Публикации
«Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Сарлайкина Светлана Зиновьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Сарлайкина Светлана Зиновьевна
«Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа». В. В. Зеньковский. В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определен принцип построения образовательной деятельности в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в современном обществе. Поэтому, духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Отторжение подрастающего поколения от народной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм.Духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо формировать через приобщение к культурному наследию своего народа, где главной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, его социализация в процессе организации педагогической работы с детьми.Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач:- формирование любви к семье, малой и большой Родине; -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; -уважение к своей нации, понимание национальных особенностей;- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей. К элементам русской народной культуры, с которыми мы знакомим детей в детском саду, относятся: знакомство с жизнью и бытом наших предков, народные обычаи, праздники, народные игры, фольклор, народное искусство, промыслы. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Ознакомление детей с русской народной культурой происходит на занятиях, экскурсиях, в беседах. Приобщение детей к русской народной культуре следует начинать со знакомства с жизнью, бытом, традициями наших предков, русским фольклором, народными праздниками, народными играми, народным промыслом.В своей работе я использую различные жанры детского фольклора. Русские загадки, пословицы и поговорки, колядки, заклички – это народная мудрость. Они кратки, выразительны; учат ценить честность, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.Большую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях.Игра – неисчерпаемый источник бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. Игровые и плясовые песни, русские народные, словесные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории.Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей воспитанников. С ними систематически провожу беседы, консультации, организовываю выставки детско-родительских работ. Также, привлекаю родителей к подготовке к праздникам и участию в нем. Интересно проходят посиделки, праздники, где родители принимают активное участие. В нашей группе был обновлен центр патриотического воспитания, мы изготовили альбом «Предметы быта наших предков», а также лэпбук «Народные промыслы». Работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свою страну, за свой народ, за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.
