Публикации
«Инклюзивная практика работы МБДОУ №46 г.Владикавказ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инклюзивная практика работы МБДОУ №46 г.Владикавказ»
Автор: Амбалова Марина Руслановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инклюзивная практика работы МБДОУ №46 г.Владикавказ»
Автор: Амбалова Марина Руслановна
Из опыта работыЗаведующий МБДОУ№46Амбалова Марина Руслановна«Инклюзивная практика работы МБДОУ №46 г.Владикавказ»Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования.После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования.На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что: «Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты».Модель инклюзивного образования:Цель: обеспечение доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей в условиях ДОО.Задачи:формирование инклюзивной культуры сообщества; создание универсальной безбарьерной среды; обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ; обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и развитие системы ранней помощи (от 0 до 3-х лет); создать условия для предоставления психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям детей с ОВЗ в рамках деятельности консультативного пункта; совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников, специалистов сопровождения; создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ; формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования; обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования. Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.В дальнейшем на психолого-педагогическом консилиуме ДОУ определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.Для успешного принятия ребенка в комбинированной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.Наши действия при встречи ребенка с ОВЗ:Наблюдение (с целью установления контакта) Установление контакта (любого, эмоционального, физического, зрительного) Попытка включения в совместную деятельность. Проанализировав эти три пункта, мы можем понять степень готовности ребенка к инклюзии и в соответствии с этим строить дальнейшие планы.Если нет первичного контакта, то будут включены разноплановые игры хороводные и другие, при затруднении - рука в руке, отталкиваясь от интересов ребенка.В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения и включением в ОД.При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:- поведение ребенка соответствующее социально - культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, оркестр, изобразительная деятельность).Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.Группы компенсирующей направленности:В МБДОУ № 46 2 группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) в которых инклюзивное образование осуществляется по трем направлениям:обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей. частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении педагогов, до посещения без сопровождения. полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников. Служба консультирования предоставляет свои услуги для детей и родителей (законных представителей), посещающие наше учреждение и нуждающиеся в консультировании.После первичной диагностики, определяются направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.В МБДОУ опытные педагоги, могут оказать консультативную помощь в вопросах развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также детям- инвалидам. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.Деятельность ППкПсихолого-педагогический консилиум ДОУ работает на постоянной основе в течение всего учебного года, полностью укомплектован специалистами, есть председатель и секретарь консилиума.ППк ДОУ непосредственно взаимодействует с родителями (законными представителями), а также городским Структурным подразделением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центр диагностики и консультирования «Доверие»г.Владикавказ». Заседания ППк проходят , как плановое, так и внепланово (по запросу).При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников.Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей).Реализация АООП и АОП в ДОУПедагоги МБДОУ №46 разработали и реализуют адаптированную образовательную программу для группы для детей с нарушениями речи (посещающих группы компенсирующей направленности) и адаптированные образовательные программы, на всех детей со статусом ОВЗ.АОП и АООП – это образовательные программы, адаптированные для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.Условия реализации АОП и АООП:Реализация АОП и АООП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. При реализация АОП и АООП необходимо создавать условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами- психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. К реализации АОП и АООП в образовательной организации должны быть привлечены учителя-логопеды, педагоги-психологи. Задачи организации совместной деятельности:создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа); формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга; развиватькоммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя; развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки саморегуляции и самообслуживания. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:индивидуальные занятия со специалистами активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми прием пищи дневной сон фронтальные занятия детско-родительские группы праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Взаимодействие междуучастниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.Осуществляя процесс инклюзивного образования, все участники должны соблюдать основные принципы:Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Список литературы:Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //дефектология. — 1997. Назарова Н.М. Специальная педагогика «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями 2000» Прочухаева М. М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
