Публикации Дополнительная общеобразовательная программа «Старт в ИТ: навигатор профессий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа «Старт в ИТ: навигатор профессий»
Автор: Сидельникова Мария Александровна

Содержание
  • Пояснительная записка………………………………………………………………. 3
  • Учебный план………………………………………………………………………… 8
  • Содержание программы…………………………………………………………….. 8
  • Условия реализации программы……………………………………………………. 21
  • Методическое обеспечение…………………………………………………………. 24
  • Список литературы…………………………………………………………………. 27
  • Приложение………………………………………………………………………….. 28
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Дополнительная общеобразовательная программа «Старт в ИТ: навигатор профессий» способствует приобщению учащихся к новым информационным технологиям, повышению уровня информационной культуры посредством творческой и проектной деятельности. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Старт в ИТ: навигатор профессий» имеет техническую направленность. Программы научно-технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научноисследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Новизна программы Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Старт в ИТ: навигатор профессий» заключается в следующем:
  • программа является интегрированной и объединяет в себе такие направления деятельности как современные компьютерные технологии, дизайн, программирование, а также способствует профориентации учащихся;
  • использование в учебном процессе информационно-компьютерных технологий способствует приобретению нового опыта познавательной деятельности;
  • в рамках программы созданы условия для развития навыков самообразования и самопроектирования, формирования креативных способностей, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы обучающихся, предоставление возможности участия в презентации творческих работ и проектов;
  • модульный принцип позволяет проводить занятия в форме образовательного интенсива, когда осуществляется погружение в каждую из образовательных областей поочередно в течение смены, а также варьировать последовательность изучения содержательных блоков, распределяя в каникулярное время в течение учебного года.
  • Актуальность программы Одним из важных приоритетов дополнительного образования детей согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего. Образовательная программа «Старт в ИТ: навигатор профессий» создает благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворить интерес в избранном виде деятельности, проявить и реализовать свой творческий потенциал, что делает программу актуальной и востребованной. Программа разработана в соответствии с ФЗ РФ от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р г «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827, приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", что позволяет организовать образовательный процесс с учетом современных требований заказчиков образовательных услуг. Актуальность программы «Старт в ИТ: навигатор профессий» подтверждается идеями, заложенными в ее концепции, которая позволяет реализовать на практике всестороннее развитие личности учащихся путем введения в мир труда, техники, производства, современных компьютерных технологий, ориентирует на развитие креативных способностей и инновационного мышления, подготавливает к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности. В настоящее время в связи с быстро развивающейся сферой информационных технологий особенно актуальным является помощь в выборе профессионального самоопределения в ИТ-сфере. Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для организации профориентационной работы и применению инновационных форм работы для профессионального самоопределения подростков. Обоснование актуальности образовательной программы служит использование элементов метапредметного подхода, позволяющего формировать универсальные учебные действия учащихся. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возможностью погружения в образовательный интенсив, предоставления ребенку широких возможностей для самовыражения средствами информационных технологий. Программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Содержание программы позволяет формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий, дизайна, программирования. Для реализации образовательной программы используются технология развивающего обучения, которая обеспечивает выполнение поставленных целей и задач образовательной деятельности. Технология развивающего обучения позволяет ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Модульный принцип обеспечивает вариативность учебного процесса с учетом уровня подготовки, интересов учащихся и предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Цель программы Целью программы является создание условий для формирования позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии в области инженернотехнических и информационных технологий посредством реализации образовательного каникулярного интенсива «Старт в ИТ: навигатор профессий». Задачи программы: Обучающие (предметные):
  • сформировать представление о профессиях ИТ-сферы и их особенностях;
  • обучение навыкам использования ИКТ в процессе подготовки ИТ-продуктов;
  • обучение работе с различными источниками информации;
  • профориентация учащихся в сфере технических специальностей.
  • Развивающие (метапредметные):
  • развитие важнейших общеучебных умений и универсальных учебных действий;
  • обучение различным способам решения проблем творческого и поискового характера для дальнейшего самостоятельного создания способа решения проблемы;
  • развитие критического, системного, креативного и инновационного мышления;
  • формирование умения анализировать поставленные задачи, планировать и применять полученные знания при реализации творческих работ;
  • формирование навыков использования информационных технологий; формирование способности к осознанному выбору профессии.
  • Воспитательные (личностные):
  • воспитание личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, самостоятельности, ответственности и работоспособности;
  • формирование навыков межличностных отношений и навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к техническим устройствам, чувства самоуважения и уверенности в своих силах, основанное на результатах своего труда;
  • формирование положительного отношения к информационным технологиям. Возраст учащихся
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 12-14 лет. В этом возрасте перестраиваются познавательные процессы детей (мышление, память, восприятие), которые позволяют успешно осваивать научные понятия и оперировать ими, что позволяет в содержании образовательной программы использовать специализированные компьютерные программы. Программа не требует специальной подготовки и может быть предложена как учащимся естественнонаучного и технического, так и гуманитарного профиля. Срок реализации программы – 2 недели Формы обучения Обучение проводится по очной форме. Формы организации деятельности Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: учебно-практическое занятие, занятие-беседа, занятие-соревнование, творческий конкурс, занятие-презентация проектов (творческих работ), викторина. Формы занятий определяются с учетом обучающей, воспитательной и развивающей сторон педагогического процесса. Режим занятий Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся 5 раз в неделю по 5 часов (продолжительность учебного часа – 40 минут). Кратность занятий и их продолжительность обосновывается рекомендуемыми нормами САНПИН 2.4.4.317214, целью и задачами программы. Ожидаемые результаты Личностные:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
  • ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Метапредметные: Познавательные УУД -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  • Регулятивные УУД
  • определять и формулировать цель своей деятельности;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свои предположения на основе учебного материала;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и сети Интернет.
  • Коммуникативные УУД
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.
  • Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле. УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль 1. «Введение: ИТ-сектор» Цель: формирование представления об информационных технологиях и профессиях ИТ-сферы. Обучающие задачи:
  • дать представление о значении информатики и вычислительной
  • техники в развитии общества;
  • познакомить с основными профессиями ИТ-сферы;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие информационные технологии;
  • историю развития информационных технологий;
  • современные виды информационных технологий;
  • правила безопасности труда при работе с компьютером;
  • профессии сферы информационных технологий; Учащийся должен уметь:
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на ПК;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет;
  • работать с сайтом atlas100.ru
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Введение: ИТ-сектор» 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Техника безопасности в кабинете ИКТ. Правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Понятие информационных технологий. Практика. Решение кроссвордов и ребусов. Игры на внимание и память. 2. История и развитие ИТ-технологий Теория. Понятие информационные технологии. Возникновение информационных технологий. История развития информационных технологий. Современные виды информационных технологий. Развитие рынка информационных технологий России. Текущее состояние отрасли информационных технологий в Самарской области. Практика. Интеллектуальная игра «Информация и общество». Познавательный онлайн-квест «История компьютерных технологий: занимательные факты». Упражнения на развитие креативного, нестандартного и инновационного мышления. 3. ИТ-технологии: перспективы развития и профессии Теория. Тенденции в развитии информационных технологий. Перспективы развития отрасли информационных технологий в Самарской области. Профессии сферы информационных технологий на современном этапе. Профессии ИТ-сферы ближайшего будущего. ИТ-профессии, которые исчезнут в ближайшее время. Практика. Игра «Знаешь ли ты ИТ-профессии?». Работа с сайтом atlas100.ru - Атлас новых профессий: ИТ-сектор. Упражнения на развитие креативного, нестандартного и инновационного мышления. Онлайн-викторина «ИТ-профессии сегодня». 4. Твоя профессия в ИТ-сфере Практика. Тест на определение наиболее подходящих ИТ-направлений на основании склонностей и талантов учащегося. Онлайн-тест на профориентацию «Кто ты в ИТ?» на сайте 5. Итоговое занятие Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Мое цифровое будущее». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 2. «Дизайн» Цель: формирование представления о профессиях ИТ-сферы по направлению «Дизайн» Обучающие задачи:
  • дать представление о дизайне в ИТ-сфере;
  • познакомить с профессиями: гейм-дизайнер, дизайнер пользовательских интерфейсов, web-дизайнер, архитектор виртуальной и дополненной реальности;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • о месте дизайна в ИТ-сфере;
  • содержание деятельности и особенности профессий гейм-дизайнер, дизайнер пользовательских интерфейсов, web-дизайнер, архитектор виртуальной и дополненной реальности;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по представленным профессиям;
  • Учащийся должен уметь:
  • создавать сайт с использованием конструктора сайтов;
  • разрабатывать компьютерную игру в среде визуального программирования;
  • создавать макет пользовательского интерфейса мобильного приложения;
  • представлять результаты творческой работы;
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Дизайн» 1. Профессия «Гейм-дизайнер» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание трехмерной компьютерной игры с использованием среды визуального программирования KoduGameLab. 2. Профессия «Web-дизайнер» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание «lending page» с использованием конструктора сайтов Tilda. 3. Профессия «Дизайнер пользовательских интерфейсов» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Разработка прототипа пользовательского интерфейса и тестирование его на мобильном устройстве (смартфоне, планшете) в приложении Marvel. 4. Профессия «Архитектор виртуальной и дополненной реальности» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание ментальной карты «VR/AR». Онлайн-викторина «Архитектор виртуальной реальности». 5. Итоговое занятие Практика. Подготовка к презентации творческих работ. Представление работ учащихся. Модуль 3. «Программирование» Цель: формирование представления о профессиях ИТ-сферы по направлению «Программирование». Обучающие задачи:
  • дать представление о программировании в сфере информационных технологий;
  • познакомить с профессиями: Frontend-разработчик, Java-программист, Python-программист, тестировщик программного обеспечения; Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • о месте программировании в ИТ-сфере;
  • содержание деятельности и особенности профессий Frontend-разработчик, Java-программист, Python-программист, тестировщик программного обеспечения;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по представленным профессиям; Учащийся должен уметь:
  • изменять исходный код html-страницы;
  • создавать программу, используя исходный код на языке Java ;
  • создавать программу, используя исходный код на языке Python;
  • тестировать написанные программы;
  • представлять результаты практической работы;
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Программирование» 1. Профессия «Frontend-разработчик» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание web-страницы с использованием исходного html-кода. Онлайн-викторина «Frontend-разработчик». 2. Профессия «Java-программист» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание программы с использованием исходного кода на языке программирования Java. Онлайн-викторина «Java-программист» 3. Профессия «Python-программист» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание программы с использованием исходного кода на языке программирования Python. Онлайн-викторина «Python-программист» 4. Профессия «Тестировщик программного обеспечения» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Тестирование программ, написанных на языках программирования Java и Python на наличие ошибок. Онлайн-викторина «Тестировщик программного обеспечения» 5. Итоговое занятие Практика. Подготовка к презентации практических работ. Представление работ учащихся. Модуль 4. «Разработка» Цель: формирование представления о профессиях ИТ-сферы в области разработки ИТ-продуктов. Обучающие задачи:
  • дать представление о разработке ИТ-продуктов в сфере информационных технологий;
  • познакомить с профессиями: разработчик iOS-приложений, разработчик Android-приложений, цифровой лингвист, разработчик нейроинтерфейсов;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • о сфере разработки в области информационных технологий;
  • содержание деятельности и особенности профессий разработчик iOSприложений, разработчик Android-приложений, цифровой лингвист, разработчик нейроинтерфейсов;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по представленным профессиям; Учащийся должен уметь:
  • создавать iOs-приложение;
  • создавать Android-приложение;
  • создавать простейший чат-бот;
  • представлять результаты практической работы; Учебно-тематический план Содержание модуля «Разработка» 1. Профессия «Разработчик iOS-приложений» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание iOS-приложения с использованием исходного кода. Онлайнвикторина «Разработчик iOS-приложений» 2. Профессия «Разработчик Android-приложений» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание Android -приложения с использованием исходного кода. Онлайн-викторина «Разработчик Android-приложений» 3. Профессия «Цифровой лингвист» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание чат-бота с использованием онлайн-конструктора. Онлайнвикторина «Цифровой лингвист» 4. Профессия «Разработчик нейроинтерфейсов» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание ментальной карты «Нейроинтерфейсы». Онлайн-викторина «Разработчик нейроинтерфейсов». 5. Итоговое занятие Практика. Подготовка к презентации практических работ. Представление работ учащихся. Модуль 5. «Аналитика» Цель: формирование представления о профессиях ИТ-сферы в области аналитики. Обучающие задачи:
  • дать представление о профессиях в сфере информационных технологий, связанных с аналитикой;
  • познакомить с профессиями: ИТ-аналитик, специалист по кибербезопасности, специалист по Data Science, сетевой юрист; Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • о месте аналитики в ИТ-сфере;
  • содержание деятельности и особенности профессий ИТ-аналитик, специалист по кибербезопасности, специалист по Data Science, сетевой юрист;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по представленным профессиям;
  • профессии сферы информационных технологий; Учащийся должен уметь:
  • предлагать решение задачи по автоматизации процессов;
  • создавать защитные пароли и проверять их надежность;
  • классифицировать пользователей, для оценки рентабельности услуги;
  • демонстрировать свои практические работы; Учебно-тематический план Содержание модуля «Аналитика» 1. Профессия «ИТ-аналитик» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Решение задач по автоматизации процессов по заданным условиям. 2. Профессия «Специалист по кибербезопасности» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание защитных паролей для системы и тестирование их надежности. Онлайн-викторина «Безопасность в сети Интернет». Онлайн-викторина «Специалист по кибербезопасности» 3. Профессия «Специалист по Data Science» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Классификация пользователей для определения рентабельности новой услуги внедряемой компанией. Онлайн-викторина «Специалист по Data Science» 4. Профессия «Сетевой юрист» Теория. Содержание деятельности специалиста. Особенности профессии. Плюсы и минусы профессии. Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Создание ментальной карты «Юридическое консультирование в ИТ». Онлайн-викторина «Сетевой юрист». 5. Итоговое занятие Практика. Подготовка к презентации практических работ. Представление работ учащихся. В ходе освоения образовательной программы происходит формирование компетенций: Ценностно-смысловые:
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
  • Учебно-познавательные:
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) Социокультурные:
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
  • владеть эффективными способами организации свободного времени.
  • Коммуникативные компетенции:
  • уметь представить себя устно и письменно, представлять свой проект;
  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
  • умениями искать и находить компромиссы; Информационные компетенции:
  • владеть навыками работы с различными источниками информации;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • владеть навыками использования информационных устройств. Критерии и способы определения результативности
  • Образовательное учреждение, реализующее программу модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и получения ими опыта практической деятельности и итогового контроля сформированности конечных результатов. Для отслеживания теоретической подготовки применяются опросные методы. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе реализации программы. По завершении изучения каждого модуля данного курса проводится занятие, где каждый ученик представляет свою работу на итоговой презентации. Предметом текущего контроля являются внешние образовательные продукты учащихся, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы. Уровни отслеживания результативности реализации образовательной программы «Старт в ИТ: навигатор профессий» Основой для оценивания деятельности учащихся являются результаты анализа его продукции, деятельности по ее созданию, уровень защиты работы на итоговой презентации. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы. Допустимый уровень – воспитанник представил типовую работу, которая не содержит значительных ошибок. Не обладает лаконичностью. В работе представлено небольшое количество деталей. Мнение по теме работы сформировано частично. Затрудняется с ответами по теме. Достаточный уровень - воспитанник представил полную работу, которая обладает оригинальностью, и практической пользой, не содержит значительных ошибок. В основном удобна в использовании, лаконична. Учащийся способен обеспечить подачу проекта целевой аудитории, сделать собственные выводы, ответить на вопросы по теме проекта. Собственное мнение по теме работы недостаточно четко выражено. Оптимальный уровень - воспитанник представил полную, оригинальную работу, которая обладает степенью новизны и практической пользы, не содержит ошибок. Продукт удобен в использовании, лаконичен, обладает интерактивностью. Учащийся способен обеспечить подачу проекта целевой аудитории, обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести примеры, ответить на вопросы по теме проекта. Критерии оценки творческих работ Критерии оценки практических работ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета с медиапроектором, оснащенного персональным компьютером с установленным программным обеспечением MS Office. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
  • Выделенное помещение для 10-12 человек, отапливаемое, обеспеченное средствами кондиционирования.
  • Персональное рабочее место (стол, стул) по числу учащихся.
  • Персональное рабочее место (стол, стул) преподавателя.
  • Компьютер (ноутбук) (с пакетом программ MS Office, доступом в Интернет, средой визуального программирования KoduGameLab, графическим редактором, текстовым редактором Notepad++, браузером Mozilla Firefox).
  • Мобильная доска с маркерами.
  • Мультимедийное оборудование для презентаций.
  • Пишущая ручка по числу учащихся.
  • Бумага для рисования A3.
  • Краски и кисти по числу учащихся.
  • Цветные карандаши по числу учащихся. 11. Простые карандаши по числу учащихся.
  • Фотоаппарат.
  • Ластики по числу учащихся.
  • Чистая белая бумага формата А4 плотностью не менее 80 г/кв. м, не менее 20 листов на 1 обучающегося.
  • Принтер.
  • Организация образовательного процесса Оптимальное число обучающихся в группе 8-10 человек. В рамках занятий акцент переносится с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. При этом целесообразно организовать занятия в малых группах, на каждом из которых сочетать теорию и практику, что позволит обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению. Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
  • Использование эффективных форм работы
  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  • совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
  • используется активизирующая детей форма соревнования;
  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  • включены формы, способствующие усилению мотивации;
  • инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребенка формировать свои подходы к процессу прогнозирования будущего.
  • В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:
  • педагогическое наблюдение;
  • оценка работ творческой деятельности воспитанников;
  • беседы, опросы;
  • использование диалоговой формы проведения занятий;
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
  • проектные методы (разработка проекта по спирали творчества,
  • моделирование, планирование деятельности); обновление содержания программы. Практическая часть работы – проектирование информационных продуктов. Для наилучшего усвоения материала практические задания рекомендуется выполнять каждому индивидуально. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения рефлексивных упражнений и практических заданий. Итоговый контроль осуществляется по результатам разработки проектов. Формы подведения итогов: презентация творческих и практических работ. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров обеспечивающих обучение по курсу: педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", обладающий достаточным практическим опытом, знаниями , умениями в соответствии с профессиональным стандартом “педагога дополнительного образования детей и взрослых” и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 25 Список литературы:
  • Азарова Е.С. Система профориентационной работы с молодежью на современном этапе// Актуальные вопросы образования. 2016. №1. С.21-26
  • Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник ТГУ. 2017. №1 (165). С.7-17.
  • Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  • Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
  • «Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года», одобренная на заседании Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол от 03.06.2014 № 25)
  • Кто такой It-специалист: нужна ли профессия, его обязанности// Главный образовательный портал. URL: (дата обращения: 25.10.2021)
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.
  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.
  • Сидельникова М.А. Развитие творческого воображения детей 112 лет //Материалы и тезисы докладов VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Новое поколение» / Ред.сост. М.П. Хабарова. — Самара: ООО «Прайм», 2019. – С. 177-182.
  • Сидельникова М.А. Интерактивные онлайн задания как средство профориентационной работы в системе дополнительного образования // Сборник тезисов областных педагогических чтений «Дополнительное образование детей - инвестиции в будущее региона». – Самара, ГБОУ ДО СО СДДЮТ, 2021. – С. 89-
  • 91.
  • Сидельникова М. А. Квест «Профессии цифрового будущего» как средство реализации профориентационного проекта в учреждении дополнительного образования // Эффективные практики проектного управления в муниципальной системе образования городского округа Тольятти: сборник материалов по итогам инновационной деятельности образовательных организаций городского округа
  • Тольятти в статусе муниципальных площадок - Тольятти: МКОУ ДПО РЦ, 2020. – С. 72-74 27 Приложение М О Н И Т О Р И Н Г результатов обучения воспитанников по дополнительной общеобразовательной программе КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Модуль 1. «Введение: ИТ-сектор» Модуль 2. «Дизайн» Модуль 3. «Программирование» 31 Модуль 4. «Разработка» Модуль 5. «Аналитика» 32
    -