Публикации Подготовка к ОГЭ по физике. Решение расчётных задач второй части.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ по физике. Решение расчётных задач второй части.
Автор: Романова Саина Григорьевна

Из опыта работы: профориентация учащихся средствами исследовательской деятельности через призму метапредметностиРоманова Саина ГригорьевнаУчитель физики и информатики,МБОУ «Эйикская средняя общеобразовательная школа»Оленекский район, Республика Саха (Якутия)Согласно Концепции развития системы дополнительного образования детей на период до 2030 года одной из приоритетных задач является вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, поддержку профессионального самоопределения, реализацию образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности, в том числе – исследовательской. Эта задача, на мой взгляд, касается каждого учителя и сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы в данном направлении.Как учитель, исследовательской деятельностью я занимаюсь на протяжении 9 лет и констатируя результаты работы, могу предположить, что действительно, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, является эффективным инструментом профориентации обучающихся. И подтверждая свои слова, хочу обратиться к данной таблице. Из таблицы видно, что ученики, занимавшиеся исследовательской деятельностью под моим руководством, выбрали техническое направление для дальнейшего обучения. И здесь закономерно возникает вопрос: действительно ли участие школьников в исследовательской работе способствовало их раннему профессиональному самоопределению? Или же это было обусловлено тем, что я, будучи руководителем, работала с учениками, проявляющими интерес к техническим дисциплинам? Этот вопрос, на мой взгляд, скорее из разряда риторических. Потому что, эффективность профориентационной работы с учащимися через исследовательскую деятельность напрямую зависит от того, как учитель организует этот процесс.В своей практике я применяю метапредметный подход как в рамках учебного процесса, так и в процессе внеурочной деятельности. Такой подход позволяет развивать у учащихся не только предметные знания и навыки, но и универсальные компетенции, которые могут быть применены в различных областях деятельности.Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Такой подход к профориентации может быть эффективным, так как он позволяет учащимся развивать универсальные компетенции, которые могут быть применены в различных областях деятельности. Кроме того, он позволяет учащимся лучше понять свои интересы и способности, что может помочь им выбрать будущую профессию.В качестве примера хочу привести исследовательский проект, которым я руковожу в течение 7 лет. Этот проект посвящён изучению нефтесорбентов. В ходе работы над проектом четверо учащихся под моим контролем проводили исследование в этой сфере. Выбор данной темы ярко демонстрирует метапредметный подход, поскольку здесь мы выходим за рамки отдельных дисциплин, но при этом не пренебрегаем ими. Если анализировать процесс исследований, можно заметить, что каждый участник проводил свои изыскания, опираясь на результаты предыдущих исследований. Таким образом, мы наблюдаем непрерывность процесса исследования. Например, в начале работы мы провели экспериментальные исследования физических показателей природных сорбентов от нефтепродуктов, затем на следующий год также методом экспериментов разработали новый вид биосорбента для очистки вод от нефтяных загрязнений, на следующем этапы работы рассмотрели практические аспекты применения биосорбента из регионального компонента для очистки водной поверхности от нефтепродуктов в условиях Арктики, затем этот же новый вид сорбента исследовали для использования для очистки почвы от нефтепродуктов. На этих этапах работы мы рассматривали в качестве сорбентов только природные материалы. Начиная с прошлого года к выборке материалов мы добавили вторичное сырье и разработали новый вид сорбента из коллаборации природных материалов и вторсырья. В этом году данные материалы экспериментально испытали в условиях Арктики, то есть при низких температурах. И в дальнейшем мы планируем продолжить наши исследования: в следующем году будем апробировать наш продукт в условиях малых автозаправочных станций (АЗС).В рамках этого направления деятельности ученики неоднократно представляли свои работы на конференциях республиканского, всероссийского и международного уровня, демонстрируя высокие результаты. И на сегодняшний день в этом направлении мы работаем с ученицей 8 класса Боековой Майей, которая в прошлом году стала Дипломантом 1 степени, а в этом году Лауреатом в секции «Горная инженерия, энергетика и нефтегазовое дело» в республиканской конференции «Инникигэ хардыы» и сейчас готовится к участию во Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» в г. Москва.И подытоживая свое выступление, я, как учитель физики, хотела бы поделиться с вами своей формулой успешного и продуктивного исследования, которое поможет вовлечь школьников в раннюю профессиональную ориентацию через исследовательскую деятельность:
  • Прежде всего, это обнаружение и адресная работа с учащимися, проявляющими интерес к техническим дисциплинам.
  • Далее, это корректный выбор темы исследования, основанный на метапредметном подходе и актуальности исследования с учетом регионального компонента.
  • Наконец, это непрерывность исследовательской деятельности, поскольку настоящие исследования проводятся в течение длительного времени.
  • -