Публикации
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ.
Автор: Кулиш Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ.
Автор: Кулиш Людмила Николаевна
Секция 1. Обеспечение качества естественно-математическогообразования в условиях реализации ФГОСКулиш Людмила Николаевна,учитель математики,ГБОУ «Школа №111 г.о. Донецк»ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ.Аннотация. В данном работе рассматривается проблема организации познавательной самостоятельности обучающихся пятых, шестых классов на уроках математики. Для решения указанной проблемы определены такие понятия как «самостоятельность», «познавательная самостоятельность», выделены их существенные свойства. В статье приводятся конкретные тематические примеры организации самостоятельной познавательной деятельности посредством использования выявленных технологий (создание проблемной ситуации, работа с книгой и др.), эффективность которых доказана на практике.Ключевые слова: самостоятельность, организация познавательной деятельности, виды самостоятельной работы. Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. [1,c.15] Учебная самостоятельность - это, прежде всего, способность выходить за границы известного, заученного и двигаться дальше - в неизвестное. Под самостоятельной работой учеников, обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.Навыки самостоятельной работы развиваются и формируются в учебной деятельности. Стимулирование познавательной самостоятельности школьников может происходить по двум основным направлениям: через содержание учебных предметов и через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке.[3,c.25]В своей работе исхожу из предположения, что работа учителя по организации самостоятельной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников. Целью своей педагогической деятельности считаю: воспитание самостоятельности у учащихся. Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи: а) организовать процесс обучения таким образом, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному добыванию знаний и овладению умениями и навыками; б) выработать у учащихся способность и потребность действовать самостоятельно; в) способствовать развитию познавательных сил учащихся. [5,c.68]Для решения поставленных задач на своих уроках использую следующие виды самостоятельной деятельности учащихся: 1. Работа с книгой, учебной и справочной литературой и др. источниками информации; 2. Подготовка сообщений. 3. Рецензирование ответов других учащихся, дополнение их. 4. Решение задач и выполнение упражнений. 5. Работа с раздаточным материалом. 6. Практические работы. Общие приемы работы с учебником математикиНайти задание по оглавлению Обдумать заголовок Прочитать содержание пункта (параграфа) Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия Выделить основные правила Изучить определения понятий Изучить правила 10.Разобрать иллюстрации (чертеж, схему, рисунок)11.Разобрать примеры в тексте и придумать свои12.Составить схемы, рисунки, таблиц, чертежи, используя свои обозначения13.Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)14.Ответить на конкретные вопросы в тексте15.Придумать и задать себе такие вопросы [2, c.89]Письменные самостоятельные работы на уроке. Составление задач и упражнений - это процесс творческого поиска, способствует развитию оригинальности решения, с целью развития мышления учащихся. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу, составьте задачу в стихотворной форме. Использую в своей работе логические упражнения, для усвоения методов научного познания необходимо учащимся давать задания на применение этих методов, не называя их, например: сравнить (сопоставить или противопоставить), сделать вывод по аналогии, обобщить, конкретизировать, провести классификацию и другое.[8, c.45]Применяю наиболее эффективные методы и приемы использования дидактических игр на уроках математики для развития креативного мышления младших школьников в системе развивающего обучения.Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Использую на своих уроках задания, направленные самостоятельной познавательной деятельности на развитие творческих способностей обучающихся. Урок включает в себя четыре этапа: 1. Разминка; 2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения; 3. Этап выполнения частично-поисковых задач; 4. Решение творческих заданий, которые направлены на новые «повороты».1.На этапе «Разминка» предлагаю «Цифровой диктант»: Я утверждаю, что: 348 делится на 8 без остатка; 888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось. Прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3… 4? 5! 6?! 7, 8, 9. А теперь сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. На втором этапе предлагались задания:1. В течение трех секунд посмотреть на нарисованные фигуры, затем быстро закрыть их и воспроизвести в тетради в таком же порядке (развитие памяти)На быстроту реакции.Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все цифры кроме той, которая обведена в кружок: На развитие логического мышления.3) Расставьте в пустые клетки недостающие цифры так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна девяти (цифры могут повторяться) На третьем этапе: решение задач частично-поисковых.- По какому признаку можно объединить следующие числа:121, 40, 31, 22 ?2, 9, 20 ?1, 5, 7 ?- Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:1, 3, 4, 7, 11, 18…2, 8, 3, 7, 4, 6…- Посмотрите на это выражение: 9+8=5Подумайте, в кокой ситуации оно будет верно. (на языке часов)Пример творческого задания на четвертом этапе.У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить сумму 20? Ученики испытывают удивление, когда узнают, что еще в глубокой древности появились различные азартные игры. В Древней Греции и Риме широкое распространение получили игры в астрагалы (astragalos-позвонок), когда игроки бросали кости животных. Также пользовались популярностью игральные кости- кубики с нанесенными на гранях точками. Позднее азартные игры распространились в средневековой Европе. Эти игры подарили математикам массу интересных задач, которые потом легли в основу теории вероятности.Помощниками также на моих уроках являются игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Отойдя от традиционного объявления темы урока, я представляю возможность ученикам самостоятельно узнать тему урока. Учащимся раздаю задание «Арабская грамота» (на карточке зачеркни каждую вторую букву и прочитай оставшиеся) .Пример: «Салнокжлебнвифевчоибсгеэлдскруацзлндывмтисзвнпаыкдармти.» Затем можно дать детям возможность самим поставить цель урока по изучаемой теме.[7, 37] Быстро настроить ребят на рабочий лад помогают устные упражнения, с которых часто начинаются уроки. Упражнения подбираю таким образом, чтобы с их помощью можно было, и отработать новый материал, и повторить старый. Задания предлагаются как в традиционных формах, так и в занимательных: загадки, задача в стихах , сказки. Пример устного упражнения на первом уроке по теме: «Умножение обыкновенных дробей» 1. Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. По морям в былые годы Обгонял я пароходы. Кто я?Об этом вы узнаете, выполнив действия: ; 2,5; 2 : 0,4; ; 1,2 + 1,8; Каждый ответ соответствует определенной букве алфавита: – д, 10 – е, 0 – и, 6,4 - л, 3 – н, 5 – ф, – ь.Узнав все буквы, ребята расставляют их в том порядке, в каком записаны задания и читают слово.2. Укажите две обыкновенные дроби, каждая из которых больше и меньше . Сколько можно указать таких дробей ? Например составить пословицы из разрезанных выражений : «Семь раз отмерь, один раз отрежь » и «Семеро одного не ждут ». [6,c.59]Работая в группах, или индивидуально, можно предложить ребятам взаимооценить себя и прокомментировать оценку. Взаимооценка дает возможность ученикам иметь обратную связь, которая позволяет детям учиться друг у друга, оказывать друг другу поддержку. А также дает возможность поговорить, обсудить, объяснить и подвергнуть друг друга критике. В конце урока применяем рефлексию для обобщения учебного материала, для выявления уровня осознания содержания пройденного. На этом этапе дети могут еще раз проанализировать причины своего успеха или неудачи при выполнении заданий, аргументировать свой ответ объяснить, в чем причина, дать оценку заданиям. Рефлексия заключается в анализе всего урока. Например, «Мини переписка» Ребята анализируя свою работу , высказывают свое мнение , что им понравилось, на каких этапах работы у них были затруднения, на каких им работалось легко.[9, c.78]Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Самостоятельная работа на уроках математики учащихся 5-6 классов стимулирует процесс обучения, она является средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся, способствует развитию познавательной деятельности учащихся и улучшению качества математической подготовки. Список литературы1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 2. Андрианова Т.М. К вопросу о сущности понятия «Самостоятельная работа» / Т.М. Андрианова, Е.В. Ибрагимова // Казанский педагогический журнал. – 2013. – №5. – 54-58 с. 3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся . Самостоятельная работа учащихся : Кн. для учителя / В. К. Буряк. - Москва : Просвещение, 1984. - 64 с.; 21 см.4. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - 32 изд. - М.: Мнемозина, 2015.- 288 с.5. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников : из опыта работы / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М. : Просвещение, 1977. - 160 с.6.Далингер В.А., Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению текстовых задач : [Учеб. пособие] / В.А. Далингер, К.А. Загородных; М-во образования Рос. Федерации. Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1996. - 100 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-8268-0106-97. Дебашина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Начальная школа. - 2003. - №7. - С. 101-103. 8.Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике : (Формирование умений самостоят. работы). Сб. ст. / Составители С. И. Демидова, Л. О. Денищева. - Москва : Просвещение, 1985. - 191 с. : ил.; 22 см. - (Б-ка учителя математики.).; ISBN 9.Жарова, Лидия Владимировна. Учить самостоятельности : Кн. для учителя : [Пособие для студентов пед. институтов и учителей] / Л. В. Жарова. - Москва : Просвещение, 1993. - 203,[2] с.; 20 см.; ISBN 5-09-003662-4 : Б. ц. 12.
