Публикации Дополнительная общеобразовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор»
Автор: Сидельникова Мария Александровна

Администрации городского округа Тольятти Департамент образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ» На заседании методического совета Директор МБОУДО ДТДМ Протокол № 5 от 14 июня 2024 года ________________ Л. В. Скрипинская Приказ № 79 от 17 июня 2024 года Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «PRO-будущее: ИТ-сектор»
  • Направленность: техническая
  • Возраст учащихся: 11 – 14 лет
  • Срок реализации: 1 год
  • Разработчик: Сидельникова М.А. г. Тольятти 2024 г.Содержание
  • Пояснительная записка……………………………………………………............. 3
  • Учебный план……………………………………………………………………… 15
  • Содержание программы…………………………………………………………... 15
  • Ресурсное обеспечение программы……………………………………………… 31
  • Материально-техническое обеспечение…………………………………………. 36
  • Список литературы……….………………………………………………………... 37
  • Приложения………………………………………………………………………... 38
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Дополнительная общеобразовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор» призвана готовить современного молодого человека к жизни в новом информационном обществе так как содержание программы направлено на изучение учащимися новых информационных технологий и осознанное конструирование индивидуальной образовательно-профессиональной траектории. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор» имеет техническую направленность. Программы технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, планирование личных профессиональных перспектив. Актуальность программы Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р) одной из актуальных задач стоящих перед системой дополнительного образования детей является «вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики». Образовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор» создает благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворить интерес в избранном виде деятельности, способствует формированию у учащихся интереса к профессиональному самоопределению в сфере информационных технологий, что делает программу актуальной и востребованной. Актуальность программы подтверждается тем, что она разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; 4, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Концепцией развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", что позволяет организовать образовательный процесс с учетом современных требований заказчиков образовательных услуг. Образовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор» расширила спектр услуг, предоставляемых учреждением. Образовательная программа «PRO-будущее: ИТ-сектор» позволяет реализовать на практике всестороннее развитие способностей и талантов учащихся путем введения в мир современных компьютерных технологий, ориентирует на развитие креативности, изобретательских способностей, подготавливает к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности и планированию карьеры. В настоящее время в связи с быстро развивающейся сферой информационных технологий особенно актуальным является помощь в выборе профессионального самоопределения в ИТ-сфере. Обоснованием актуальности образовательной программы служит использование элементов метапредметного подхода, использование методов дизайн-мышление и быстрый форсайт, позволяющих формировать универсальные учебные действия учащихся. Новизна программы Новизна дополнительной общеобразовательной программы «PRO-будущее: ИТсектор» заключается в следующем:
  • программа интегрированная и построена с использованием форсайт-технологий и дизайн-мышления. Она объединяет в себе такие направления деятельности как современные компьютерные технологии, дизайн, программирование, а также способствует профориентации учащихся;
  • использование в учебном процессе информационно-компьютерных технологий способствует приобретению нового опыта познавательной деятельности;
  • в рамках программы созданы условия для развития навыков самообразования и самопроектирования, формирования креативных способностей, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы учащихся, предоставление возможности участия в презентации творческих работ;
  • модульный принцип позволяет проводить занятия в форме образовательного интенсива, когда осуществляется погружение в каждую из образовательных областей поочередно, а также варьировать последовательность изучения содержательных блоков.
  • Организация учебного процесса по реализации программы «PRO-будущее: ИТсектор» предусматривает обучение учащихся по индивидуальному образовательнопрофессиональному маршруту с учетом уровня подготовки и возможностей ребенка. Для этого в программе предусмотрено обучение по стартовому, базовому и продвинутому уровням. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возможностью погружения в различные области ИТ-сферы и знакомства с ИТ-профессиями при предоставлении ребенку широких возможностей для самовыражения средствами информационных технологий. Программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Содержание программы позволяет формировать и развивать компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий, программирования. Для реализации образовательной программы используются технология развивающего обучения, дизайн-мышления, быстрый форсайт, которые обеспечивают выполнение поставленных целей и задач образовательной деятельности. Дизайн-мышление - это подход к решению задач, состоящий из определенной последовательности действий, включающих в себя, в классическом варианте, эмпатию и фокусировку, генерацию и отбор идей, прототипирование и тестирование, не исключая процесс итерации. В результате чего получается продукт, соответствующий запросам поставленной задачи и ориентированный на конечного пользователя. Форсайттехнологии методологически представляют собой совокупность эвристических приемов решения проблем в условиях неопределенности, требующих творческого (нестандартного) подхода к своему решению. Ключевым моментом форсайта является прогнозирование – способность предполагать варианты возможного развития будущего, что является актуальной задачей при организации проектно-исследовательской деятельности. Форсайт – инструмент, который позволяет вовлечь учащихся в процесс прогнозирования будущего, профессионального самоопределения, осознанного планирования своей карьеры. Цель программы Формирование у учащихся интереса к профессиональному самоопределению в области информационных технологий. Задачи программы Обучающие (предметные):
  • сформировать представление о профессиях ИТ-сферы и их особенностях;
  • обучение навыкам использования ИКТ в процессе подготовки ИТ-продуктов;
  • обучение работе с различными источниками информации;
  • профориентация учащихся в сфере информационных технологий.
  • Развивающие (метапредметные):
  • развитие важнейших общеучебных умений и универсальных учебных действий;
  • формирование у учащихся компетенций, необходимых для приобретения и осмысления профориентационного значимого опыта;
  • развитие критического и креативного мышления, способствующие конструированию вариантов развития личных профессиональных перспектив;
  • формирование умения анализировать поставленные задачи, планировать и применять полученные знания при реализации творческих работ;
  • формирование навыков использования информационных технологий; формирование способности к осознанному выбору профессии.
  • Воспитательные (личностные):
  • формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
  • воспитание личностных качеств: настойчивости, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности и работоспособности;
  • формирование навыков межличностных отношений и навыков сотрудничества;
  • воспитание интереса к технической деятельности, к достижениям российской технической мысли, понимание значения техники в жизни российского общества; воспитание уважения к достижениям к технике своих земляков. Возраст учащихся
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 11-14 лет. В этом возрасте перестраиваются познавательные процессы детей (мышление, память, восприятие), позволяющие успешно осваивать научные понятия и оперировать ими, использовать специализированные компьютерные программы. Дети этой возрастной категории обладают психологической готовностью к активной работе с компьютером и к профессиональному самоопределению в сфере информационных технологий. Формы обучения Обучение проводится по группам в очной форме. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа – 40 минут). Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: учебно-практическое занятие, занятие-беседа, видеоурок, творческий конкурс, занятие-презентация проектов, занятиеимпровизация, форсайт-сессия. Формы занятий определяются с учетом обучающей, воспитательной и развивающей сторон педагогического процесса. Особенности комплектования учебных групп Учебные группы комплектуются с учетом уровня подготовки учащихся в сфере информационных технологий. Критерии определения уровня подготовки Ожидаемые результаты Предметные: Учащийся должен знать:
  • основы поиска информации в сети Интернет;
  • основные принципы составления ментальные карты;
  • содержание основных этапов метода дизайн-мышления;
  • понятие, назначение и возможности метода «Быстрый Форсайт»;
  • основные принципы проведения форсайт-сессии;
  • основные правила составления презентации;
  • требования к публичному выступлению и защите проекта.
  • Предметные: Учащийся должен уметь:
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет;
  • работать с сайтами урокцифры.рф, atlas100.ru, www.sberbank.ru/atlas#/
  • составлять ментальные карты по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение»;
  • использовать метод дизайн-мышления для разработки ИТ-продуктов с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения;
  • осуществлять подготовку к форсайт-сессии;
  • осуществлять проектирование своего будущего на основе метода «Быстрый Форсайт»
  • представлять результаты творческой работы; Личностные:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
  • ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Метапредметные: Познавательные УУД
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
  • знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала. Регулятивные УУД
  • определять и формулировать цель своей деятельности;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
  • деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и сети Интернет.
  • Коммуникативные УУД
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
  • уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; – формировать собственное мнение и позицию. Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле. Критерии и способы определения результативности Основой для оценивания результативности освоения учащимися образовательной программы являются анализ его творческих проектов (создание, защита). Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы в соответствии с мониторингом результатов обучения учащихся по дополнительной общеобразовательной программе (приложение № 1). Допустимый уровень – учащийся представил типовую работу, которая не содержит значительных ошибок. Не обладает лаконичностью. В работе представлено небольшое количество деталей. Мнение по теме работы сформировано частично. Затрудняется с ответами по теме. Достаточный уровень - учащийся представил полную работу, которая обладает оригинальностью, и практической пользой, не содержит значительных ошибок. В основном удобна в использовании, лаконична. Учащийся способен обеспечить подачу проекта целевой аудитории, сделать собственные выводы, ответить на вопросы по теме проекта. Собственное мнение по теме работы недостаточно чётко выражено. Оптимальный уровень - учащийся представил полную, оригинальную работу, которая обладает степенью новизны и практической пользы, не содержит ошибок. Продукт удобен в использовании, лаконичен, обладает интерактивностью. Учащийся способен обеспечить подачу проекта целевой аудитории, обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести примеры, ответить на вопросы по теме проекта. Критерии оценки творческих работ Критерии оценки практических работ Критерии оценки защиты творческой работы Критерии оценки демонстрационного материала (презентации) УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль 1. «Искусственный интеллект и машинное обучение» Цель: формирование представления об искусственном интеллекте и машинном обучении. Обучающие задачи:
  • дать представление о направлениях информационных технологий искусственный интеллект и машинное обучение;
  • познакомить с профессиями в области искусственного интеллекта и машинного обучения: «ML-инженер», «, «,
  • «Инженер по глубокому обучению», «AI-тренер», «Специалист по этике ИИ».; Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения, состояние направлений искусственный интеллект и машинное обучение в настоящее время, перспективы развития в России и Самарской области;
  • области применения и принципы работы ресурсов на основе
  • искусственного интеллекта;
  • содержание деятельности и особенности профессий «ML-инженер», , «, «Инженер по глубокому обучению», «AIтренер», «Специалист по этике ИИ»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по профессиям в области искусственного интеллекта и машинного обучения;
  • Стартовый уровень:
  • примеры ресурсов, разработанных на основе искусственного интеллекта для обработки и генерации текстов и изображений;
  • функционал и специфику использования ресурсов на основе
  • искусственного интеллекта для обработки и генерации текстов и изображений; Базовый уровень:
  • примеры ресурсов, разработанных на основе искусственного интеллекта для обработки и генерации презентаций, аудио и видеофайлов;
  • функционал и специфику использования ресурсов на основе искусственного интеллекта для обработки и генерации презентаций, аудио и видеофайлов;
  • Продвинутый уровень:
  • основные функции среды разработки и назначение библиотек для создания нейронной сети;
  • основные этапы создания нейронной сети;
  • механизмы обучения нейронных сетей; Учащийся должен уметь:
  • Стартовый уровень:
  • использовать сервисы на основе искусственного интеллекта для
  • распознавания, обработки текстов и изображений;
  • использовать сервисы на основе искусственного интеллекта для
  • преобразования и создания текстов и изображений; Базовый уровень:
  • использовать сервисы на основе искусственного интеллекта для
  • распознавания, обработки текстов и изображений;
  • использовать сервисы на основе искусственного интеллекта для
  • преобразования и создания презентаций, аудио и видеофайлов; Продвинутый уровень:
  • использовать среду разработки для создания нейронной сети;
  • использовать библиотеку NumPy;
  • работать с базой данных MNIST;
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Искусственный интеллект и машинное обучение» 1. Знакомство с направлениями искусственный интеллект и машинное обучение Теория. Понятие, история возникновения и тенденции развития в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры «Искусственный интеллект: машинное обучение» на сайте урокцифры.рф. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт «Искусственный интеллект», «Машинное обучение». 2. Профессии направлений искусственный интеллект и машинное Теория. Профессии направлений искусственный интеллект и машинное обучение на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий «ML-инженер», «, «, «Инженер по глубокому обучению», «AI-тренер», «Специалист по этике ИИ». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам «MLинженер», «, «, «Инженер по глубокому обучению», «AI-тренер», «Специалист по этике ИИ». 3. Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Этапы дизайнмышления. Основные этапы презентации. Практика. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Стартовый уровень. Обработка текста, изображений, видео, создание ИТпродукта с использованием сервисов на основе искусственного интеллекта. Базовый уровень. Определение рентабельности услуги внедряемой компанией на основе модели для классификации пользователей. Продвинутый уровень. Нейронная сеть для распознавания рукописных цифр. 4. Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 2. «Кибербезопасность» Цель: формирование представления о кибербезопасности. Обучающие задачи:
  • дать представление о направлении кибербезопасность;
  • познакомить с основными профессиями в направлении
  • кибербезопасность; Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения, состояние направления
  • кибербезопасность в настоящее время, перспективы развития в России и Самарской области;
  • содержание деятельности и особенности профессий информационной безопасност, «систем безопасности», криминалист», «Специалист по кибербезопасности», «Аналитик информационной безопасности»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по профессиям в сфере кибербезопасности;
  • Стартовый уровень:
  • основные признаки надежных паролей; функционал сервиса «Стойкость пароля» Базовый уровень:
  • основные угрозы и уязвимости программного обеспечения на сайтах; сервисы для анализа уязвимостей программного обеспечения на сайтах Продвинутый уровень:
  • основные принципы обеспечения информационной безопасности;
  • инструменты для обеспечения информационной безопасности
  • Учащийся должен уметь: Стартовый уровень:
  • создавать надежные пароли; проверять пароли на уязвимости Базовый уровень:
  • тестировать сайты на наличие уязвимостей в установленном программном обеспечении;
  • выявлять уязвимости в программном обеспечении на сайте и формлять отчет по полученным данным
  • Продвинутый уровень:
  • создавать концепт-проект модели информационной безопасности
  • организации;
  • осуществлять выбор средств для обеспечения информационной
  • безопасности; Учебно-тематический план Содержание модуля «Кибербезопасность» 1. Знакомство с направлением кибербезопасность Теория. Понятие, история возникновения и тенденции в развитии направления кибербезопасность. Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры «Кибербезопасность» на сайте урокцифры.рф. Онлайнвикторины. Построение ментальных карт «Кибербезопасность». 2. Профессии в сфере кибербезопасности Теория. Профессии направления кибербезопасность на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий , «систем безопасности», «криминалист», «Специалист по кибербезопасности», «Аналитик информационной безопасности». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам Специалист по информационной безопасност, «систем безопасности», «криминалист», «Специалист по кибербезопасности», «Аналитик информационной безопасности». 3. Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Основные этапы презентации. Практика. Этапы дизайн-мышления. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Стартовый уровень. Создание защитных паролей для системы и тестирование их надежности. Базовый уровень. Определение безопасности установленного на сайте программного обеспечения и разработка системы средств защиты информации сайта. Продвинутый уровень. Разработка модели информационной безопасности организации 4. Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Кибербезопасность». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 3. «Программные разработки» Цель: формирование представления о программных разработках в сфере информационных технологий. Обучающие задачи:
  • дать представление о видах программных разработок;
  • познакомить с профессиями , «Разработчик веб-сайтов и приложений», «Разработчик игр», «Мобильный разработчик», «Тестировщик программного обеспечения»;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения, состояние направления в области программных разработок; в настоящее время, перспективы развития в России и Самарской области;
  • содержание деятельности и особенности профессий ,
  • «Разработчик веб-сайтов и приложений», «Разработчик игр», «Мобильный разработчик», «Тестировщик программного обеспечения»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по профессиям в сфере программных разработок; Стартовый уровень:
  • назначение и возможности среды визуального программирования;
  • интерфейс и основные инструменты среды визуального
  • программирования;
  • основные этапы написания алгоритмов для персонажей; Базовый уровень:
  • примеры конструкторов сайтов и их возможности;
  • основные виды сайтов и правила их оформления;
  • общие принципы создания сайта с использованием конструкторов;
  • Продвинутый уровень:
  • основы html, css, javascript или python;
  • основные этапы разработки сайта Учащийся должен уметь:
  • Стартовый уровень:
  • использовать инструменты среды визуального программирования для
  • создания карты мира;
  • создавать программы для персонажей;
  • тестировать программу и устранять ошибки; Базовый уровень:
  • регистрироваться на сервисе для создания сайтов;
  • использовать основные инструменты конструктора для создания веб-
  • страниц; Продвинутый уровень:
  • выстраивать структуру сайта с использованием HTML; использовать инструменты CSS для оформления сайта;
  • создавать динамические элементы на веб-страницах
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Программные разработки» 1. Знакомство с направлением программные разработки Теория. Понятие, история возникновения и тенденции развития в сфере программных разработок. Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры «Разработка» на сайте урокцифры.рф. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт «Программные разработки». 2. Профессии направления программные разработки Теория. Профессии направления программные разработки на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий , «Разработчик веб-сайтов и приложений», «Разработчик игр», «Мобильный разработчик», «Тестировщик программного обеспечения». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам , «Разработчик веб-сайтов и приложений», «Разработчик игр», «Мобильный разработчик», «Тестировщик программного обеспечения» 3. Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Этапы дизайнмышления. Основные этапы презентации. Практика. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Стартовый уровень. Разработка трехмерной компьютерной игры с использованием среды визуального программирования KoduGameLab. Базовый уровень. Разработка веб-сайта или приложения с использованием конструктора. Продвинутый уровень. Разработка веб-сайта или приложения на языке программирования (по выбору учащегося). 4. Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Программные разработки». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 4. «Облачные технологии» Цель: формирование представления о направлении облачные технологии. Обучающие задачи:
  • дать представление о сфере облачных технологий;
  • познакомить с профессиями «Архитектор облачных сервисов», «Cloud-инженер», «Разработчик облачных сервисов», «Администратор облачных сервисов»;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения и перспективы развития в направления облачные технологии;
  • содержание деятельности и особенности профессий «Архитектор облачных сервисов», «Cloud-инженер», «Разработчик облачных сервисов», «Администратор облачных сервисов»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по
  • представленным профессиям; Стартовый уровень:
  • понятие облачные технологии;
  • платформы и сервисы, разработанные на основе облачных технологий;
  • принципы обработки и передачи информации с использованием облачных технологий;
  • основы обработки текстовой, числовой, графической информации с использованием облачных технологий; Базовый уровень:
  • основные правила создания ИТ-продукта на основе облачных технологий;
  • основной функционал облачных сервисов для создания ИТ-продукта
  • (блога, портфолио, лендинга и т.д.) Продвинутый уровень:
  • назначение и функционал облачных сервисов для анализа и визуализации данных;
  • основные принципы работы с датасетами в облачных сервисах Учащийся должен уметь:
  • Стартовый уровень:
  • использовать облачные сервисы для работы с текстовой, числовой, графической информации;
  • использовать облачные сервисы для организации сетевого взаимодействия; Базовый уровень:
  • создавать ИТ-продукт с использованием облачных технологий; Продвинутый уровень:
  • создавать и подключать датасет;
  • настраивать дашборд и отображение виджетов;
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Облачные технологии» 1. Знакомство с направлением облачные технологии Теория. Понятие, история возникновения и тенденции в развитии направления облачные технологии. Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры «Облачные технологии» на сайте урокцифры.рф. Онлайнвикторины. Построение ментальных карт «Облачные технологии». 2. Профессии направления облачные технологии Теория. Профессии направления облачные технологии на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий «Архитектор облачных сервисов», «Cloud-инженер», «Разработчик облачных сервисов», «Администратор облачных сервисов». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам «Архитектор облачных сервисов», «Cloud-инженер», «Разработчик облачных сервисов», «Администратор облачных сервисов». 3. Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Этапы дизайнмышления. Основные этапы презентации. Практика. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Стартовый уровень. Разработка блога с использованием облачных технологий. Базовый уровень. Создание портфолио на основе использования облачных технологий. Продвинутый уровень. Разработка организационной модели виртуального пространства для создания совместных проектов в компании на основе облачных технологий. 4. Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Облачные технологии». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 5. «Большие данные» Цель: формирование представления о направлении «Большие данные». Обучающие задачи:
  • дать представление о направлении «Большие данные»;
  • познакомить с профессиями «Data Scientist», «Data-инженер»,
  • «Аналитик больших данных», «Data-программист»; Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения и перспективы развития в
  • направления «Большие данные»;
  • содержание деятельности и особенности профессий «Data Scientist», «Data-инженер», «Аналитик больших данных», «Data-программист»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по
  • представленным профессиям; Стартовый уровень:
  • алгоритмы работы со структурированной информацией;
  • онлайн-сервисы для работы с данными; Базовый уровень:
  • виды программного обеспечений для анализа данных, инструменты для работы с большими данными;
  • основные этапы обработки и анализа данных; Продвинутый уровень:
  • основные подходы к анализу данных, структуру датасета; – основные принципы решения задач на основе анализа данных Учащийся должен уметь:
  • Стартовый уровень:
  • использовать онлайн-сервисы для работы с данными; – проводить анализ данных на основе заданных параметров;
  • Базовый уровень:
  • использовать программу Weka для анализа данных;
  • открывать и работать с файлами данных в программе Weka, используя алгоритм классификации ZeroR для определения точности работы алгоритма; Продвинутый уровень:
  • использовать различное программное обеспечение для анализа больших данных;
  • выполнять операции с датасетами для проведения анализа по заданным параметрам
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Большие данные» 1. Знакомство с направлением «Большие данные» Теория. Понятие, история возникновения и тенденции в развитии направления «Большие данные». Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры «Большие данные» на сайте урокцифры.рф. Онлайнвикторины. Построение ментальных карт «Большие данные». 3. Профессии направления «Большие данные» Теория. Профессии направления облачные технологии на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий «Data Scientist», «Data-инженер», «Аналитик больших данных», «Dataпрограммист». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам «Data Scientist», «Data-инженер», «Аналитик больших данных», «Data-программист». Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Этапы дизайнмышления. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Основные этапы презентации. Стартовый уровень. Разработка акции «Скидка ко дню рождения» для компании на основе анализа данных клиентов. Базовый уровень. Разработка алгоритма классификации абонентов для определения рентабельности услуги. Продвинутый уровень. Создание модели оптимизации деятельности организации на основе анализа данных. 4. Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Облачные технологии». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль 6. «Архитектура цифрового пространства» Цель: формирование представления о направлении «Архитектура цифрового пространства». Обучающие задачи:
  • дать представление о направлении «Архитектура цифрового
  • пространства»;
  • познакомить с профессиями «ERP-консультант», «Корпоративный архитектор», «Архитектор VR/AR», «Архитектор баз данных», «Специалист по интеллектуальной обработке данных», «Архитектор информационных систем», «IoTархитектор»;
  • Предметные ожидаемые результаты Учащийся должен знать:
  • понятие, историю возникновения и перспективы развития в
  • направления «Архитектура цифрового пространства»;
  • содержание деятельности и особенности профессий «ERP-
  • консультант», «Корпоративный архитектор», «Архитектор VR/AR», «Архитектор баз данных», «Специалист по интеллектуальной обработке данных», «Архитектор информационных систем», «IoT-архитектор»;
  • личностные качества необходимые для успешной работы по
  • профессиям направления «Архитектура цифрового пространства»; Стартовый уровень:
  • принцип работы решений IoT в различных сферах;
  • основы работы устройств на основе IoT;
  • основные этапы разработки концепт-проекта в области IoT Базовый уровень:
  • понятие и основные назначения смешанной, дополненной и
  • виртуальной реальности;
  • инструменты для создания AR/VR приложений Продвинутый уровень:
  • понятие и архитектуру информационных систем; – основные этапы проектирования информационных систем; Учащийся должен уметь:
  • Стартовый уровень:
  • описывать цели и задачи концепт-проекта;
  • разрабатывать структурные схемы концепт-проектов в сфере
  • «Интернет вещей»;
  • выбирать технологии реализации проекта; Базовый уровень:
  • использовать инструменты конструктора для создания AR/VR приложений;
  • создавать AR/VR приложения
  • Продвинутый уровень:
  • разрабатывать структурные схемы информационных систем;
  • выбирать технологии для реализации проектов
  • Учебно-тематический план Содержание модуля «Архитектура цифрового пространства» 1. Знакомство с направлением «Архитектура цифрового пространства» Теория. Понятие, история возникновения и тенденции в развитии направления «Архитектура цифрового пространства». Перспективы развития данной отрасли информационных технологий в России и Самарской области. Практика. Тренажеры по теме «Архитектура цифрового пространства» на сайте урокцифры.рф. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт «Архитектура цифрового пространства». 5. Профессии направления «Архитектура цифрового пространства» Теория. Профессии направления «Архитектура цифрового пространства» на современном этапе и в ближайшем будущем. Содержание деятельности, особенности, плюсы и минусы профессий «ERP-консультант», «Корпоративный архитектор», «Архитектор VR/AR», «Архитектор баз данных», «Специалист по интеллектуальной обработке данных», «Архитектор информационных систем», «IoT-архитектор». Необходимые профессиональные навыки. Важные личностные качества. Практика. Онлайн-викторины. Построение ментальных карт по темам «ERPконсультант», «Корпоративный архитектор», «Архитектор VR/AR», «Архитектор баз данных», «Специалист по интеллектуальной обработке данных», «Архитектор информационных систем», «IoT-архитектор». 6. Разработка творческого проекта Теория. Понятие и особенности метода дизайн-мышление. Этапы дизайнмышления. Основные этапы презентации. Практика. Эмпатия. Обсуждение проблем и решений. Обсуждение новшеств и ключевых проблем. Прототип. Реализация решения. Стартовый уровень. Разработка концепт-проектов в области «Интернет вещей». Базовый уровень. Разработка VR контента. Продвинутый уровень. Разработка модели архитектуры информационной системы для организации." Форсайт сессия Теория. Подготовка к творческой работе: определение основных понятий, темы и направлений. Практика. Проектирование образа будущего по теме «Архитектура цифрового пространства». Презентация результатов работы, представление творческих работ. Модуль «Воспитательный компонент» Цель: самоопределение и социализация учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование чувства гражданственности, бережного отношения к культурному наследию и традициям российского народа. Задачи:
  • воспитание чувства гордости за отечественные технические достижения;
  • формирование у учащихся мотивации поиска новых технических решений;
  • воспитание у учащихся технической творческой активности;
  • формирование благоприятной среды для личностного роста учащихся. Содержание модуля «Воспитательный компонент»
  • История техники в России и мире; достижения российской и мировой технической мысли; значение техники в жизни российского общества; этика технической идеи; технологическое развитие России и Самарского региона; значение техники в жизни российского общества; ценность авторства и участия в техническом творчестве; уважение к достижениям в технике своих земляков. Доверительные отношения между педагогом и учащимися. Педагогически целесообразное поощрение учащихся за выполнение учебных заданий. Правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; правила внутреннего распорядка учащихся в МБОУДО ДТДМ. «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Кибербезопасность», «Программные разработки», «Облачные технологии», «Большие данные и аналитика», «Архитектура цифрового пространства». Создание психологически комфортной среды для каждого учащегося. Планирование и анализ результатов деятельности. Привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в образовательной деятельности детского объединения (проведение открытых занятий для родителей; родительские собрания). Ресурсное обеспечение программы Учебно-методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета с медиапроектором, оснащенного персональным компьютером с установленным программным обеспечением MS Office. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
  • Выделенное помещение для 10-12 человек, отапливаемое, обеспеченное средствами кондиционирования.
  • Персональное рабочее место (стол, стул) по числу обучающихся.
  • Персональное рабочее место (стол, стул) преподавателя.
  • Компьютер (ноутбук) (с пакетом программ MS Office, доступом в Интернет, графическим редактором Paint.NET, видеоредактором, средой визуального программирования KoduGameLab, средой разработки Python, текстовым редактором Notepad++, конструктором EV Toolbox, приложением для анализа данных и машинного обучения Weka).
  • Мобильная доска с маркерами.
  • Мультимедийное оборудование для презентаций.
  • Пишущая ручка по числу обучающихся.
  • Бумага для рисования A3.
  • Краски и кисти по числу обучающихся.
  • Цветные карандаши по числу обучающихся. 11. Простые карандаши по числу обучающихся.
  • Ластики по числу обучающихся.
  • Чистая белая бумага формата А4 плотностью не менее 80 г/кв. м, не менее 50 листов на 1 обучающегося.
  • Принтер.
  • 36 Список литературы:
  • Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». – М.: Соборъ, 1996. – 60 с.
  • Астахова К. И. Создаем игры с Kodu Game Lab / К. И. Астахова ;под ред. В. В. Тарапаты.—М. : Лаборатория знаний, 2019.— 122 с.
  • Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли) Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб., ГП «ИМАТОН», 1999. – 60 с.
  • Богомолова И. С. Дизайн-мышление: от названия к сути метода // AMIT. – 2023. – №4 (65). – С. 92-102.
  • Голубев С.В. Детский форсайт. Технология вовлечения школьников в проектирование будущего городов / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, В.А. Смирнов. – М.: Грифон, 2017. – 104 с.
  • Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. Антонец В.Л., Нечаева Н.В. и др. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. — 320 с.
  • Лидтка Ж., Огилви Т. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров. –
  • М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 240 с.
  • Микалко М. Взлом креатива: как увидеть то, что не видят . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 320 с.
  • Михеева М.М. История и методология дизайн-проектирования. – М.: МГТУ им.
  • Н.Э. Баумана, 2015. — 104 с.
  • Ньюмейер М. Нарушай правила! И еще 45 правил гения . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 144 с.
  • Открытое мышление. Как выйти за пределы своей точки зрения / пер. с англ. А. Коробейникова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 208 с.
  • Стефаненко Н.Н. Лабиринт создание 3-D игры // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 2. – С. 33-38. 13. Теория и практика креативной деятельности / О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. – 372 с.
  • 14. 37 Приложение № 1 М О Н И Т О Р И Н Г результатов обучения учащихся по дополнительной общеобразовательной программе Приложение 2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Приложение 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Модуль «Искусственный интеллект и машинное обучение» Модуль «Кибербезопасность» Модуль «Программные разработки» Модуль «Облачные технологии» Модуль «Большие данные» Модуль «Архитектура цифрового пространства»
    -