Публикации Русский язык - чтение

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский язык - чтение
Автор: Агапова Нина Николаевна

Открытый урок: «Русский язык – чтение»4 классПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся общих представлений, препятствуют органичному восприятию культуры.  Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины окружающего пространства у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Меж предметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что меж предметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности .Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют мест холодной рассудочности. В познавательном интересе мысль ищет выхода, она активна, устремлена на решение познавательных задач. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание на то, что под его влиянием активизируется вся познавательная деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Благодаря этому в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом и их способностью сочетаться. Эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции.  При подготовке интегрированного урока очень важно учитывать уровень подготовленности учеников своего класса, оценивать их психологические особенности и познавательные интересы.План урока. РУССКИЙ ЯЗЫК – ЧТЕНИЕ (4 класс )Тема : Золотая осень. Части речи.Оборудование : художественные произведения о природе, стихи об осени, карточки с заданиями, картины с осенними пейзажами, детские рисунки по данной теме, плакат с таблицей по теме « Части речи», средства ИКТ. Классная комната украшена гирляндами из осенних листьев, в разных местах класса развешено несколько листьев большего размера из цветной бумаги (для физминутки). На экране выставлена картина осеннего леса. Жетоны в виде осенних листочков для подведения итогов.Прогнозируемые результаты: - дети познакомятся с произведениями об осени: И.С.Соколов-Микитов «Русский лес»; А. Болонский. «В лесу».; - усовершенствуют навык чтения; - ознакомятся с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; - продолжат формировать умения распознавать части речи; - разовьют познавательные интересы; - проявят интерес к составлению связного рассказа из имеющихся предложений (мини сочинение). ХОД УРОКА:
  • Актуализация знаний.
  • - Из чего состоит наша речь?- Что вы знаете о слове? (Слово – это название предмета, признака предмета, действия предмета. Слова отвечают на вопрос к т о ? ч т о ? или на какой-либо другой вопрос. Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу, слова, которые делают нашу речь красивой, красочной …). -Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. На какие группы делятся слова и как они называются мы сегодня узнаем. Работа с плакатом « Части речи» и одновременное заполнение таблицы- опоры на твердой карточке. Эта таблица будет дополняться и помогать вам на последующих уроках. -Все слова у нас сегодня будут объединяться одной темой, вы ее сами узнаете, вставив в стихотворение недостающее слово ( на интерактивной доске появляется стихотворение с пропущенным словом, звучит тихая музыка П.И.Чайковского «Времена года»). Бродит в роще листопад По кустам и кленам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберем из листьев веер, Яркий и красивый. Пробежит по листьям ветер, Легкий и игривый. И послушно ветру вслед Листья улетают. Значит , лета больше нет, …………………. наступает.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • - Найдите в стихотворении имена прилагательные. Попробуйте убрать их из речи (золотистый, яркий, красивый, легкий, игривый). Что изменилось? (Потеряна красота речи). Мы сегодня узнаем, как описывали осень писатели, поэты; будем учиться правильно использовать в речи все группы слов ( части речи) и составлять связный, красивый рассказ.
  • Работа над темой урока.
  • 1 ) Минутка чистописания.( у каждого ребенка на парте лежат несколько осенних листьев) - Посмотрите на осенние листочки. Какие они? (желтые, красные , рыжие, разноцветные, золотые, багряные). Это видим не только мы, увидел это и автор стихотворения, отрывок из которого написан у нас на доске. - Возьмите листочек в руки. С одной стороны листья гладкие, слегка блестящие, с другой - немного шершавые, с замысловатым узором. Положите один листочек себе на плечо, сядьте правильно и красиво, старайтесь , чтобы листок не упал с вашего плеча.(Чтение четверостишья и запись его в тетрадь).Лес, точно терем расписной ,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.( После каждого этапа урока подводится итог, детям даются жетоны- листочки, по их количеству выставляется оценка за урок ). 2 ) И.С. Соколов-Микитов. « Русский лес».(во время чтения учителем текста тихо звучит музыка И.П.Чайковского «Времена года. Сентябрь») -внимательно прослушайте текст и скажите, что описывает автор? - какое настроение навеивает вам данное произведение?3 ) Чтение текста детьми ( учитывается настроение детей , отрабатывается выразительность, техника чтения).Подведение итога (отмечаются дети, которые смогли передать настроение в чтении).4 ) Задание по вариантам:I - выбрать из текста имена существительные и записать их в тетрадьII - выбрать из текста имена прилагательные и записать их в тетрадьIII - выбрать из текста глаголы и записать их в тетрадь.Задание выполняется самостоятельно. После выполнения подводится итог. - Почему выбраны эти слова? Докажите. - Из этих слов составьте свои предложения. 2-3 самые лучшие записываются на доску и в тетради.Ф И З М И Н У Т К АВетер дует нам в лицо,Закачалось деревцо, разбросало листья.Тише, тише - как шуршат они по крыше.Полетели листья в сад,И у нас здесь листопад.- Что такое ЛИСТОПАД?- Найдите глазками самые большие листья, которые разлетелись по классу (в разных местах класса - на окне, на двери, на шкафу развешены большие листья из цветной бумаги).5 ) Работа по группам.1-я группа - Прочтите строки из стихотворения Е. Головина и попробуйте, используя его слова, составить свое предложение. Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад, Листья около березы Золотым ковром лежат. 2 – я группа - Прочтите стихотворение, запишите слова в таблицу:(Раздаю карточки с таблицей) Подведение итога:1-я группа - записали предложения на доске.( В рощах начался желтый дождь из листьев. Около деревьев лежит красивый золотой ковер.)2 – я группа –проверяю на местах, отмечаю справившихся.На доске у нас появляется настоящий рассказ, но он еще не закончен. - Почему же осень называют золотой, пестрой, рыжей…?6 ) Работа с учебником.А. Болонский. « В лесу».( стр. 38)( Чтение стихотворения учителем, затем детьми). - Какие картины еще нарисовала в ваших глазах осень? - Вопрос № 6. - Д/З : Запишите слова из стихотворения в нашу таблицу ( из задания № 5) 7 ) Творческая работа. - Посмотрите в окно. Там далеко, на противоположном берегу нашего Цимлянского водохранилища, есть небольшой лесок. И в этом лесу тоже поселилась осень. Используя предложения на доске , прочитанные произведения и вашу фантазию, попробуйте создать картину этого леса. - Как озаглавим наш рассказ? ( предложения детей). ОСЕНЬ – РЫЖАЯ ПЛУТОВКА. ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА. КРАСКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА. - С чего можно начать рассказ? Забралась волшебница осень в лес.( Рассказ может состоять из 4-5 предложений.)Подводится итог работы, зачитывается несколько работ.
  • Рефлексия учебной деятельности.
  • Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года». - Мы сегодня побывали в настоящем осеннем лесу ( картина осеннего леса на экране). Писатели, поэты, композиторы , художники рисовали свои осенние картины . Мы сегодня их увидели , почувствовали и даже попытались создать свою картину, со своими пейзажами, со своим настроением. -Какие слова помогали нам это сделать? ( Части речи …) - Покидая волшебный осенний лес , посчитайте, сколько листочков (жетонов) вы в нем собрали? ( Считаем листочки, выставляю оценки за урок, сопровождаю оценки пояснением.) Учитель Агапова Нина Николаевна.
    -