Публикации
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности у младших школьников
Автор: Нурисламова Гульсира Рахматовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности у младших школьников
Автор: Нурисламова Гульсира Рахматовна
Формирование читательской грамотности у младших школьниковСтратегической целью сегодня является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. Ключевой показатель успешности вхождения РФ в десятку мировых лидеров – результативность российской школы в формировании функциональной грамотности школьников. Читательская грамотность считается ключевой компетенцией функциональной грамотности. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Сегодня грамотное чтение больше не определяется способностью понимать один текст. Хотя способность понимания и интерпретации фрагментов непрерывных текстов, в том числе художественных, остается ценной, грамотное чтение сегодня требует сложных стратегий обработки информации, включающих анализ, синтез, интеграцию и интерпретацию соответствующей информации из нескольких информационных источников. Проблемы, которые мешают развитию читательской грамотности младших школьников:- не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях;- не всегда связно передают содержание прочитанного текста;- испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавлении частей произведения;- допускают ошибки при чтении, что говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Вопрос формирования и развития читательской самостоятельности школьников, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией, является весьма актуальным.Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задаёт себе каждый учитель.Существует ряд причин:- ускорение темпа жизни;- развитие сети Интернет;- усиление влияния средств массовой информации;- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием детей, возросло;- установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы;- изменение позиции взрослых к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.Систематическая работа над формированием читательской грамотности в начальной школе непременно приведет к тому, что у выпускников начальной школы сформируются специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами:извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы; найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на текст, сделать простые выводы; интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя; устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). На выпуске из начальной школы можно выделить три уровня читательской грамотности: Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения ученики нуждаются в помощи. Низкий уровень говорит о непонимании текста или о не полном осознании прочитанного. В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения: понимать, анализировать, сравнивать и видоизменять текст, озаглавливать тексты, составлять план для краткого и подробного пересказа, выделять ключевые слова, преобразовывать текст в таблицу или кластер и т.д.Для формирования читательской грамотности у младших школьников следует регулярно и целенаправленно проводить работу с текстами различной сложности, для этой цели отбираются интересные и высокохудожественные произведения.Сегодня очень важно, чтобы каждый учитель должен уметь включать в свой урок элементы развития чтения, владеть приемами и технологиями читательской грамотности, текстовой деятельности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Задача учителя начальных классов – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Направления по формированию читательской компетенции:Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета.Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моей внеклассной деятельности постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями сельской библиотеки.Разносторонняя работа с текстом:Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).Работа с деформированным текстом:собери рассыпанные слова в предложение; собери предложения из частей. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста. Дополни предложение.Формирование понимания прочитанного и прослушанного произведения: это разносторонняя работа с текстом. Способствует обучению учащихся извлекать требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста. Это пособие использую как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Оно помогает подготовить детей к комплексным работам. Работа со словарями - толковыми, словарь настроения, синонимы-антонимы и др.Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки прочитанных произведений. Формирование знания книг и умение их самостоятельно выбирать. На уроках и занятиях использовать элементы театрализации, ролевое чтение, «сопереживание», беседа, беседа-«приманка», дискуссия, литературная игра, и другие.Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
