Публикации
Типы, формы и виды наставничества педагогических работников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Типы, формы и виды наставничества педагогических работников
Автор: Денежко Инна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Типы, формы и виды наставничества педагогических работников
Автор: Денежко Инна Николаевна
Типы, формы и виды наставничества педагогических работниковСистема наставничества в образовании — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве. Целевая модель наставничества – это система условий, ресурсов, процессов необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Цели системы наставничества: раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку её деятельности, в котором выстроены доверительные и партнёрские отношения. Типы, формы и виды наставничества педагогических работниковТипы наставничества:прямое (предполагает непосредственный контакт наставника с наставляемым и общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке), опосредованное (проявляется путем эпизодических консультаций, советов, рекомендаций по отдельным вопросам, но личные контакты между наставником и наставляемым(и) сводятся к минимуму. Нередко такое наставничество играет роль пробного и рассматривается как шаг, предшествующий прямому наставничеству) , скрытое (возникает в ситуации, при которой выявляются наиболее значимые дефициты потенциального наставляемого, например, нового педагога, с последующей задачей их устранения. Наставник воздействует на потенциального наставляемого незаметно для него, при помощи советов, дружеского участия, высказывания мнения с целью выявления, действительно ли данный педагог нуждается в более плотном наставничестве. Как правило, оно применяется к педагогам, которые уже имеют определенный стаж и опыт педагогической деятельности, а также к педагогам, которые пришли в образовательную организацию, работающую по образовательным программам определенной направленности.), открытое (предполагает согласованное двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого, которое предусматривает четкое следование разработанной персонализированной программе наставничества), индивидуальное (применяется в тех случаях, когда оно осуществляется по отношению ко всему педагогическому коллективу образовательной организации. Такое положение возможно в условиях мониторинга образовательной организации, находящейся в т.н. «красной зоне» рейтинга организаций. Этот тип наставничества также может применяться в отношении группы студентов педагогических вузов, проходящих педагогическую практику в той или иной образовательной организации, или группы студентов организации среднего профессионального образования со стороны рабочей бригады предприятия), коллективное (применяется в тех случаях, когда оно осуществляется по отношению ко всему педагогическому коллективу образовательной организации. Такое положение возможно в условиях мониторинга образовательной организации, находящейся в т.н. «красной зоне» рейтинга организаций. Этот тип наставничества также может применяться в отношении группы студентов педагогических вузов, проходящих педагогическую практику в той или иной образовательной организации, или группы студентов организации среднего профессионального образования со стороны рабочей бригады предприятия). Формы наставничества - это способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой программой наставничества, основной деятельностью и позицией участников. Формы наставничества:«педагог – педагог» - применяется во всех образовательных организация. В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации. «руководитель образовательной организации – педагог» - здесь подходит и модель ментора, и модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель учителя, когда на первый план выводит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. «тьютор – педагог» - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий, «педагог вуза/ссуза – молодой педагог образовательной организации» - рименима для общеобразовательных организаций, отчасти – для образовательных организаций систем СПО и ДО. Речь идет о будущем педагоге, а в данный момент – студенте педагогического вуза или организации СПО, который проходит педагогическую практику в образовательной организации или трудоустроился в ней. Нередки случаи, когда на практику приходит студент – выпускник данной организации с намерением вернуться в нее уже в качестве дипломированного педагога. «социальный партнер – педагог образовательной организации» - в наибольшей степени применима в системе СПО и ДО, хотя ее потенциал будет также востребован и в общеобразовательной организации. Виды наставничества педагогических работников в образовательной организацииВиртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек) или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным сферам педагогической деятельности. Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Традиционная форма наставничества («один на один») – взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
