Публикации «Технология наставничества в образовательной организации»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология наставничества в образовательной организации»
Автор: Козлова Елена Александровна

«Технология наставничества в образовательной организации»Система наставничества подразумевает прежде всего наличие ряда условий, которые необходимы для успешной реализации программы в образовательной организации. Какие же условия необходимы для успешной наставнической деятельности? Каким образом должно быть организовано наставничество? Как вы думаете, с чего должна начать образовательная организация?Это прежде всего локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию наставничества.Во-первых, это приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации». К приказу разрабатываются приложения: -Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организацииорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации.Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации определяет основные понятия и принципы, цели, задачи и формы наставничества, ожидаемые результаты, а также порядок осуществления наставничества. В положении прописываются права и обязанности наставника, права и обязанности наставляемого, а также описывается процесс формирования пар наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество.Разработка подробной дорожной карты внедрения системы наставничества в образовательной организации предполагает указание конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных, определение необходимых для этого ресурсов (кадровых, методических, информационных, технических и прочих).Во-вторых, это формирование пар «наставник – наставляемый». Закрепление нового сотрудника за наставником производится на основании приказа руководителя.Основные подходы к организации взаимодействия пары «наставник – наставляемый» фактически сводятся к неким правилам-договоренностям, которые принимаются обеими сторонами. Они обговариваются в самом начале реализации наставнической программы. Главное, что наставник и наставляемый рассматривают наставничество как двусторонний, обоюдный процесс. Наставнические отношения формируются на условиях добровольности, взаимного согласия и доверия, взаимообогащения и открытого диалога.В – третьих, это разработка персонализированных наставнических программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников. Персонализированная программа наставничества педагогических работников в образовательных организациях:является краткосрочной (на 1 год), но при необходимости может быть продлена;создается для конкретной пары «педагог-педагог»;разрабатывается совместно наставником и наставляемым или молодой педагог уже знакомится с разработанной наставником программой.Важным компонентом персонализированной программы наставничества является план мероприятий, в которых отражаются основные направления деятельности: (теоретические, нормативные, предметно-профессиональные, психолого- педагогические (ориентированные на обучающихся и их родителей), методические (содержание образования, методики и технологии обучения), ИКТ-компетенции, а также внеурочная и воспитательная деятельность.Здесь же предлагаются конкретные меры и формы мероприятий по устранению профессиональных затруднений наставляемого, указываются ориентировочные сроки достижения промежуточных и конечных результатов.Основной этап системы наставничества - непосредственное взаимодействие наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные), взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций.Заключительный этап направлен на мониторинг результатов системы наставничества, рефлексию, поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов.Завершение персонализированной программы наставничества педагогических работников происходит в случае: завершения плана мероприятий и срока действия персонализированной программы наставничества.В случае успеха молодой педагог закрепляется в профессии и спустя три года проходит аттестацию и стремится к дальнейшему профессиональному росту.
-