовании - это управляемый преподавателем процесс и результаткачественных изменений, связанных с восприятием и познанием подростками прекрасного через приобщение к музыкальному искусству и самостоятельной творческой деятельности. Рассмотрены основные просветительские идеи русского композитора, пианиста и дирижёра М.А. Балакирева: обращение к русским национальным корням и традициям; всеобщее музыкальное образование и обучение музыкальной грамоте, возможное для всех желающих; воплощение в жизнь идеи музыкального образования и просвещения народа, развитие русской музыкальной культуры и др. Раскрыто значение педагогического метода М.А. Балакирева «интонация - импровизация - программность»; показана роль метода в организации процесса и достижения результатов музыкально-эстетического развития подростков в условиях современного дополнительного образования.Методологические подходы к музыкально-эстетическому воспитанию детей через музыкальную деятельность:Системно-деятельностный подход. Воспитание ребенка во взаимодействии с окружающим миром. Этот опыт впоследствии станет одним из определяющих факторов становления личности обучающегося. Здесь мы прикасаемся не только к духовной, но и к материальной стороне культуры. Это и физическое взаимодействие ребенка с инструментом, и посещение выставок, интерактивных мероприятий во внеаудиторной деятельности.Культурологический подход. В данном аспекте ориентация происходит на становление, развитие культуры личности ребенка, создание не только в рамках образовательного учреждения, но и, по возможности, в семье цельного культурно-образовательного пространства, в котором происходят события, общие для взрослых и детей. Упор делается на ценности современного мира, условия для творческой самореализации в нем. Обучающиеся приобщаются к искусству, как элементу культуры, в котором заложены художественно-эстетические ценности. Данный подход вызывает у воспитанников активное сопереживание, размышления, акцент сделан на эвристическое познание мира.Аксиологический подход. Он является в некотором роде «ядром» культурологического процесса. Этот подход осуществляет приобщение обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям. В его рамках приобщение происходит к тем ценностям, которые могут быть сформированы средствами музыкально-эстетической деятельности самих воспитанников. Средовой подход ориентирован на создание развивающей среды, которая обладает педагогическим потенциалом и ставит своей задачей позитивное влияние на личность ребенка. Овладев музыкальной культурой, ребенок получает мотивацию к развитию качественно нового уровня духовности, становлению ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия, чему и способствует созданная педагогом развивающая среда. Огромную поддержку педагогу оказывает диалогическое взаимодействие с родителями учащихся, направленное на педагогическую поддержку детей и формирование у них эстетического восприятия.Таким образом можно сделать вывод, что сегодня как никогда актуален вопрос об эстетическом восприятии и его развитии среди молодого поколения. В музыкальном воспитании детей и подростков происходят значительные изменения, которые связаны непосредственно изменениями в сфере искусства и культуры в целом. А это значит, что педагог не может стоять на месте, так как в первую очередь именно педагог должен не просто следить за изменениями, но и грамотно научиться ими пользоваться.